В чём смысл праздника преображения господня, его история, как его отмечают в храме на горе фавор

В чём смысл праздника преображения господня, его история, как его отмечают в храме на горе фавор

Преображение Господне относится к одному из самых великих и почитаемых христианских событий. Своё начало история праздника берёт в IV веке. Известно, что Византийская царица Елена, почитаемая как святая, повелела построить на горе Фавор Христианский храм Преображения Господня.

Преображение Господне история Праздника

Как повествует Евангелие, рассматриваемое событие произошло приблизительно за сорок дней до начала Пасхи, являвшегося празднованием прихода весны.

Но в восточной ветви христианства существует традиция праздновать Преображение в конце лета. Существует версия, что это связано с Великим постом.

Из-за него праздник и перенесли – чтобы не отвлекать верующих мысленным переживанием одного события от переживания другого.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю. Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества, то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников, который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим.

Обратите внимание

Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе.

В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

Преображение Господне на горе Фавор

События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе с любимыми учениками – Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу.

Когда он читал её, произошло чудо: лицо его осветилось, словно от солнечных лучей, а одежды стали белоснежными. В это время рядом с Христом были пророк Илия и Моисей.

Они вели беседу о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.

Увидев преображение Сына Божия, и, сказав, что здесь им хорошо находиться, Пётр предложил поставить на горе три палатки – для Иисуса и обоих пророков.

Затем на них спустилось облако, из которого раздался глас Божий, призвавший слушать своего «возлюбленного» сына.

После того как видение исчезло, Иисус наложил запрет на рассказы об увиденном и услышанном до того времени, когда он воскреснет из мёртвых.

Истолкование событий на горе

Во время своего земного пути Господь не сотворял ни одного из чудес без особого предназначения. Каждое из них служит для поучения и назидания. Как трактуется описанное событие исходя из его духовного смысла?

Преображение Господне имеет следующее толкование в Богословии.

  1. Демонстрируется Явление Святой Троицы. То есть открытие её перед людьми через Бога Единого. Из облака Бог Отец призвал внимать его учению.
  2. Преображение Иисуса говорит о проявлении в нём как в Сыне Божием двойственной природы – человеческой и божественной. Об этом двойственном естестве всегда шли споры среди богословов.
  3. Отцы церкви рассматривают Преображение как знак того, что все люди преобразятся в царствии небесном.
  4. Символично и присутствие двух пророков с разной судьбой. Моисей умер естественной смертью, а Илия был взят живым на небо. Это говорит о подвластности Богу всего живого.

Особенности празднования

  • Яблочный Спас – так называет Преображение Господне народ. Причина тому – требование церковного устава освещать в этот день плоды, относящиеся к вновь собранному урожаю. По старой традиции люди приносят в церковь фрукты, чтобы сотворить над ними молитву по окончании литургии (обедни) – главного богослужения.
  • А также в этот день православным разрешено есть плоды нового урожая в первый раз. До Преображения вкушать яблоки и виноград воспрещается. Такое ограничение начинается с Петрова поста.
  • Служители Православной церкви в день Преображения Господня используют белые одежды как символ вечного божественного света, отразившегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
  • На Яблочный Спас можно употреблять в пищу рыбу – в качестве некоторого праздничного послабления строгого поста.

Праздничное песнопение

Праздничное песнопение или акафист в честь Преображения содержит в себе трактовку евангельских событий. Произносимые в это время в храме молитвы, обращённые к Иисусу Христу, носят характер хвалебных и просительных.

Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесёнными им на Фаворе в момент восторга о том, что добро (хорошо) находиться нам всем под покровом Божией благодати.

Тем самым верующие, вторя апостолу, славят милосердие Божие, возвышающее человека до своего величия.

Отдание Преображения – окончание праздника – происходит 26 августа. Акафист Преображению Господню часто совершается во время вечерней службы в начале празднований. Но его могут читать и на протяжении всей недели. Молитва обычно заканчивает Литургию.

Народные традиции

Празднование Преображения Господня в православии имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане заготавливают запас свежих фруктов, которые часто собраны на собственных земельных наделах.

Плоды, отличающиеся спелостью и привлекательным внешним видом, приносятся в храм и кладутся на стол, находящийся в центре. Их готовят к освящению. Особенно это действо радостно для ребёнка. Детям выдаются корзинки с фруктами, чтобы они держали их самостоятельно.

В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и вручать подарки, читать стихи. После окончания службы люди возвращаются домой и приступают к праздничному обеду, который начинается с вкушения освящённых плодов.

Важно

В виде исключения христианам разрешено есть рыбу, несмотря на пост. На Яблочный Спас также подаются разнообразные блюда из яблок и мёда – пироги, варенье. А также в этот день принято ходить в гости к родственникам и добрым знакомым.

Как празднуют на Святой Земле

На Святой Земле также празднуют Преображение Господне, но со своими особенностями. Обычно на горе Фавор царит покой и уединение.

Паломники появляются здесь, как правило, начиная с Великого поста и заканчивая Пятидесятницей. Но при приближении Преображения настроение меняется. Российские туристы и паломники занимают общежития и гостиницы.

Верующие также прибывают и из окрестностей для празднования в непосредственной близости к месту события.

После вечерней службы люди ужинают и ложатся спать как можно раньше, чтобы с рассветом посетить утреннее праздничное богослужение. Литургия, как правило, сопровождается причастием, а прихожане крестят младенцев.

