Пост — это ограничения телесные и душевные. Формулировка не совсем понятна, мы разъясним подробнее.
Под телесными ограничениями понимается воздержание от еды. Душевный пост — это уклонение от развлечений.
В статье мы расскажем о том, нужно ли поститься перед исповедью и причастием.
Что такое исповедь?
Странный вопрос, казалось бы. Это покаяние в своих грехах. Мы исповедуемся священнику. А он, в свою очередь, является проводником между Богом и нами.
Исповедь — это сокрушение о грехах. Твердое намерение исправиться. Прекратить совершать те или иные прегрешения. То есть это не формальный отчет на листочке, в котором мы перечисляем свои грехи. Человек должен полностью осознать всю мерзость греховного состояния. И всем сердцем захотеть исправления.
Подготовка к исповеди
Нужно ли перед исповедью поститься? Если христианин не причащается после нее, то пост только душевный. Он является добровольным делом. Человек сам принимает решение, поститься ему душевно или нет.
Дело в том, что перед исповедью необходимо настроиться. Для этого мало просто взять книгу с перечнем грехов, выписать из нее часть и принести свои записи священнику. Это, как говорят некоторые опытные батюшки, формальный отчет.
Нужно захотеть покаяния. И исправления своей жизни. Например, если человек курит, он должен возжелать всем сердцем отказаться от этой страсти. И осознать, насколько курение противно перед Богом. Этими же губами, в которых была зажата сигарета, мы прикладываемся к Евангелию, причащаемся, целуем крест. И даже не задумываемся о том, насколько оскорбляем Творца.
А празднословие? Самое первое мытарство, которое предстоит пройти каждому — словом. Сколько болтовни и сплетен выходит из наших уст? Соберутся подружки или родственницы — и начинается. Кости всем перемоют так, что мало не покажется.
Хотя бы перед исповедью давайте воздержимся от праздных разговоров. От просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером, прослушивания музыки. Оставим на это время посещение театра и кинотеатра.
Лучше задумаемся над тем, что и как будем говорить на исповеди. Без книжки — подсказки, а самостоятельно выпишем те грехи, которые наиболее давят на нас. А затем пороемся в недрах памяти.
Если оставить развлечения, углубившись в себя, столько интересного можно найти.
Постятся ли перед исповедью? Если не собираетесь причащаться, то пост должен быть душевным. Об этом мы поговорили выше.
Итак, подготовка к исповеди включает в себя:
-
Воздержание от развлечений.
-
Устремление внутрь себя.
-
Искреннее раскаяние в своих грехах.
-
Твердую решимость исправиться.
Что такое причастие?
Нужно ли поститься перед исповедью и причастием? Да, перед причастием необходим телесный пост. Три дня — это минимум. К уклонению от праздного времяпровождения добавляется исключение некоторой пищи. Животного происхождения, а в особо строгие дни не едят и рыбу.
Что есть причастие? Это одно из главных церковных таинств. Соединение человека с Богом через принятие Христовых Таин. Иисус Христос на тайной Вечери заповедовал своим ученикам причащаться. Хлеб — Тело Христово, вино — Крови Его. Он дал нам причастие как великую милость и надежду на спасение.
Почему вино и хлеб?
Среди неверующего народа часто встречаются скептики. Мол, церковь обманывает своих прихожан. В Чаше для причастия только вино и хлеб. Нет там ни Тела Христова, ни Крови Его.
Действительно, почему именно под видом хлеба и вина дается нам причастие? Представьте реакцию людей, которым бы предложили принять в себя настоящую кровь и кусочки плоти. От одной мысли становится страшно, правда? И чтобы не смущались христиане, Бог заповедовал причащаться вином и хлебом.
Готовимся к причастию телесно
Сколько поститься перед исповедью и причастием? Древние христиане постились неделю. В современном мире эти сроки сократились до 3 дней.
Что нельзя есть в период подготовки?
- Мясные продукты, включая сосиски и колбасы.
- Субпродукты.
- Яйца.
- Молочные продукты.
- Сыр.