Местные христиане празднуют особым способом. Они разбивают палатки в церковном дворе. Пьют вино, танцуют в сопровождении музыкальных инструментов, стреляют из ружей, исполняют песни, ведут застольные беседы, шумят и нередко выясняют отношения. Веселье прекращается с первым звоном колоколов, зовущим к утренней службе.

По завершении богослужения начинается крестный ход, встречаемый радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.

О чём говорят приметы

Празднованию Преображения сопутствуют народные приметы, которые связаны в основном с урожаем.

  • Во время праздника принято угощать плодами со своего участка нищих и бедных. Тогда на будущий год урожай будет обильным. Если этого не происходит – хорошему урожаю не бывать.
  • Зерно нужно успеть убрать до 19 августа, так как после этого дня дожди очень вредны для него. Такие дожди в народе называют «дождь-хлебогной».
  • Церковный запрет на употребление фруктов до Яблочного Спаса связан с их недостаточным созреванием до этого времени. Виноград и яблоки становятся зрелыми лишь в последней трети августа. Именно тогда от них будет польза. Нарушение «яблочного воздержания» ассоциируется у верующих с грехом первых людей в саду Эдем, вкусивших запретный плод и навлекших Божий гнев на себя и своих потомков.

Как учит православная церковь, нельзя возводить народные приметы в абсолют. Нужно относиться к ним как к дани традициям и больше обращать внимание на духовный смысл праздника.

Преображение Господне фото иконы

Эта икона имеет историю ещё более давнюю, чем сам праздник. На заре возникновения христианского искусства икон как таковых не существовало. Изображения делались на стенах храмов, и состояли они из символов. Объяснение тому – гонения на христиан. Так, крест изображался в виде якоря, Иисуса символизировала рыба. Ещё он представал в образе пастуха или Орфея – героя древнегреческих мифов.

Фигуры людей стали изображаться начиная с VI века, часто в виде панно из мозаики. Прототипом всех икон Преображения стал шедевр, созданный в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана.

На нём видны и Христос, и сопровождавшие его апостолы. Привычная на сегодняшний день композиция сформировалась к IX веку.

Совет

Ярким примером иконы Преображения, написанной по этому канону, является икона XV века, находящаяся в Кремле, в Благовещенском соборе.

Большое пространство на ней отведено скалам. На самом деле, гора Фавор имеет пологие склоны. Скалы – это символ крепкой веры и пути к Вечности. Многочисленные деревья обозначают крест, на котором распяли Христа.

Его ученики изображены в лежачих позах, что является знаком неподготовленности к произошедшему событию Преображения и назиданием верующим о необходимости готовиться к встрече с божественным, дабы не быть ослеплёнными в духовном смысле.

Спаситель воспаряет над скалами, окружённый мощным радужным сиянием в виде овала, называющегося мандорла. Это название взято из итальянского и означает миндалину. Обычно оно окружает изображение Иисуса и Божьей Матери, иногда – святых. Это свидетельство славы и благодати. На описываемой иконе этот свет символизирует Преображение, происшедшее с Христом.

Присутствие библейских пророков Илии и Моисея говорит о встрече двух миров – мира живых и мира мёртвых. В глазах Господа оба они едины, так как для него не существует мёртвых – все живы.

Важным посылом является присущая иконе яркость, обилие золотого цвета, которые представляют собой аллегорию райской жизни. Этот образ подкрепляется роскошной растительностью и сиянием, исходящим от Иисуса, заполняющим весь фон иконы. Преображение Господне приоткрыло перед его учениками и перед всеми верующими завесу тайны, за которой находится будущая извечная жизнь.

Преображение Господне – одно из важнейших событий и ярких символов Христианства. Название горы Фавор в переводе с еврейского языка означает чистый свет.

Она являет собой символ чистоты, которую ощущает верующий после общения с Богом, освобождения души от греха.

Преображение Иисуса символизирует основную цель христианской веры – победу духовного над плотским, очищение, которое возможно для каждого, кто стремится к Богу.

Преображение Господне

Источник: https://pravoslavie.guru/prazdniki/preobrazhenie-gospodne-smysl-i-istoriya-prazdnika.html

Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий, Раздел 10 — читать, скачать — Гермоген Иванович Шиманский

Тропарь (глас 7)

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак (глас 7)

На горе преобразился еси и, якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедях, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти Твоея преславное преображение.

Обратите внимание

Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений святого Ефрема Сирина и святого Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что истоки его — в предшествовавших трех веках христианства.

Читайте также:  Икона святителя иоанна златоуста - значение и в чем помогает

От VII века сохранилось Слово на Преображение Господне святого Андрея Критского (635-680), в котором Преображение рассматривается не только с догматической точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества.

В VIII веке святыми Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским были составлены стихиры и каноны праздника, которыми Православная Церковь и сегодня прославляет событие Преображения Господа Иисуса Христа.

Праздник посвящен воспоминанию события, случившегося на горе Фавор и описанного у евангелистов Матфея и Луки (Мф. 17, 1-13; Лк. 9, 28-36). Евангельские чтения на утрене и Литургии и песнопения службы праздника дают полное представление об этом событии.

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий.

Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» — апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16).

Но когда Господь начал открывать ученикам тайну ожидающих Его во Иерусалиме многих страданий и смерти, апостол Петр горячо и решительно стал возражать Христу: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою» (Мф. 16, 22).

По прошествии шести дней Господь взял Своих учеников Петра, Иакова и Иоанна помолиться на гору Фавор. Его выбор пал на этих учеников потому, что именно они — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, по словам стихиры, «хотели быть с Ним и во время предания Его»309, приглашает их, чтобы они, увидев чудо Его Преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий310.

Важно

И когда Господь молился, Лик Его просиял, как солнце, ризы и одежда Его сделались белыми, как снег. С преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: пророки Моисей и Илия.

Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить во Иерусалиме, об ожидавших Его Кресте и смерти, о конце Его земной жизни.

Апостол Петр в порыве великой радости от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

Не успел апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, из облака раздался чудный Божественный глас, обращенный к апостолам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его послушайте».

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника; при этом изъясняется его глубокий догматический и нравственный смысл.

Явившиеся преобразившемуся Господу и с Ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческаго Существа сияние, господствуяй живыми и мертвыми»; они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков»311. И был к апостолам «глас свыше Отечь из облака шумно предсвидетельствующь и глаголющь: «Сей есть, Его же нетленно из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой,

Пророки Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божественности Спасителя, но и предвозвещают Его спасительный подвиг и крестные страдания. И поэтому Преображение Господа Иисуса Христа «провозвещало и славное Креста ради спасительное Воскресение», и избавление мира от преступлений313.

На Фаворской горе Господь Иисус Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)314, славу Своего Божества»315, «являя началобразныя доброты благолепие, и то — не всесовершенно».

Совет

С одной стороны, уверяя, удостоверяя учеников в Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не како со зраком и еже жити погубят, но якоже можаху вмещати, телесныма очима стерпяще»316. Поэтому «Божества Своего (только) малу зарю обнажил» Спаситель317, скрывая «под плотию сокровенную молнию Своего Существа и Божественного благолепия»318.

«Создавший невидимыми руками человека по Образу Своему Христос (во время Преображения) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в Образе, но каков Он Сам по Существу (в блистании Божества), будучи Богом и человеком»319.

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

https://www.youtube.com/watch?v=Wg8mk8ne36s

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение и милость, и многое милосердие, имже спасл еси мир, грехом погибающий»320. В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через Воплощение Сына Божия.

Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображься облистати паки сотворил еси, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость»321.

«Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее древле естество изменив, просветил еси

В службе на Преображение Господне в стихирах указывается, что небесный голос обращается ко всем, носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими, животворящими «очами Света Христова», всем следует устраивать свою жизнь по заветам Христа, — слушать Его («Того послушайте»). «От Света пресекий первородный свет, яко во свете дела поют Тя, Христе, Содетеля,

Христос показывает Преображением, в лице апостолов, всем Своим последователям: «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше (они) и Божественной славы сподобятся»325.

Праздник Преображения Господня принадлежит к числу Господских двунадесятых праздников. Служба в день праздника совершается вся по Минее; если праздник случится в воскресенье, то воскресная служба отменяется — поется только служба праздника.

На великой вечерне прокимен бывает или дня, или — великий прокимен. Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли» бывает на великой вечерне (под праздник) в том случае, когда праздник попадает на субботу. В субботу вечером поется обычный великий прокимен «Господь воцарися» (см. «Богослужебные указания на 1950 год»).

Когда же праздник совершается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то под самый праздник, на великой вечерне поется прокимен дня, а великий прокимен поется в вечер праздника, т. е. накануне дня, следующего за праздником. На благословении хлебов (на литии), на «Бог Господь» и в конце утрени — тропарь праздника. На утрене по полиелее поется величание.

Обратите внимание

Далее — малая ектения и седальны праздника. Степенны — 1 антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие. Псалом 50. «Слава»: «Всяческая днесь радости исполнишася, Христос преобразися пред ученики». «И ныне» — то же. Затем стихира, глас 5: «Божества Твоего, Спасе» (это особенность службы: обычно в этом месте поется: «Слава»: «Молитвами апостолов».

«И ныне»: «Молитвами Богородицы» и прочее).

На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем — поется припев и ирмос 9 песни.

Припев: Величай, душе моя, на Фаворе Преобразившагося Господа.

Указанный припев поется к каждому из тропарей 9 песни, которые читает чтец.

Ирмос 9 песни: Рождество (рождение) Твое нетленно явися: Бог из бокý Твоею (от Твоего чрева), пройде, яко плотоносец (в человеческой плоти) явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем (поэтому) вси величаем.

В конце утрени и Литургии — отпуст праздника (см. Служебник): «Иже на горе Фаворстей преобразивыйся во славе перед святыми Своими ученики и апостолы, Христос, Истинный Бог наш».

На Литургии — антифоны праздника: «Воскликните Господеви вся земля» и прочее. На входе — входное праздника: «Господи, поели Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою». Вместо «Достойно» — задостойник «Рождество Твое нетленно явися» с припевом «Величай, душе моя»; и так — до отдания праздника. Причастен — праздника.

В попразднство на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, Преобразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуиа».

К особенностям праздника Преображения Господня относится то, что в этот день совершается освящение плодов. Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены уже в 3 Апостольском Правиле (ср. 28 правило VI Вселенского Собора).

Основанием для установления этого обычая 6 августа явилось то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшими для пропитания из которых являются злаки и виноград.

Эти плоды приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говориться в молитве, читаемой над «гроздием».

Важно

В Русской Православной Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей».

Освящение плодов 6 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение: в событии Преображения Господу благоугодно было показать новое, обновленное состояние, к которому уже приобщено человеческое естество в Воскресении Господа и далее будет приобщаться в общем воскресении верующих. Но поскольку вся природа, после того как через человека в нее вошел грех, пришла в расстройство, то теперь и она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде человек утверждается также и церковным благословением плодов.