- Шоколадные конфеты и шоколад молочный.
- Выпечку, в составе которой есть яйца и молоко.
- В дни строго поста нельзя есть рыбу.
Из рациона исключают алкоголь. Желательно воздерживаться от любимых лакомств.
Посмотришь на список запретов, и становится грустно. А что же можно есть? Разрешается горячая пища. Это могут быть крупы, овощи, постные супы, постный хлеб, соленые и квашеные блюда. Из напитков допускается чай, кофе, соки, минеральные воды, компоты.
Постимся душевно
Как поститься перед исповедью и причастием, мы выяснили. Не есть пищу животного происхождения, воздерживаться от увеселительных мероприятий. Если вы собираетесь причащаться, то необходимо знать следующее:
- Не допускается физической близости между супругами во время говения.
- Если у женщины критические дни, то причащаться нельзя. Сейчас популярна практика причастия во дни нечистот. Ею увлекаются молодые священники. Пожилые категорически запрещают приступать к таинству в этот период. Если речь не идет о смертельной опасности или болезни. Очищение длится у женщин несколько дней. В церковной практике выдерживают неделю, только потом приступают к таинству причастия.
- Перед причастием нельзя курить. Когда человек давно и прочно дружит с «табачной палочкой», он знает, насколько тяжело продержаться без нее сутки. Придется потерпеть четыре дня как минимум.
- Существует мнение, что перед причастием нельзя чистить зубы. Это не так. Даже священникам рекомендовано проводить чистку зубов. Что уж говорить о мирянине.
- В день причастия нельзя кушать после полуночи. И с утра, перед таинством, не едят. Нельзя пить святую воду и вкушать просфору.
- Обязательно чтение канонов и молитв перед таинством. Читают три канона: Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И последование ко святому причащению. Это правило есть в каждом молитвослове.
- Воздерживаемся от посещения гостей. И прочих развлекательных мероприятий.
Ослабление поста
Нужно ли поститься перед исповедью беременным, больным и детям? Если человек просто исповедуется, то пост должен быть душевным. Когда речь идет о причастии, то ослабление или отмену поста совершает только священник. С этим вопросом необходимо подойти к батюшке.
Смысл поста
Нужно ли поститься перед исповедью без причастия, мы выяснили. Душевный пост необходим.
Давайте поговорим о смысле поста. Существует четыре длинных постных периода. Это Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. Он установлен в честь Рождества Христова. Пост этот радостный, ожидающий рождения Спасителя.
Второй пост — Великий. Самый длинный и сложный из четырех. Длится почти 50 дней. Очень строгий по своему уставу. Под запретом рыба, а растительное масло разрешается вкушать только в выходные.
Великий пост установлен в память о посте Спасителя в пустыне. Господь постился 40 дней.
Петров пост. Начинается он после Троицы. Пост переходящий, поэтому его длительность может варьироваться от 1 недели до 1,5 месяцев. заканчивается в день Петра и Павла — 12 июля.
Успенский пост. Короткий, но такой же строгий, как Великий. Длится всего две недели. Люди постятся в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Смысл поста в борьбе с собственными страстями и желаниями. Отсекая страсти как телесные, так и душевные, мы побеждаем себя. Пост — это время огромной духовной работы, покаяния и осознания своих грехов.
Внешний вид и правила поведения
В статье мы рассказали о том, нужно ли поститься перед исповедью. Ответ на этот вопрос дан.
Предлагаем коротко поговорить о посещении храма. Как вести себя, когда приходить, что делать.
Начнем с правил внешнего вида и поведения:
- Одевайтесь скромно. Понятно, что в храм не ходят в топиках, с декольте и обнаженными плечами. Это касается женщин. Мужчины посещают храм в брюках и рубашках. О шортах, борцовках и футболках придется позабыть.
- На женщине должна быть юбка или платье. Голову покрываем платком, шляпой или иным убором.
- Мужчина, находясь в храме, снимает головной убор.
- Милые женщины, не надо краситься, когда идете в церковь. Это не очень уместно в доме Божьем. Разумеется, маникюр не спрятать. И от наращенных ресниц не избавиться. Но тени и губную помаду отложите до «выхода в свет». С накрашенными губами не приложишься к иконе, ибо запачкаешь ее. Да и к Чаше не подойдешь, причащаясь, перепачкаешь лжицу.
- Если собрались в храм с детьми, не позволяйте им кричать и бегать. Дети должны вести себя спокойно. Не носиться по храму, оглашая его громкими воплями, не отвлекать от молитвы прихожан. И уж тем более не пытаться зайти на амвон и заглянуть в алтарь. За поведение детей в храме отвечают родители.
- Нельзя говорить в храме. Тем более кричать и смеяться. Пришли, поставили свечи, приложились к иконам, и молитесь тихонько.
Мы пришли в храм
Когда приходить в храм? За 15-20 минут до начала службы. Спокойно напишите записки, купите свечки. Сможете поставить свечки перед иконами, приложиться к образам. Никому мешать не будете, и вас никто не станет одергивать. Если опоздали на службу, то придется дождаться ее окончания. И только потом ставить свечи, прикладываясь к иконам.
Когда идете на исповедь, не нужно толкаться. Спокойно займите очередь. В беседы вступать не нужно. И выяснять, кто здесь стоял, неуместно. Очень нелепо смотрится, когда в очереди на исповедь начинается выяснение отношений.
Прихожане шипят друг на друга, пытаясь определиться, кто же перед кем стоял. Мы пришли к Богу, а не очередь за колбасой заняли. Если к вам подскакивает ретивая дама, громко оповещая о том, что она «вот за этой бабушкой в платочке стояла», пропустите. Пусть стоит себе, только молча.
Еще не хватало в конфликт вступить из-за выяснения очередности.
Заключение
Вот мы и разобрались с тем, как поститься перед исповедью: что можно есть, от каких продуктов следует воздержаться. Как душевно «укротить» себя.
Сейчас идет Рождественский пост. Самое время для того, чтобы заглянуть внутрь себя. Покопавшись в собственной душе, столько интересного можно обнаружить. Да такого, что бегом побежим на исповедь.
Источник: https://FB.ru/article/451465/nujno-li-postitsya-pered-ispovedyu-i-prichastiem
Пост перед причастием: сколько и как правильно поститься + меню для постящегося, возможные послабления для верующих
Евхаристия помогает верующему человеку принять Божью благодать. Во время церковного обряда прихожане вкушают просфору, символизирующую плоть Иисуса Христа, и красное сухое вино – кровь Спасителя. Таким образом Святые Дары очищают душу, помогая сблизиться с Господом.
Церковь считает неправильным прикасаться к телу Христову грязными руками, а потому перед причастием необходимо попоститься и исповедаться. Однако вся ответственность за соблюдение или нарушение этих правил ложиться на верующего.
Таинство Евхаристии позволяет православному христианину очиститься от грехов
Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа. Во время говенья принято молиться, размышлять о Сыне Божьем, который принес себя в жертву ради спасения человечества, анализировать свои поступки. Духовная подготовка к Евхаристии помогает переосмыслить жизнь, увидеть грехи, искренне раскаяться в них.
Обычному мирянину, как правило, очень сложно устоять перед соблазнами. Соблюдая пост, человек укрощает эмоции, берет под контроль слабую волю, тем самым не давая себе поддаться искушению. Именно поэтому священнослужители рекомендуют поститься в уединении, оградившись от мирской суеты и негативных мыслей.
Некоторые православные христиане думают, что говенье – это только отказ от пищи. Однако они заблуждаются, ведь Всевышний смотрит на душу, а не на желудок. Согласно Божьим Законам, все, что отдаляет человека от Господа, считается грехом. Усмиряя свою плоть, верующий становится ближе к Создателю и обретает шанс на Царствие Небесное.