Праздник Преображения Господня имеет один день предпразднства — 5/18 августа и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13/26 августа.

После заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник совершает каждение плодов, затем читает молитву «во причащении гроздия» («Благослови, Господи») и молитву («Владыко Господи Боже наш») «о приносящих начатки овощей» (см. в Малом и Большом Требнике), после чего, при пении тропаря, окропляет плоды святой водой326. Затем — «Буди Имя Господне» и отпуст праздника.

В Успенском соборе Московского Кремля освящение плодов совершалось после отпуста Литургии. Особенностью дня самого праздника Преображения, как и всех Господских праздников (см. Типикон, 15 сентября), является то, что вечером в самый день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и, как сказано выше, поется великий прокимен.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/liturgika/10

День Преображения Господня: православные традиции

День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот православный праздник, как его отмечали и о чем принято молиться Богу в этот день.

История церковного праздника

Событие, которое отмечают православные в этот день, связано с Преображением, описанным в Библии.

Иисус во время проповеди явил перед своими апостолами свою Божественную сущность, и открылся им, что он сын Божий.

Поднявшись на гору Фавор, Спаситель преобразился: его лик просиял, одежды стали светлыми, а глас Господень с небес произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте».

Иисус поведал, что призван он умереть за грехи человеческие, принеся себя в жертву. Но через три дня он воскреснет, а после вознесется на небо.

Как принято праздновать Преображение Господне

Церковные службы в честь Преображения Господа начинаются за день до праздника — 18 августа, и продолжаются еще семь дней после. В сам праздник Преображения в храмах проводится литургия, поется канон. Служители церкви, в этот день все до единого одеты в белые одежды, подчеркивая нерукотворный фаворский свет, осенивший Христа.

Православные верующие по традиции ходят в храм 19 августа, в день Преображения чтобы отстоять праздничную службу. А дома принято молиться перед иконой Спасителя нашего Иисуса Христа:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти.

Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество»

Праздник Преображения в народе называется Яблочный Спас. В этот день сплелись церковные и народные традиции, и оба праздника отмечаются с большим размахом. Православные несут в церковь плоды нового урожая яблок, чтобы освятить после литургии.

Совет

Вечером устраиваются гулянья. Несмотря на то, что праздник выпадает на Успенский пост, церковь разрешает подавать к столу больше снеди, чем в другие постные дни: рыбу, угощения из яблок и вино.

Праздник Преображения Господня считается одним из двенадцати главных событий в календаре православия и важен для каждого верующего. Соблюдая православные традиции, вы сможете не только почтить память своих предков, но и стать немного ближе к Богу, пустить в свою душу веру в Него. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

Читайте также:  Что происходит на 9 день после смерти

Четвертого ноября верующие по традиции поклонятся Казанской иконе Божией матери — великой покровительнице и заступнице …

Каждый год 14 октября православные люди всего мира отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В его …

История праздника. Какие чудеса сотворила икона и почему этим образом благословляют молодых. О чем нужно молиться Казанской …

Кому покровительствуют муромские святые и в чем смысл праздника. Какие приемы любовно магии в этот день помогут найти …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/den-preobrazheniya-gospodnya-pravoslavnyie-traditsii/

Преображение Господне — духовный смысл праздника

О духовном смысле праздника Преображение Господне, о нашем восхождении вслед за Христом, о событии праздника и о том, почему именно Моисей и Илия явились Спасителю, о том, как подготовиться к этому дню и как провести его.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Кто не помнит начальных слов тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Тогда на горе Фавор Спаситель, еще в глубокой ночи совершив восхождение с тремя преданнейшими и усерднейшими Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и пылким Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, воздремавшие, вдруг увидели непостижимое: как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его ризы стали белоснежными, так что превосходили своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. И белильщик на земле, замечает евангелист, не может так выбелить ткань, как были чисты ризы Христа (ср.: Мк. 9:3). Ученики, при раскрывшемся у них по воле Божией духовном зрении, увидели славу Господню, которую Сын всегда имел, как и Отец, будучи с Ним единосущным по воплощении. Но здесь человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла – так кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.

Праздник Преображение Господне.

Он и древними святыми отцами, и русскими проповедниками, и поэтами Серебряного века воспет, потому что знаменует собою начало русской осени, ведь не случайно, еще по греческой традиции, народ приносит в храм плоды земные и начатки урожая, и священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, как это было принято на Пелопоннесе и в Херсонесе, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения. И действительно, дорогие друзья, о празднике Преображения говорит всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, говорит применительно к нам, чадам Церкви, которых святые апостолы называют чадами света, сынами Царствия. «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся» (Пс. 33:5). Вкусите, братия и сестры, в день Преображения от святой евхаристической Чаши Пречистого Тела и Крови нашего Спасителя, вкусите и видите, яко благ Господь. А что мы увидим? Увидят окружающие нас люди свет Небесного Отца, о котором Спаситель говорит так ясно и доходчиво: «Да просветится свет ваш (Фаворский свет. – прот. А.В.) пред людьми, да видят благие дела ваши, красоту души и тела, осиянную Духом Святым, и прославят они Отца вашего, Который на небесах» (ср.: Мф. 5:16).

Преображение Господне — духовный смысл праздника

В день Преображения, принимая, как и апостолы, незлобивым, кротким и чистым сердцем Божественную благодать, льющуюся с вершины горы Фавор, мы начинаем понимать, почему первоверховный апостол Павел называл христиан светилами, сияющими в этом развращенном мире. Праздник Преображения говорит нам о радостном смысле духовного подвига.