Смысл поста – очиститься от грехов через усмирение своего тела и духа
История появления поста перед причастием
Во времена раннего христианства миряне не постились, так как принимали причастие каждый день. Они были очень набожными, проводили много часов за молитвами, постоянно общаясь с Богом. Первые таинства Евхаристии проводились вечером, однако позже церковный ритуал был перенесен наутро. Так, у верующих появилась возможность начать свой мирской день с вкушения Святых Даров.
Поститься перед причастием начали только спустя четыре столетия после Воскресения Христова.
Христианская вера перестала быть столь непоколебимой, а потому священники начали призывать мирян воздерживаться от соблазнов и веселья накануне церемонии. Запрет на пищу пришел в XIX веке, когда духовная жизнь претерпела очередной упадок.
При этом четкого правила, сколько дней нужно было соблюдать говенья, установлено не было. Как правило, ранние христиане постились 3-7 дней.
Видео «Подготовка к Причастию»
В этом видеоюжете рассказывается, как правильно готовиться к Таинству.
Правила поведения во время подготовки к причастию
Постясь перед Евхаристией, следует соблюдать строгие правила. Говенье предполагает отказ от повседневной пищи и мирских удовольствий, а потому требует особой силы духа.
Сколько дней нужно поститься
Церковным уставом не прописано точное количество постных дней. Верующий сам решает, сколько времени ему стоит воздерживаться от соблазнов.
Как правило, подготовка к Евхаристии занимает от 3 дней до недели. При этом человеку необходимо учитывать состояние своего здоровья и возраст, чтобы определить длительность воздержания.
Эти же факторы будут влиять на меню, так как говенье не должно навредить организму.
Можно ли не поститься
Ответственность за соблюдением поста несет сам мирянин. Он должен понимать, что отказ может привести к негативным последствиям, так как Церковь считает грехом – прикасаться к Святым Дарам не очистившись.
Человек, пришедший причащаться впервые, должен пообщаться сначала с духовным лицом. Священник сам подскажет, сколько дней нужно будет попоститься. Главное правило для всех едино – не принимать пищу и не пить воду в ночь перед причастием. Таинство можно проводить только на голодный желудок, предварительно очистив свою душу исповедью.
Что запрещено употреблять в пищу
Церковь называет тело храмом Божьим, а потому постная еда призвана только поддерживать здоровье на протяжении говенья. Церковный устав прописывает пищу, которые нельзя есть во время воздержания. К таким продуктам относятся:
- яйца;
- мясо;
- рыба;
- вино;
- кефир;
- сметана или сливки;
- сливочное масло;
- ряженка;
- йогурт;
- творог;
- сыр и другие кисломолочные продукты.
Говенье предполагает отказ от животной пищи и мирских удовольствий
Меню для постящегося
Чтобы правильно соблюдать говенье, нужно понимать, какие продукты можно употреблять. Во время поста есть дни сухоядения, когда дозволяется употреблять только сухую пищу и пить воду.
Однако в остальное время можно пополнять рацион фруктами, овощами, крупами, медом. Разрешаются горячие блюда с маслом или без, орехи, бобы, натуральный кисель или мармелад.
Если у постящегося человека обычный повседневный рацион составляет рыба, то при воздержании она не запрещается.
Выходить из поста тоже нужно правильно, чтобы разговение не оказалось стрессом для организма. В первые дни лучше не есть мясных блюд, так как тяжелая пища может спровоцировать разлад желудочно-кишечного тракта. К привычному рациону следует возвращаться постепенно, понемногу добавляя запрещенные ранее продукты.
Особые категории верующих
Евхаристия – это таинство, которое помогает верующим мирянам познать Божью благодать, исцелить душу, очиститься от грехов и стать ближе к Господу. После причастия человек всегда испытывает радость, приподнятое настроение, ощущает крылья за спиной. Возрастных ограничений к обряду нет, однако существуют категории, которым Церковь делает послабления в посте:
- дети до 7 лет;
- беременные;
- кормящие матери;
- больные;
- путешественники;
- заключенные;
- воспитанники интерната или детского приюта;
- служащие в армии;
- лежащие на смертном одре.
Дети до 7 лет
Беременные и кормящие женщины
Тяжелобольные
Послабления в посте
Всем категориям, указанным выше, Церковь разрешает сделать говенье более мягким. Священнослужитель может сам расписать постное меню, исключив из обязательного правила сухоядение. Благодаря развитию кулинарного искусства, сегодня даже из самых простых продуктов можно приготовить здоровую и вкусную еду.
Люди, находящиеся вне дома или в учреждениях со строгим рационом, обычно не могут контролировать свое питание. Церковники дозволяют им не отказываться от казенной пищи, однако больше времени проводить за молитвами, общаясь с Богом и переосмысливая свою жизнь.
Без подготовки к таинству Евхаристии допускаются только тяжелобольные или умирающие.
Также послабления делаются беременным женщинам и кормящим матерям, так как строгое воздержание не должно повлиять на ребенка. Маленьких детей нужно приобщать к причастию с детства, постепенно подготавливая их организм к говенью. А вот люди, сидящие по медицинским показаниям на диете, приравниваются к постящимся, а потому строгих правил для них нет.
Не стоит относиться к посту, как к наказанию или простой диете. Говенье – это прекрасный способ приблизиться к Всевышнему и встать на путь к Царствию Небесному.
Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/post-pered-prichastiem-2990/
Свящ. Павел Гумеров. Как готовиться к причастию / Православие.Ru
![]() |
Исповедь. А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
- Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
- Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
- Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
- Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
- Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
- Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
- Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Покаяние
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей.
В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков.
Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша.
Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14).
И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
- «Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
- Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
- Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих».
Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.
К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе».
Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов».
– «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными»[1].
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи».
Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью.
«Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально.
Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше.
Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто.
Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива.
Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху.
Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви.
Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели.
Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг.
Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом.
Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв.
И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми.
Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня.
Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)»[2].
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце.
Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш».
Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
(Продолжение следует.)
Источник: https://pravoslavie.ru/31461.html
Как поститься перед Причастием — правила и исключения | Православиум
Рубрика: Основы веры, Церковные Таинства, Церковный этикет
Для верующего христианина неотъемлемой частью духовной жизни является соединение с Богом в Таинстве Причастия. Оно также именуется Таинством Евхаристии, что в переводе с греческого означает “благодарение”, “признательность”.
Оно было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере в присутствии Его ближайших учеников, апостолов. Таинство Причастия заключается в принятии христианином Тела и Крови Иисуса Христа. “Тело и Кровь” – это не символическое название.
Это образ непостижимого становления хлеба и вина Телом и Кровь Самого Бога Иисуса Христа. Но для подготовки к Таинству необходимо разобраться, как поститься перед Причастием.
“Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин. 6, 53-54).
Священники с Чашами перед Причастием
Причастие жизненно необходимо всякому стремящемуся жить с Богом и по Его Заповедям как таинство спасения, . По словам Спасителя, только “ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь” может попасть в Царство Божие (в рай).
И каждый приступающий к Евхаристии христианин должен с величайшим благоговением принимать Священные Дары, тем самым освящаясь силой Святого Духа. Тело и Кровь Иисуса Христа являются величайшей святыней.
Значит, и к Причастию человек должен готовиться особо, очищая душу и тело молитвой и постом.
“Сейчас такое время, что мы знаем много молитв, но молимся мало. Едим постную пищу, но не постимся. Копим сведения о духовной жизни, а опыта ее не имеем. Исповедуем грехи, но не каемся. Ходим в храмы и стоим на службах, но душа не смиряется перед Творцом. Все это от того, что сердце закрыто. Оно должно открыться, чтобы впустить Христа” (Паисий Святогорец о подготовке к Причастию).
Для чего нужен пост перед причастием
“Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия.
Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн.
Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной” (из поучений святого праведного Иоанна Крестьянкина).
Причастие являлось основой жизни христиан начиная с апостольских времен. Но конкретные правила подготовки к Таинству были определены в IV веке.
Эти установки запрещали есть и пить в день Причащения (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). А в XI – XII веках в Византии сложилась традиция готовиться к Причастию несколько дней.
В это время нужно было соблюдать пост, исповедоваться, прочитывать определенные молитвы.