Ведь цель и почесть духовного звания о Христе Иисусе заключается не в чем ином, как в стяжании благодати Святого Духа, в готовности и способности раскрыть лепестки своей души, воспринять эти божественные лучи, источником которых является неподвижное Солнце Любви, или Солнце Правды, на языке пророка Малахии, – Господь и Бог наш Иисус Христос.

Вспомним, дорогие друзья, обстоятельства этого удивительного и таинственного праздника, подняться до духовного осмысления которого не так просто, но, конечно, возможно, если мы, как птенцы, собираемся под крылышком Матери нашей – Церкви, а она через гимнографов и песнотворцев: Косму Маиумского, Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина – в тропарях и песнопениях праздника (нужно очень внимательно их слушать, а не смотреть по сторонам), очистив наше восприятие, поднимет нас до разумения фаворских тайн. Обратим внимание, что трое из учеников следовали неотступно за Господом, покуда Он восходил на эту гору. А почему не взяли Иуду? – спросит кто-нибудь из вас. А потому, – отвечают толковники Священного Писания, – что рыжебородый предатель был весьма ленив и плотоугодлив. Он мечтал сесть рядом с Мессией в Его Царствии, которое, впрочем, представлял себе чисто земным, но не удосужился проснуться, когда Господь, постучав в горницу, где почивали апостолы, призвал усерднейших следовать за Ним. Так и нам нужно немножко поднапрячься, немножко потрудиться, чтобы 6/19 августа не оказаться не у дел, не оказаться разочарованными и неудовлетворенными, потому что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Обратите внимание

Подумаем, как нелегко было апостолам следовать за Христом. Если вы бывали на горе Фавор, то, наверное, догадываетесь, что тогда не было серпантина, шоссе, по которому нынче таксисты за несколько шекелей или пяток долларов довезут вас до вершины, где можно приобщиться духом к великой тайне Преображения.

Подниматься нужно было пешком, а значит – через колючки и заросли кустов. Может быть, и были какие-то тропинки, по которым пастухи водили своих овец, но, очевидно, подъем этот был малый подвиг, который безропотно несли апостолы, не желая отставать от своего Учителя.

Так вот и нам, дорогие друзья, необходимо было уже за несколько дней до Преображения чуть-чуть поднапрячься, вступить в борьбу с суетными, тщеславными помыслами, оставить всякое миродержание, особенно словоохотливость, связанную по необходимости с осуждением, усерднее заняться чтением Священного Писания, которое просвещает не столько мозг, сколько душу, окрыляет, делает способным думать о Боге, тянуться к Нему, размышлять о Нем, молиться Ему.

Преображение Господне — духовный смысл праздника

Итак, оказавшись там, на вершине, Петр, Иоанн и Иаков внимали происходящему. А внезапно увидев Преображение Господне, просветленный лик Господа, они со страхом, и трепетом, и ужасом узрели Моисея и Илию. Моисей – законодатель, Илия – тот, кто предварит Второе пришествие Иисуса Христа перед близкой кончиной мира, пророк-ревнитель.

Почему, – спросите вы, – именно эти два ветхозаветных святых, а не кто-то из судей или древних воинов, наподобие Иисуса Навина, предстал Господу и беседовал с Ним? Очевидно, сокровенный смысл явления именно этих двух величайших представителей Ветхого Завета заключается в следующем: раз, смиренно склонив главу пред Господом, Моисей, тот, кто принес с Синая 10 заповедей человеческому роду, беседовал с Ним, как дитя с Отцом, как ученик с Учителем, то отсюда следует, что Христос и есть Основатель как Ветхого, так и Нового Завета. Христос – не противник отеческим заповедям, но Он есть Господь и Судия, Он пришел исполнить закон и отменить его обрядовую часть, оставив нравственное содержание. Ну а Илия-ревнитель, который, как вы помните, мог даже огнем встретить дерзких богохульников, покушавшихся на жизнь огнепламенного пророка, беседуя со Христом, тем самым свидетельствовал апостолам (а они были люди всё-таки грамотные и понимающие), что перед ними – апостолами, Илией и Моисеем –долгожданный Мессия, чаяние языков, Тот, Кто пришел освободить Израиль не столько от внешнего господства римлян, сколько от тирании диавола, от господства страстей, пришел сокрушить саму смерть, проложив путь новый и живой к Воскресению.

А затем сходит светлое облако, в котором сокрываются Илия и Моисей, и остается один Христос.

И апостолы – давайте вспомним икону Преображение Господне – упав от страха, замерев… – очень живописно православная традиция изображает учеников: кто на карачках, кто – распластав руки и ноги, как лягушонок, если можно так выразиться… Апостолы, от этого Божественного света павшие ниц, слышат голос Самого Небесного Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Навсегда они – Петр, Иоанн и Иаков – сокроют в своих душах сладостный и вместе с тем страшный для человеческой немощной природы голос Небесного Отца. И один из них, Петр, в своем Послании впоследствии скажет об этом голосе, снизшедшем из велелепной славы, голосе, который засвидетельствовал Богосыновство, Божество Господа Иисуса Христа.

Снизойдя с горы, апостолы еще сами носили в себе это сияние небесного огня. И лик Христа светился чудесно, так что народ было ринулся к Спасителю, Который тотчас по схождении с горы свершил чудесное деяние – исцелил бесноватого отрока, сказав его несчастному отцу: «Если можешь сколько-нибудь веровать – веруй: всё возможно верующему».

Важно

Так и у нас с вами: придет праздник Преображение Господне; дай Бог, мы с вами исповедуемся, приобщимся Христовых Тайн, чтобы не быть сторонними наблюдателями, но участниками Божественной Литургии, и, вкусив сладостной жизни будущего века, преобразившись дивным преображением, пронизанные лучами Божественной славы, мы обретем благодатное детство во Христе.

Нам, как Петру, не захочется выходить из храма.

Преображение Господне — духовный смысл праздника

Помните, как Петр, не понимая, что он говорит, от избытка вышеестественной радости сказал: «Господи, хорошо нам здесь! Давай поставим три сени – три кущи: Тебе, Моисею и Илии.

Только не будем возвращаться в этот суетный, жестокий, лукавый мир, где Тебя, Господи, ждут надменные фарисеи, лукавые саддукеи, ищущие Твоей смерти. Останься здесь навсегда!» Однако просьба Петра не была уважена.

Почему? Потому что Спаситель, явив Свою Божественную славу ученикам, готовился к Своему крестному пути, уверяя последователей, что страдания, которые встретятся Спасителю в Гефсиманском саду и в Иерусалиме, не вынужденные.

Христос – не невольная жертва Голгофской муки, но Он самоохотно, как Богочеловек, из послушания Небесному Отцу и из любви к погибающему человеческому роду, восходит на Крест, чтобы, вкусив горчайшую мучительную смерть, победить ее, изжить Своим воскресением.

Да, в ту Гефсиманскую ночь они, апостолы, все, кроме Иоанна Богослова, разбежались, словно испуганные дети, устрашенные свирепостью лиц Иуды и храмовых стражников, но по Воскресении вспомнили – вспомнили всё. Вспомнили и эти дивные часы на Фаворской горе.

И с тем большим упорством и радостью они благовествовали вселенной веру во Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, Который и нас с вами, Своих детей, приобщает к нетленной, живоносной и целительной Божественной благодати, просвещая наш ум, ментальные способности, умиряя наше сердце, отгоняя от наших душ уныние и печаль, самое тело делая послушным инструментом разумной души.

Много сказано, но не сказано ничего, если не говорить о внутреннем значении и величии этого дивного и прекрасного осеннего праздника.

Совет

И я очень надеюсь, дорогие друзья, что никто из вас не лишит себя по глупости или по суетности этой ни с чем не сравнимой радости богообщения, но каждый, по мере своих сил, поднимется на гору Фавор – поднимется не телесными ногами, но помыслом, чувством, чтобы предстоять в этот дивный праздник Христу, нашему Солнышку, в Котором нет ни единого пятна.

Протоиерей Артемий Владимиров

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/preobrazhenie-gospodne/

Православный праздник Преображения Господня — 19 августа 2019 года

Русская православная церковь отмечает это торжество ежегодно 19 августа. Празднование Господня Преображения исповедует объединение в теле Христовом двух величайших природ — Божественной и человеческой. Моральный смысл торжества говорит каждому верующему о том, что люди способны, как и апостолы, воспринять Свет истинного учения и войти в Небесное Царство.

Грандиозное преобразование Христа состояло не в материальном изменении или возрастании качеств, которые изначально обладают совершенной полнотой, но в проявлении Сына Божьего как земного человека.

Основы праздника

Священнослужители наставляют: духовное преображение стимулирует заполнение человеческого сознания святостью и нравственной чистотой.

Читайте также:  Святой источник пантелеймона целителя в каложицах

Личное преображение человека влияет и на окружающий мир

Истинно верующие, проходящие такое становление, изменяют и окружающий мир. Человек собственноручно подчиняет своей воле индивидуальные страсти и начинает распространять лучшие качества вовне. Вселенная отвечает взаимностью и ослабляет хватку, возникшую от человеческого грехопадения, и открывает путь к Господу.

Это торжество всегда приходится на время Успенского поста, который предваряет Успение Пресвятой Девы Марии и отмечается с 31 июля по 14 августа. В славянской традиции этот праздник называется «Яблочным Спасом» — торжеством, знаменующим наступление осенней поры и природного изменения.

В библейском сюжете говориться, что на вершине горы под названием Фавор произошло великое событие, которое значится в церковных анналах истории как Преображение Спасителя Христа.

  • Уже приближалось время, когда Божий Сын понесет свой крест и будет распят за человеческие грехи. Сам Учитель все более упоминал в своих беседах с апостолами о том, что вскоре Ему предстоит терпеть страдания за веру в Господа.
  • Однажды Он отправился на вершину горы Фавор, чтобы вознести молитвы Небесному Отцу. В пути его сопровождали самые близкие апостолы, которым суждено было увидеть чудесное Преображение Спасителя.
  • Ученики Петр, Иоанн и Иаков лицезрели удивительную перемену в теле Христа, когда он только начал воспевать могущество Господа. Лицо Иисуса воссияло лучезарным светом, одеяния Его сделались белоснежными и излучали запредельное сияние.
  • Рядом с Мессией чудесным образом предстали великие пророки Ветхого Завета — Моисей и Илия. Честнейшие мужи вели дружелюбную беседу с Христом о предстоящих страданиях на Голгофе.
  • Изумленный апостол Петр, пораженный видением и не желающий окончания этих бесед, просил Иисуса разрешения устроить на горе палатки для величайших пророков и самого Сына Божьего.
  • Неожиданно в небесах возникло облако, которое покрыло собравшихся приятной тенью. Вскоре раздался грандиозный Голос, который утверждал, что Христос есть Его Сын, и только Сына нужно слушаться.Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу
  • Когда видение пропало, на горе остались только апостолы и Спаситель. Последний подошел к любимым ученикам, стоявшим на коленях и испытывающим благоговейный страх, коснулся их рукой и дружелюбно попросил встать, приняв божественную любовь.