Правила соблюдать пост перед причащением были установлены для монашествующих. Однако и миряне, ориентируясь на монахов как на образец для подражания, старались придерживаться этих установлений. В 1699 году в русском Служебнике прописывалось сколько дней поститься перед причастием (обязательное соблюдение семидневного поста):
“Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)”.
Как поститься перед Причастием
В нынешнее время в Русской Православной Церкви обязательным считается литургический пост. С полуночи перед днем причащения запрещается есть и пить до момента совершения Таинства. Если Литургия совершается ночью (Пасха, Рождество), то последний прием пищи должен быть не позднее 6 часов до причастия.
По традиции православные христиане соблюдают пост, ограничивая себя в пище животного происхождения (мясе, молоке, яйцах). Наиболее распространенной является традиция трехдневного поста, и такой пост называется приуготовительным (подготовительным). Согласно концепции РПЦ 2015 г.
“Об участии верных в Евхаристии”, для тех верующих, которые соблюдают все многодневные посты в течение года и постятся в среду и пятницу, пост перед причастием сокращается до одного дня. Пост в этом случае может быть вовсе отменен, необходимо посоветоваться со священником).
Также продолжительность приуготовительного поста может быть как увеличена, так и уменьшена для каждого христианина индивидуально. Такое решение принимается после беседы или исповеди у приходского священника (духовника).
Святой Паисий Святогорец на вопрос о посте и как поститься перед Причастием отвечал:
“Нельзя всех людей подогнать под одну гребенку в вопросе о том, насколько часто нужно причащаться и сколько дней перед Святым Причащением нужно поститься.
Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Все зависит от того, сколько у человека крепости.
Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей” (из книги “Духовная борьба”).
В дни Светлой Седмицы (неделя после Пасхи) приуготовительный пост отменяется. Все гастрономические ограничения в эту неделю снимаются. Каждый верующий христианин может приступать к Причастию без соблюдения поста.
Пост — это не только про еду
Как поститься перед причастием? Кроме воздержания от пищи животного происхождения стоит особое внимание уделить умеренности в еде. Также пища должна быть простой без изысков и лакомств. Пост – это подчинение тела человека духу, воспитание воли и борьба с одной из восьми основных страстей — чревоугодием.
Перед Причастием следует воздержаться от супружеской близости, но это воздержание должно быть обоюдным. Святитель Иоанн Златоуст пишет:
“Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам.
Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства.
Если она не имеет права делать это и на короткое время без его согласия, то какое прощение может получить она, постоянно лишая его этого утешения?”
Также православные отказываются от увеселительных мероприятий, развлечений, посвящают дни подготовки молитве и труду.
На вопрос “можно ли курить перед Причастием”, большинство священников отвечают однозначно, что следует во время подготовки к Евхаристии воздержаться от курения. Но если этого сделать не удается, то хотя бы не курить в день совершения Таинства.
Возможные отступления от правил соблюдения поста
Строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, и других категорий людей, содержание питания которых не зависит от них самих.
При совершении тяжких грехов человеком священник может назначить епитимью (вид духовного исправления, труда). Она может быть в виде дополнительного ограничения в каких-либо продуктах. Или будет необходимо дополнить молитвенное правило молитвами и поклонами. Священник имеет власть не допустить до Причастия на определенный срок.
Пост перед причастием – это не строго регламентированная формальность, которую требуется соблюдать христианину, а состояние души, желающей соединиться с Богом и освятиться Святым Духом. Важно понимать истинное значение подготовки к Причастию и прилагать к этому деланию свои душевные силы.
“Если человек сам хочет причащаться, то это очень важно. Духовное здоровье человека определяют голод и жажда. Мы знаем по себе, что когда человек болен, он не ест, то есть отвращается от пищи тело, которое страдает. А здоровье – это когда хочется есть. Когда Христос воскресил дочку Иаира, Он сказал: дайте ей есть.
Это знак того, что Он не только воскресил ее, но дал ей здоровье. Человек, здоровый духовно, хочет есть. Господь говорит: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое». Человек же говорит: «Я голодаю по Твоему Телу, я хочу это есть».
Если жажда есть, хорошо, а если привычка, то надо разбираться” (протоиерей Андрей Ткачев, ответы на вопросы зрителей телеканала “Союз”, 4 августа 2015).
Источник: https://pravoslavium.ru/kak-postitsya-pered-prichastiem-pravila-i-isklyucheniya/
Как готовиться к Причастию — Православный журнал "Фома"
Если коротко, то готовиться надо так, как благословляет духовник. Есть очень много обстоятельств, которые делают невозможным применение общих правил.
Тем не менее существует 4 основных этапа подготовки к Причастию: пост, молитвенное правило, исповедь, присутствие на вечернем богослужении и литургии. О них и еще нескольких моментах в Слайдах “Фомы”.
Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».
Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.
Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье.
Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику.
Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.
Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение.
Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю.
На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.
Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю.
Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь.
Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.
Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить.
Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.
Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.
Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей.
Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием.
Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.
Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.
|
Таинство радости
Причастие: благодарность Богу
Великий четверг
Другие материалы рубрики Коротко
(35 votes, average: 4,77
Источник: https://foma.ru/kak-gotovitsya-k-prichastiyu.html
Обязательно ли поститься перед причастием 3 дня? — нужно ли поститься перед исповедью
Смотрите также
- Обязательно ли поститься перед причастием 3 дня? У меня какой то замкнутый круг в последнее время. Очень хочу исповедоваться и причаститься ( последний раз причащалась в великий пост) но все никак не выходит, времени катострофически не хватает (одна в двумя детьми). Прочитаю правило ко…
- о причастии вот, хотелось бы мнение батюшки узнать по вопросу причастия.
Я сама причащаюсь довольно редко, т.к. это всегда очень ответственно и серьезно — пост, молитва, исповедь…А вот малыша старалась каждое воскресенье плюс большие праздники под причастие… - О причастии детей. Причастие детей — это, на мой взгляд, наиважнейшая часть их воспитания (в изначальном смысле этого слова)! Лишь приобщаясь Пречистой Крови Господа (для младенцев) и Его Честной Плоти (для более взрослых детей) — лишь соединяясь с…
- причастие. Только, что с мужем посмотрели фильм Поп.
Очень затронул он нас.Сразу начала мучить совесть, что на причастие детей не водили уже месяц. Конечно причина уважительная, у меня тренировки по воскресениям с утра, ни как не… - как быть с причастиями в пост Я пост держать буду первый раз. И когда начала читать как правильно, поняла что нужно еще и на исповедь и причастие ходить. Но дело в том, что я не исповедовалась до начала поста, а исповедь…
- Причастили………….. Давно не причащали нашу девулю(((( У меня, если честно, был страх, как она себя будет вести. В последний раз ее причащали АЖ перед Великим постом и это был кошмар какой-то. Она вся дергалась, плакала, выворачивалась….
- молитва перед причастием в инете их так много. это всё надо прочитать? подскажите.
Спасибо огромное, особенно Ирине!
Kомментарии Татьяна 15:49, 14 июля 2011 г.
Мне тоже актуально. Я думала, что каждый день все каноны и молитвы читать. А… - Вопрос про пост перед причастием Здравствуйте, отец Алексий!
У меня есть старенькая бабушка, ей почти 90 лет. Из дома она выходит редко, тяжело ходить. В церковь не может ходить — далеко очень. Когда я к ним приезжаю (раза 2-4 в… - Причастие Захотели мы с мужем причаститься, а то с венчания никак не могли собраться. Так вот че спросить хотела, перед причастием же поститься надо, в идеале недельку, но можно и хотя бы три дня. Кто-нибудь причащался…
- Исповедь и причастие Больше 5 лет не исповедовалась. И не причащались.
Но душа требует. Созрела
Как правильно подготовиться к исповеди. Помню обычно рассказывала батюшке все. Но сейчас накопилось много…на листе написать? Мне кажется когда рассказываешь открываешь душу больше?…
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/pravoslav/1695033