На заметку! Невысокая гора под названием Фавор находится в северной области масштабной Израильской долины. Этот холм славится грандиозными дубами, оливковыми деревьями и большим количеством зелени. Фавор по своей форме напоминает огромную полусферу, возвышающуюся над окрестными селениями, виноградниками и полями.

Значение Преображения Христа

Церковная интерпретация видит в этом библейском сюжете две стороны, которые дополняют и доказывают одно другое.

  1. Господь преображается на Фаворе и демонстрирует собственную славу, пронизанную лучами божественного величия. Апостолы увидели ровно столько, сколько могли познать в этот момент свои разумом. Господь доказал ученикам, что именно Он есть истинный Бог.Гора Фавор вошла в новозаветную историю как гора Преображения
  2. Православный человек всегда должен помнить, что вместе с изменением Сына Божьего преобразилась и телесная природа Его учеников. Небесный Свет также оплодотворил благодатью и окружающий созданный мир. Не только обыкновенные и сотканные одеяния Христа были пронизаны лучами Царства Всевышнего, но и вершины окрестных гор блистали белоснежным сиянием.

Всем известно, что Адам и Ева ослушались Отца Небесного и вкусили плод греха, поэтому люди потеряли возможность жить в райских обителях.

Знание о тленности материальной природы не должно вводить верующий в состояние отчаяния, ведь существуют Священные Писания, говорящие правду.

Евангельский рассказ дарует христианам надежду на то, что человеческий род и окружающая природа вернется к прежнему извечному состоянию блаженства и духовной чистоты.

Недолгое Преображение Господа, длившееся несколько минут, знаменует о том, что в определенный час мироздание вернется в состояние непревзойденного спокойствия. Апостолы, находящиеся рядом с Учителем, были вознаграждены за свою добродетельность и преданность Господу — они обрели исключительное духовное мировоззрение и уже никогда не сомневались в свете славы Божьего Сына.

Преображение Господа произошло ради укрепления веры его учеников. Приближалось время распятия, поэтому Христос дал им надежду на то, что с Его смертью служение не закончится, но только начнется. Он преобразовался, показывая могущество, и внушил апостолом знание о Его добровольной жертве, которая приносится за мир.

Иисус подтверждает, что идет на смерть не из-за бессилия или уничижения, но ради человечества. Он показал Царство прежде смерти, силу раньше страданий, а великую славу раньше бесчестия на кресте.

Послание к верующим

Преображение Господа относилось не только к Христу, но и к трем его ученикам. К такому же очищению должен стремиться истинно верующий христианин. Религия — наука, призывающая к изменению и исправлению индивидуальной личности. Христиане живут для того, чтобы в определенный час обрести чистое видение животворящей благодати, которую посчастливилось лицезреть апостолам на Фаворе.

Икона Преображение Господне

Однако в призвании православных людей не стоит только личное преображение, они отвечают и за собственное окружение, Вселенную. Христианин — это добрый правитель и защитник материального мира. Спаситель показал пример, искупив грехи людские Жертвой, смертью и чудесным Воскресением. Такая же важная задача по защите веры является основной у истинно верующих.

Важно! Когда человек осознает полноту ответственности за происходящее, стремиться к обретению блаженства, то бесконечная Вселенная и Сам Создатель открывает перед ним правильные пути и дарует все богатства.

Святые призывают к милосердию и получают его в ответ. Вместе с божественным светом Фавора во Вселенную возвращается забытая радость и счастье бескорыстного служения Богу.

Характеристика торжества Преображения Господня

Святоотеческие проповеди, посвященные празднику, относятся к V веку.

В VII-VIII столетиях торжество постепенно распространилось в восточных землях, в западных областях оно не имело такого сильного значения. Богослужения назначили на 6 августа (ст. ст.

), чтобы уничтожить языческий «вардавар» — праздник, знаменующийся гаданием о своей судьбе над ведром, в котором лежали сорванные колосья.

Автором молитвенных текстов является Косьма Маюмский. В первый канон праздника исполняют «Господи воззвах», во второй — стихиры преподобному святому Иоанну Дамаскину. С древних времен на 6 августа (ст. ст.) было принято освящать виноград и пшеничные колосья. На Руси в некоторых местах освящали яблони.

  • Торжество Преображения Сына Божьего состоит из предпразднества и недели попразднеств. Богослужение традиционно совершается в белых одеяния, которые символизируют распространение божественного света, исходящего с вершины Фавора.Одежд священников и прихожан на праздник Преображения должна быть белой
  • В Церкви обязательно соблюдают обряд всенощного бдения. Утром проводится Литургия, после которой исполняют молитвы, благословляющие виноградные гроздья и любые плоды.
  • В тропаре повествуется о Преображении Господа на глазах любимых учеников и желании простых грешных видеть то самое божественное сияние, несущее радость. В кондаке говорится о том, что это событие должно подготовить апостолов к предстоящему видению Распятия Христа и убедить их в добровольной Жертве ради спасения человечества.
  • В стихирах и канонах часто сопоставляется Преображение на Фаворе с эпизодом из Ветхого Завета, где повествуется о явлении Господа перед Моисеем на горе Хорив. Однако ветхозаветный пророк не способен увидеть лица Господа. Только в Новом Завете человеку было дозволено любоваться образом Всевышнего, который сошел на землю и стал одним из нас.
  • В богослужебных паремиях также говориться о явлении Бога другому пророку — Илии. Это событие предзнаменовалось страшным ураганом, землетрясением и всё уничтожающим пламенем. Однако Всевышний начинает общение в спокойном веянии ветра, символизирующее милосердие к своему любимому творению.
  • Евангельские утрени и Литургии рассказывают о событии, произошедшем на горе Фавор. Этот же эпизод освещается и с помощью апостольских текстов, в которых содержится рассказ прямого свидетеля этого чудесного явления — апостола Петра.

Важно! Искреннее общение с Творцом, покаяние в грехах и благие деяния способны сделать человека лучше. Подражая Господу, Его ученикам, православные верующие приближаются к тому Свету познания, которое озаряло вершину Фавора перед событием Распятия. Следует упражняться в молитве, соблюдать пост и отвращать разум от всего материального — это основы христианского учения.

Славянские традиции на 19 августа

В православном мире, разбавленном языческими отголосками, существовали интересные традиции.

  • До «Яблочного Спаса» считалось большим грехом употреблять в пищу яблоки. В день праздника эти плоды обязательно освящали в храмах и клали на могилу почивших.Освящение яблок как выражение благодарности Богу за благословение природы
  • Славянские девушки разговлялись яблоками и загадывали желание на жениха. На этот праздник плоды использовали для блинов и пирогов, приправляя грибами и различными ягодами.
  • Существовала традиция провожать солнце, петь песни и водить хороводы. Южные и западные славяне 19 августа начинали собирать виноград, а после освящение в храме — употреблять его в пищу. Некоторые хозяева совершали специфические действия, чтобы повысить урожайность.
  • В Сербии верили, что 19 августа преображается небо и земля, а македонцы считали, что в этот день можно увидеть Бога и загадать желание.

В день 19 августа православная церковь ежегодно отмечает торжество Преображения Господня. Этот праздник демонстрирует истинную природу Бога, воплощенного в человеческом теле.

Совет! Каждый христианин должен обустроить свою жизнь так, чтобы получить возможность созерцать истинный Свет Небесного Царства, блистающий для всех праведников.

Видео о чуде на горе Фавор. Преображение Господне

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-preobrazheniya-gospodnya.html

Преображение Господне: история праздника, богословское толкование, традиции

19 августа по новому стилю (6 августа по старому) Святая Православная Церковь воспоминает Преображение Господне. Этот праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.

История праздника: богослужебные тексты в честь Преображения создавали святые

прп. Иоанн Дамаскин

Преображение Господне чествовалось христианами уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения прп. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке указывает на то, что начало его относится к предшествующим трем векам христианства.

Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне прп. Андрея Критского (635-680 гг.). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви.

В VIII веке прп. Иоанн Дамаскин и прп. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Евангельское повествование: беседа пророков с Мессией

Православный монастырь на вершине Фавора

О Преображении рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

Евангелисты повествуют, что Господь пророчески произнес: «…Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1).

Спустя шесть дней Он взял троих своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и поднялся помолиться вместе с ними на гору.

Обратите внимание

Там во время молитвы, как сказано в Евангелии от Матфея (17:2-9), Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

гора Фавор сегодня

И явились пред ними ветхозаветные пророки – Моисей и Илия. Затем осенило их светлое облако и они услышали из него голос, который говорил: Это есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте.

Апостолы испугались и упали на землю, а Иисус подошел, прикоснулся к ним и сказал: встаньте и не бойтесь. Когда же ученики подняли свои глаза, то никого, кроме Иисуса, не увидели.

Господь запретил им рассказывать о том, что они увидели до того момента, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Богословское толкование: На Фаворе преобразился Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек

Преображение – явление Сына, при котором Отец свидетельствует голосом из светлого облака Святого Духа – есть откровение всех Лиц Святой Троицы.

Это евангельское событие показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества, т.е. природы: божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но явилась в Его человеческой природе. По словам святителя Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление пророков Моисея и Илии. По выражению того же святого Иоанна Златоуста, «один умерший (ред. — Моисей) и другой, ещё не испытавший смерти (ред. – Илия, который вознесся живым на колеснице в небеса)», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Явление ветхозаветных пророков

На горе Фавор Иисусу с апостолами явились два великих пророка – Моисей и Илия. Оба пророка познали Бога на горных вершинах. Моисей получил скрижали закона с десятью заповедями на горе Синай (Исх. 31:18). На горе же Хорив Илия нашел Бога не в ветре, не в землетрясении, а в тихом веянии (3 Цар.

19:9-12), о чем упоминается в паремиях – богослуженбных чтениях – накануне праздника во время великой вечерни.
Моисей жил за 1600 лет до Рождества Христова, пророк Илия – за 900 лет.

В день Преображения апостолы видели их живыми, а значит увидели и подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47)

Традиции: Яблочный Спас

В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом.

Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, — яблоки, после чего разрешается их употреблять в пищу.

Это связано с тем, что в Греции (ранее – Византии) виноград поспевал как раз к этому времени года. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая.

Источник: http://news.church.ua/2018/08/18/preobrazhenie-gospodne-istoriya-prazdnika-bogoslovskoe-tolkovanie-tradicii/?lang=ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector