15 октября 2018Антропология, История
Чем буддизм отличается от индуизма? Как посчитать будд? Действительно ли в мире буддистов много, а в Индии мало? Отвечаем на эти и другие вопросы об одной из крупнейших мировых религий
Автор Людмила Жукова
1. Кто придумал буддизм?
Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX векаAmazon.com, Inc.
В отличие от двух других крупнейших мировых религий (христианства и ислама), буддизм — нетеистическая религия, то есть отрицающая существование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». Сиддхартха Гаутама из рода Шакья, принадлежавший к варне кшатриев, то есть к сословию воинов, родился в северной Индии, предположительно, в середине VI века до н. э. Его биография очень рано обросла разными легендами, а исторический пласт прочно сросся с мифологическим, начиная с обстоятельств его рождения, которые были весьма необычными. Будущей матери принца приснилось, что в ее тело вошел белый слон, и это было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной.
Детство и юность Сиддхартхи были безоблачны: он не знал ни болезней, ни горя, ни нужды. Но однажды, выйдя из дворца, он столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.
В возрасте 35 лет во время долгой медитации Сиддхартха достигает просветления, то есть становится буддой, и начинает проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в четырех благородных истинах. Во-первых, мир несовершенен и полон страданий.
Во-вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия.
В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и спасительную мудрость.
Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий (которые в конечном счете оборачиваются страданиями).
2. Чем буддизм отличается от индуизма?
Будда (в центре) как аватара Вишну. Барельеф храма Ченнакесава. Соманатапура, Индия, середина XIII века © Jean-Pierre Dalbéra / CC BY 2.0
Буддизм — мировая религия; следовательно, буддистами могут стать представители любых национальностей. В этом заключается одно из радикальных отличий буддизма от индуизма Индуизм — религия Индии, которую исповедует более 80 % населения страны. В отличие от буддизма, индуизм — национальная религия, принадлежность к которой определяется по рождению. Индуизм представляет собой совокупность разных традиций, которые, как принято считать, объединяет признание авторитета Вед — главного священного текста индуизма. — национальной и абсолютно закрытой для проникновения извне религии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями, варнами, — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к варнам определялась исключительно по рождению — так же, как и принадлежность к индуизму в целом.
Буддизм, бывший поначалу одним из многочисленных оппозиционных индуизму течений, стал радикальным реформаторским учением как в интеллектуально-духовном, так и в социальном отношении.
Буддисты поставили этические заслуги человека выше происхождения, отвергнув варновую систему и авторитет брахманов. Со временем у этого небольшого течения появились собственная социальная структура, корпус священных текстов и культовая практика.
Став мировой религией, оно распространилось далеко за пределы полуострова Индостан.
Однако в Индии буддизм постепенно пришел в упадок. Сегодня буддистами считают себя менее 1 % индийцев.
По численности буддизм занимает лишь пятое место среди религий, распространенных в Индии, значительно уступая индуизму, исламу, христианству и сикхизму Сикхизм — одна из национальных религий Индии, основанная в XVI веке в Пенджабе..
При этом основатель буддизма Будда Шакьямуни почитается в индуизме как одно из воплощений (одна из аватар) бога Вишну. Зато в мировом рейтинге религий буддизм стоит на четвертом месте: его исповедуют 7 % населения земного шара.
3. Что значит быть буддистом?
Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде Wikimedia Commons
На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. было записано на пальмовых листьях, которые хранились в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — Трипитака («Три корзины»). В буддизме существует несколько направлений и множество школ, но всех буддистов объединяет вера в «три драгоценности» — Будду, дхарму (учение Будды) и сангху (монашескую общину). Обряд вступления в буддийскую общину предполагает произнесение краткой ритуальной формулы с упоминанием «трех драгоценностей»: «Я иду под защиту Будды, я иду под защиту дхармы, я иду под защиту сангхи».
Кроме того, все буддисты должны следовать пяти правилам, установленным Буддой: не причинять вред живым существам, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать, не употреблять алкоголь и наркотики.
4. Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год The Metropolitan Museum of Art
В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное средство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презрительно называют хинаяной, то есть «малой колесницей», — ведь оно предполагает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаянисты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления.
Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добровольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV.
Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете.
Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам.
В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
5. Будда один, или их много?
Будущий будда Майтрейя. Изображение танка (рисунок на ткани), созданное по заказу Далай-ламы VIII в память о его умершем наставнике. Тибет, 1793–1794 годы Norton Simon Art Foundation
В буддизме постулируется существование бесчисленного числа «пробужденных» — будд, и Шакьямуни из них самый известный. Однако в буддийских текстах можно найти имена его предшественников — их от 7 до 28. Кроме того, в будущем ожидается приход еще одного будды — Майтрейи В переводе с санскрита — «любящий, милосердный».. Сейчас, как верят буддисты, бодхисаттва Майтрейя пребывает на небесах Тушита (то есть в «Саду радости»), а впоследствии появится на земле, достигнет просветления, став буддой, и начнет проповедовать «чистую дхарму».
6. Будда — это бог или нет?
Ханабуса Иттё. Смерть Будды. 1713 год Museum of Fine Arts, Boston
Как уже говорилось выше, буддизм — нетеистическая религия. Однако в буддийской мифологии «человеческие» аспекты жизни Будды Шакьямуни соседствуют с описаниями его сверхъестественных способностей, а также явлений космического масштаба, сопровождавших разные этапы его жизненного пути. О нем говорится как о предвечно существовавшем существе, способном создавать особые миры — «поля Будды».
Прах Будды воспринимается как свидетельство его мистического присутствия в нашем мире и окружен особым почитанием. Согласно преданию, он был разделен на восемь частей и хранился в первых буддийских культовых сооружениях — ступах (с санскрита это переводится как «макушка» или «земляной холм»).
Кроме того, в махаяне появилось учение о вечном «дхармическом теле» Будды, которым он обладал наряду с обычным, физическим телом. Это тело отождествляют как с дхармой, так и с мирозданием в целом.
Очевидно, что Будда почитается не только как «великий человек», но и как божество, особенно в махаяне и ваджраяне.
Кроме того, из буддийского пантеона вовсе не изгнаны индуистские божества — просто фигура Будды оттеснила их на второй план.
Согласно буддийскому учению, боги так же, как и все прочие живые существа, подчинены круговороту сансары и, чтобы вырваться из него, им надо переродиться в мире людей — ведь только в нем рождаются будды.
К слову, прежде чем родиться в последний раз, Будда Шакьямуни, согласно легендам, перерождался более пятисот раз и побывал и царем, и лягушкой, и святым, и обезьяной.
7. Празднуют ли буддисты Новый год?
Тоёхара Тиканобу. Мать и дочь идут к буддийскому храму вместе с другими паломниками, чтобы отпраздновать Новый год. Не позднее 1912 годаClaremont Colleges Digital Library
В народном буддизме существует множество праздников — весьма популярных, хотя и имеющих весьма отдаленное отношение к религии. Один из них — Новый год, который в разных регионах празднуют по-разному. Вообще, буддийский праздничный цикл основан на лунном календаре (везде, кроме Японии). Одним из главных собственно буддийских праздников можно назвать Весак, с которым в разных странах связывают от одного до трех ключевых событий в жизни Будды Шакьямуни (рождение, просветление, нирвану). Другие праздники — это День сангхи, то есть память о встрече Будды с учениками, и День дхармы, то есть память о первой проповеди Будды. Кроме того, в буддийских странах отмечают День всех умерших: добуддийский культ предков очень устойчив и играет огромную роль.
8. Есть ли у буддистов храмы?
Эрнст Хейн. Буддийский храм в Киото. Вторая половина XIX векаPixels
Наиболее известным буддийским культовым сооружением является ступа. Первоначально ступы строились как реликварии, в которых хранились и почитались останки Будды Шакьямуни, впоследствии — в память о важных событиях. Существует несколько разновидностей ступ, и их архитектурный облик во многом зависит от региональных традиций: они могут быть полусферическими, квадратными ступенчатыми или иметь форму пагод. Чтобы заработать хорошую карму, буддисты практикуют ритуальный обход ступы.
Также существуют храмы в архитектурном отношении еще более разнообразные. Считается, что в них и сосредоточены три сокровища буддизма — Будда (его статуи и другие изображения), дхарма, воплощенная в текстах буддийского канона, и сангха, представленная монахами, живущими при храме или монастыре.
9. Буддисты вегетарианцы или нет?
Суджата подает Будде рис с молоком. Живопись танка (рисунок на ткани). Непал© Diomedia
Казалось бы, один из важнейших буддийских принципов — ахимса — предполагает отказ от употребления в пищу мяса. Однако в реальности в разных регионах пищевые ограничения обусловлены по большей части местными обычаями. Среди буддистов есть как сторонники, так и противники вегетарианства, причем и те и другие приводят в подтверждение своей позиции легендарные высказывания Будды. Так, существует буддийская притча об олене и тигре, в которой олень попадает в ад за то, что, хвалясь своим вегетарианством, он, поедая траву, невольно уничтожал мелких насекомых, а хищник тигр, напротив, очистил свою карму, поскольку всю жизнь страдал и каялся.
Изображения: Shakyamuni Buddha with Avadana Legend Scenes. Тибет, XIX век Rubin Museum of Art
Источники
- Агаджанян А. С. Буддийский путь в ХХ веке. Религиозные ценности и современная история тхеравады. М., 1993.
- Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПб., 1999.
- Фишер М. П. 12 религий, которые меняют мир сегодня. М., 2014.
- Smith Jo D. The Essence of Buddhism. London, 2006.
- The Story of Buddhism: A Concise Guide to Its History & Teachings. Ed. by Donald S. Jr. Lopez. San Francisco, 2001.
История
Угадайте, какие знаменитые люди совпали друг с другом во времени (а какие — нет)
Источник: https://arzamas.academy/mag/599-buddha
Философия буддизма и ее основные направления
До нашей эры, в середине 1-ого тысячелетия, в качестве противовеса преобладающему Брахманизму, в северной части Индии зародился Буддизм, до сих пор считающийся одной из наидревнейших идеологий в мире.
Заняв главную позицию в философии Древней Индии, Буддизм берет свое начало с проповеди Будды (Принц Сиддхартха Гаутама) о четырех возвышенных истинах, открывшихся ему в момент Просветления.
Будда, что переводится с санскрита, как просветленный.
Поначалу Буддизм был учением, идеологией и философией, только после стал религией. В рациональной системе обоснованных взглядов на окружающий мир, на человека и познание, лежит Буддийская философия, сложившаяся в рамках разных направлений и школ Буддизма. Ход событий, формировавших философию Буддизма и философию Брахманизма, отличался способом умозрения.
1. Анитья или теория о всесторонней трансформации и неустойчивости
Все существующее подвластно модификации и динамичности. «Все вещи подвержены изменению и разложению, все сущее создается особыми условиями, исчезая с их ликвидацией. Все, что имеет начало – имеет и конец», – говорил Будда;
2. Пратитья-самутпада или теория взаимообусловленного возникновения
Присущая, всему существующему, изменчивость, не является хаосом, ибо подчиняется правилу взаимообусловленного возникновения дхармы.
Единое и инстинктивное правило связи, обуславливает все события духовного и материального миров. Без поддержки сознательного руководителя – Дхарма действует интуитивно. Возникающая первопричина, сопутствует следствию.
Все существующее предопределено и имеет основание. Ничто не происходит без повода;
3. Анатмавада или теория не существования души
Состояние отрицания абсолютного высшего «Я» или Атмана. Будда не отрицает неделимости тождественной субстанции (души) в человеке и единой череды потоков ситуаций. Продолжающийся поток ситуаций и есть жизнь, зависящая от предыдущих условий, порождающих следующие состояния.
Становление жизненного единства чаще всего трактуется, как горящий светильник в течение всей ночи, потому что его пламя подчинено условиям момента горения. Душа, в данной теории, заменяется непрерывным потоком сознания.
При таком положении переселения душ в другие тела не существует.
Идеи Буддизма
Сиддхартха Гаутама или Шакьямуни не был Создателем или Богом, он был обычным человеком, нашедшим возможность понять жизнь – источник внешних и внутренних трудностей.
Преодолев собственные трудности и ограничения, реализовал эффективную возможность помощи другим людям, став Буддой – целиком Просветленным.
Доказал на своем примере, что любой человек может достичь Просветления, ибо обладает способностями, возможностями и факторами, позволяющими совершиться трансформации – в каждом преобладает «природа Будды».
У всех есть ум, способность к пониманию и знанию; есть сердце и дар на проявление чувств по отношению к другим. Каждый одарен общением и энергией, то есть умением действовать.
Обучая людей индивидуальным системам и методикам, Будда понимал, что люди не идентичны и характеризуются различными склонностями, потому не выдвигал какую-либо одну догматическое учение.
Стимулировал людей к принятию веру и ее проверке на их собственном опыте.
В Буддизме содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. В буддизме нет идеи о царстве бесконечной души, которая искупает грехи, но поступки человека непременно возвратятся, обуславливая собой карму, но никак не божественную кару. Поступки человека – являются следствием мыслей и действий.
Верховным главой, Гуру всех Гур и духовным наставником всех Буддистов мира настоящего времени является Далай-Лама. По его словам, путь к счастью лежит через три стадии: познания, смирения и созидания. У каждого есть воля выбрать то, что ему ближе всего.
Лама избрал два пути: познание и созидание. Буддизм рассказывает людям о них самих, вызывая истинный интерес, будоража сознание и разум, помогая человеку обрести гармонию с самим собой и являясь кратчайшим путем к осмыслению собственного существования.
Несмотря на это, не всем дается понять и достичь полноценного знания, лишь те, кто узрит корень своих неудач, сумеет воззреть высший замысел Вселенной. Желание установить контакт между собой и Вселенной, задаваясь вопросом «Кто мы и откуда пришли?», дает людям возможность и силы к самосовершенствованию. Главные и первостепенные идеи Буддизма гласят:
- Мир являет собой глубокий океан страданий и скорби, окружающих нас повсюду;
- Основа страданий лежит в эгоистичных желаниях человека;
- Внутренняя работа над собой, избавление от желаний и эгоизма – позволяет достигнуть Просветления и освобождения от страданий или Нирвана – блаженство и свобода мысли, являющихся первоисточником всех бед.
Каждому человеку дана возможность на выполнение простых правил, ведущих к счастью, но в современном мире этому трудно следовать, потому что много соблазнов, ослабляющих нашу волю. Большинство приверженцев Буддизма покидают родные места и уходят в монастыри, избавляя себя от мыслей о соблазнах. Таков верный, но трудный путь к познанию смысла бытия и достижению нирваны.
Буддийское вероучение – истины и основы
Существуют основные понятия Буддийского вероучения:
- Карма – как основополагающий принцип, объясняющий причины и следствия событий, которые происходят с человеком. «Что посеешь, то и пожнешь»;
- Воплощения – правило перерождения одних живых существ в другие. Данное правило отличается от «переселения душ», так как не признает существования постоянной души, как. Карма переходит от одного живого существа к другому.
- Четыре благородные истины, сформулированные Шакьямуни.
Достижение Нирваны – одна из базисных целей Буддизма. Нирвана – это высшая степень осознанности, достигаемая путем отречения от себя и от комфортных условий. Проведя длительные медитации и глубинные размышления, Будда постиг самоконтроль над сознанием, что привело его к выводу о людских привязанностям к мирским благам и неумеренного беспокойства насчет мнения других людей.
В связи с этим, душа человека перестает усовершенствоваться и начинает деградировать, но лишь достижение нирваны поможет уйти от «рабского» поведения. Существует круг базовых убеждений, выступающих в качестве азов Буддийского учения. Эти базовые соображения содержат в себе 4 благородные аксиомы:
- О страдании. На каждого человека в той или иной мере влияет Дукхи – негативные мысли, гнев, страхи и страдания;
- Первопричине страдания. Дукхи имеет причину, способствующую появлению зависимости от жадности, слабоволия, вожделения и других деструктивных желаний;
- О самоустранении первопричин страдания. Каждому дается шанс на избавление от Дукхи;
- О пути освобождения. Полное освобождение от Дукхи лежит на пути к Нирване.
Первая истина гласит о существовании человека в страданиях, неудовлетворённости, разочаровании и счастливые моменты, в дальнейшем, тоже приводят к страданиям. Страдание или мучение – это причина, в виде великого желания овладеть чем-то, лежащая в привязанности к людям и людей к существующему миру.
Смысл двух первых аксиом превозмогается последующими двумя, где они гласят о порождении поводов для страдания и их подвластности человеческой воле – для прерывания замкнутого круга страданий и разочарования, необходимо отказаться от желаний.
Ключ к избавлению от причин страданий находится в четвертой аксиоме, подтверждающейся в восьмеричном благородном пути. «Благой восьмеричный путь – это верные взгляды, намерения, речь, безошибочные действия, образ жизни, верные усилия, осознание и сосредоточение».
В восьмеричный путь входят три основных составляющих:
- культура поведения (безошибочные мысли, слова и действия), включающая заповеди: не убей, не воруй, не лги и не прелюбодействуй; и добродетели; великодушие, благонравие, смирение и очищение;
- культура медитаций (осознанное сосредоточение) – комплекс упражнений, направленных на достижение внутренней умиротворенности, отстраненности от мира и усмирение страстей;
- культура мудрости (верные взгляды) – знание 4-х благородных истин.
Из всех благородных аксиом, восьмеричный путь образует Буддийскую философию. Но ни одна религия в мире не признает возможность человека собственными усилиями стать богоподобным существом. Не стоит бросаться в крайности, сохраняя «срединный путь» или «золотую» середину духовного и материального миров, можно приблизиться к Богу.
Краткая история возникновения Буддизма
В философии Древней Индии, Буддизм, который позволяет постигнуть дзен, находится и находился в ведущем положении общества.
Рассматривая вкратце происхождение Буддизма, отметим, что его возникновению способствовали перемены в жизненной ситуации народа Индии.
Ориентировочно, в середине шестого века до нашей эры общества коснулся экономический и культурный кризисы. Общепринятые обычаи, существовавшие до момента появления новой религии, претерпели трансформацию.
Наиважнейшим был тот факт, что в то время формировались классовые отношения в обществе. Появление аскетов, сформировавших собственное видение мира, послужило появлению Буддизма, противостоявшему традициям былого времени.
Принц Сиддхартха Гаутама, родившийся в семье состоятельного государя племени шакья, в 560 году до нашей эры, являлся будущим основоположником Буддизма.
Богатый принц, с детства до юных лет не ощущал разочарований и нужды, окружался роскошью, пребывая в неосведомленности о существовании болезней, старости и смерти.
Как-то раз, прогуливаясь за пределами дворца, принц столкнулся с настоящим потрясением: со старыми, больными людьми и похоронным шествием. Увиденное зрелище оказало на Сиддхартха настолько сильное влияние, что в молодом 29-ти летнем возрасте он примкнул к скитающимся отшельникам.
С тех пор он начал отыскивать истинность бытия, пытаясь воззреть природу человеческих проблем, ища способы их исключения.
В поисках ответов у мудрецов на интересующие вопросы, он осознал, что бесконечная вереница перевоплощений неизбежна, если не освободиться от страданий в настоящем воплощении.
В течение 6-ти летних паломничеств, Гаутама пробовал различные техники и практики йоги, прейдя к другим способам достижения Просветления. Работающий способ заключался в размышлениях и ежедневных молитвах.
В момент размышлений под известным деревом Бодхи, он постиг Просветления и нашел долгожданные ответы на свои вопросы. В течение нескольких дней он находился на одном месте, после данного и неожиданного понимания.
Затем, отправившись в долину реки Ганг, получил имя «Просветленный» и начал проповедовать учение для людей, начав с города Варанаси на северо-востоке Индии.
Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/buddijskaya.html
Будда — Основатель буддизма
Происхождение: Он родился в 563 г. до н.э.в Лумбини. Он был царевичем, сыном Шуддходхана, царя племени Шакья и царицы Майи или Майядеви. Имя его семьи – Гаутама, а его клана Шакья, что дало ему еще одно имя Шакьямуни (Мудрец из Шакья).
Образование: В возрасте семи лет Принц Сиддхартха начал свое обучение в области литературы, живописи, истории и военного искусства.Основные этапы служения:Странствования.
Будучи глубоко пораженный увиденным, пережив и осознав «четыре знамения», он решился все оставить и начать вести жизнь подвижника. Он отказался от своего богатства и комфорта, покинул свою жену и маленького сына и стал странствующим монахом.
Вначале Сиддхартха изучал йогическую медитацию и после освоения ее техники, осознал, что она не может привести к вершинам самореализации. Он отправился на юг и в течении шести лет искал истину в практиках жесткого самоограничения, самоистязания и умерщвления плоти.
Но после шести лет непродуктивных аскетических упражнений, он отказался от пути аскезы. После длительного периода странствий и поста, приведших его в состоянии полного истощения, он взял из рук миловидной крестьянской девушки Суджаты молочную рисовую кашу, которая укрепила его дух.
Восстановив свои силы, он пришел к выводу, что умерщвление плоти, не является путем к освобождению от страданий.
Просветление. Однажды, сидя под деревом — смоковницей, сейчас известного как дерево Бодхи у городка Бодх Гая в Индии, он поклялся не вставать с места, пока не найдет Истину и достигнет высшего просветления.
Большое сражение с Марой. Демон, чье имя Мара означает «разрушение», напал на Гаутаму, посылая на него ветер, дождь, горячие угли и пепел, грязь и мрак. Затем он послал своих трех прекрасных дочерей – Вожделение, Страсть и Неудовлетворенность – соблазнить принца, но Гаутама оставался сильным и бесстрастным. В конце концов Мара и его демоны бежали.Вдруг светло зеленная утренняя звезда сверкнула в небе и вызвала в нем чувство совершенной ясности понимания.
После 49 дней медитации, в ночь майского полнолуния, он достиг Просветления и стал Буддой в возрасте до 35 лет. В это же мгновение Будда понял свое предназначение: донести это откровение любви и истины до всех людей.
Основание буддизма. После своего духовного пробуждения он привлек группу последователей и основал монашеский орден.Поэтому далее известный как Будда, он посвятил свою жизнь утверждению своего учения. Последние 45 лет своей жизни, он путешествовал и проповедовал свою доктрину преподавая при этом самым разным людям, в том числе сторонникам различных религий. Его учение было открыто для всех рас, этнических групп, классов и отрицало кастовую структуру.
Основные этапы личной жизни: Он родился в Лумбини (город, расположенный в местности, находящейся в настоящее время в Непале, недалеко от границы с Индией), и вырос в маленьком царстве или княжества Капилвасту. Его имя данное при рождении было Сиддхартха.
При рождении ему было предсказано, что он станет либо великим правителем, либо учителем Вселенной. Поэтому его отец, который хотел видеть Сиддхартху в качестве своего преемника и правителя страны, пытался оградить его от всех жизненных проблем. Он построил специальный дворец, в котором окружил его предметами роскоши.
Принц рос в атмосфере заботы и любви, уважении и радости. В 16 лет Сиддхартха женился на Ясодхаре и она родила сына Рахула.В возрасте 29 лет он решился выйти за пределы дворца и и там он увидел: «четыре знамения: старика, больного человека, труп и нищего монаха.
Первые три знака открыли ему неизбежность страданий, болезней и смерти, а в безмятежности монаха он увидел свою судьбу. Тогда он понял, что жизнь человека является не более чем страданием.Последователями Будды стали его жена Яходшара и сын Рахула. Буддизм Махаяны признает существования множества Будд и Бодхисаттв.
Будда был красив, приятен на вид, с черными, как уголь волосами и золотисто-коричневым цветом лица. Он был хорошо сложен и имел рост около 184 см (6 футов).В возрасте 80, Будда объявил, что вскоре он достигнет Паринирваны или окончательного бессмертного состояния и отказа от земного тела.
Его миссия была выполнена, Будда умер после, нескольких месяцев болезни и избежав цикла перерождения.Последними словами Будды были: «…Всё составное подвержено исчезновению. Усердно старайтесь!».Он был кремирован и его останки распределены между 8 группами учеников, которые поместили их в храмах в основании специально воздвигнутых ступ.
Изюминка: Согласно некоторым буддийским легендам, его годами жизни были (8 апреля, 1029 г. до н.э.- 15 февраля 949 г. до н.э.). Согласно некоторым буддистским традициям. – (623-543 до н.э.), (ок. 560-480 до н.э.), (ок.485-405 до н.э.) (448-368 до н.э.
) Согласно легендам, рождению Сиддхартхи предшествовал сон, в котором его мать увидела белого слона входящего в ее утробу. В течение семи дней после родов царица Майя умерла. Двоюродный брат Будды, Девадатта, послал дикого слона растоптать Будду, но слон остановился перед ним, стал на колени и поклонился в ноги Будды. «Мир рождается внутри, — говорил Будда. — Не ищите его вовне».
Источник: https://geniusrevive.com/budda-osnovatel-buddizma/
Буддизм. Возникновение и основные идеи
-
ГОУ
ВПО «Омский
государственный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
университет» -
Факультет ИСТОРИИ,
ФИЛОСОФИИ И ПРАВА -
Кафедра
ПРАВОВЕДЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Реферат
-
Выполнила: студентка
4 курса -
заочной формы
обучения - группы Ю — 41
-
Нармахамбетова
Ирина Витальевна - План
- Введение 4
- Возникновение буддизма и личность его основателя 4
- Основные идеи 5
- Буддийская теория «я» 6
- Срединный путь 7
- Благородный восьмеричный путь 9
- Карма и перерождение 11
- Отношение к концепции Бога 12
- Нирвана 13
- Отношение к метафизическим вопросам 14
- Распространение буддизма 14
- Влияние буддизма на культуру 16
- Заключение 18
- Список литературы: 20
-
… благ, безмолвен
и невозмутим, -
прикасается к
пространствам он, -
как ладонями к
щекам своим.
Р.М.Рильке. Будда Введение
Буддизм – самая
древняя универсальная мировая религия,
которая выступает общим религиозным
компонентом различных цивилизаций
Востока, от Индии до Японии.
Его философия
глубока и оригинальна, причем
интеллектуальный потенциал философии
высок даже на фоне достаточно серьезных
поисков мыслителей Упанишад. Не случайно
выдающийся русский востоковед
О.О.
Розенберг говорил, что буддизм –
«ключ к восточной душе», подчеркивая
тем самым, что без него невозможно понять
особенности культур и мышления многих
восточных народов.
Целью данного
реферата не является систематическое
изложение основ учения Будды. Имеется
достаточное количество книг, освещающих
этот вопрос. Большинство из них изданы
в последнее десятилетия, часть –
послужила источниками для написания
данного реферата (см. список литературы).
Особо хочется отметить «Индийскую
философию» С.
Радхакришнана, где основы
буддизма изложены подробно и объективно,
и сопровождаются большим количеством
цитат из буддийских священных текстов.
В книге используется образный язык,
сохраняющий дух буддизма, его жизненность.
Но «Индийскую философию» нельзя
рекомендовать как популярное изложение
учения Будды, она для достаточно
подготовленного читателя.
Ценность же данного
реферата в том, что в идеальном случае
он позволит увидеть, как преломляются
идеи буддизма в сознании данной конкретной
личности – автора реферата.
Возникновение буддизма и личность его основателя
Буддизм возник
первоначально как проявление религиозного
свободомыслия в борьбе с окостеневшей
брахманской ортодоксией и внешним
ритуализмом.
Буддизм отверг как
брахманское учение о сакральности
сословно-варновой системы, так и авторитет
священных Вед, утверждая, что любой
человек может стать святым – архатом
или буддой. Между тем, буддизм является
«только повторением философии упанишад
(заключительной части Вед)» с новым
ударением.
Безразличие к авторитету
Вед и обрядовая набожность, вера в закон
кармы, перерождение и возможность
достижения мокши или нирваны, доктрина
о непостоянстве мира и индивидуальном
– все это является общим для упанишад
и Будды.
Таким образом буддизм явился
очищением истоков религии («замутнились
источники вод»). И как оказалось Будда
не только очистил «источник», но и создал
универсальное, живое учение способное
к «самоочищению», к постоянному
обновлению.
Основателем
буддизма считается Сиддхартха Гаутама,
известный миру под именем Будды –
Просветленного.
Сын царя из племени
шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха
Гаутама родился около 567 г. до н.э. в
городе Капилавасту.
Согласно общепринятой
биографической схеме царь, чтобы не
исполнилось предсказание знаменитого
аскета Асита Девалы об аскетической
карьере единственного наследника,
окружает его роскошью и делает все,
чтобы принц не знал никаких забот. Он
хочет оградить юношу от печалей и
горестей мира.
Но Сиддхартхе все-таки
удается выбраться за пределы дворца, и
там происходят три встречи с реальностью:
с больным, стариком и похоронной
процессией. Так беззаботный царский
отпрыск узнает, что в мире есть болезнь,
старость и смерть.
По некоторым версиям,
он встречает еще и отшельника, что
наводит его на мысль о возможности найти
выход из круговорота страданий этого
мира. Потрясенный своими открытиями,
будущий Будда принимает решение искать
этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте
29 лет присоединяется к бродячим
отшельникам, с которыми проводит шесть
лет.
Попав в сообщество
аскетов, Будда быстро овладевает разными
техническими приемами йогического
самоограничения и легко входит в самые
сложные йогические состояния, но его
постоянно преследует мысль, что таким
способом он не познает истину.
После
очередной неудачной попытки достичь
просветления путем уменьшения рациона
и задержки дыхания (близок к смерти)
отшельник Гаутама приходит к окончательному
убеждению, что ему надо искать иной
путь. Он занялся размышлением и молитвами.
Сидя под деревом
бо
(индийской смоковницей) Гаутама постоянно
и неподвижно смотрел на восток, и его
ум был устремлен к одной цели: «Я не
сдвинусь с места, пока не достигну
высшего и абсолютного знания». Он провел
под деревом семь недель.
Однажды, когда
он все еще был предан глубоким размышлениям,
отдыхая под деревом, которому его
приверженцы дали имя Бодхинанды, или
трон разума, он переживает состояние
бодхи – «просветления», или «пробуждения».
Он овладел тем, чего искал.
После этого
начинается его проповедническая
деятельность.
Число учеников
Будды постепенно увеличивалось. Они
объединялись в буддийские общины –
сангхи (первая была основана самим
Буддой), которые затем развились в
буддийские монастыри.
По всем направлениям
были разосланы миссионеры для обучения
новому учению. Целый ряд брахманов
обращается в буддизм.
Многие люди стали
мирскими учениками Будды; нескольким
женщинам было разрешено создать орден
буддистских монахинь.
Когда после
миссионерской деятельности, продолжавшейся
примерно сорок лет, Будда понял, что
приближается время для него отказаться
от своего тела и достигнуть паринирваны
– окончательного освобождения, он
потратил последние часы жизни на советы
и наставления собравшимся монахам.
Последними его словами были: «Все
составные части бытия преходящи; прилежно
трудитесь ради вашего спасения».
Передают, что он умер в возрасте
восьмидесяти лет. Будда известен под
несколькими именами, в том числе Шакьямуни
– мудрец из Шакьев и Татхагата –
достигший истины.
Борхес, анализируя
легенду о Будде в своем эссе «Версии
одной легенды», делает интересное
замечание: «В конце XIX
века Оскар Уайльд предложил свою версию
[легенды]: Счастливый Принц [герой
одноименной сказки] умирает во дворце
в заточении, так и не открыв для себя
горестей этого мира, но его посмертное
изваяние внимает земным скорбям с высоты
пьедестала».
Источник: https://studfile.net/preview/4016505/
Буддизм: основные идеи и догмы
Наиболее древней из всех существующих мировых религий является буддизм. Основные идеи этой религии являются частью мировоззрения многих народов, проживающих на территории от Японии до Индии.
Основы буддизма были заложены Сиддхартхой Гаутамой, который вошел в мировую историю под именем Будды. Он был сыном и наследником царя племени шакья и с детства был окружен роскошью и всевозможными благами.
Согласно общепринятой версии, однажды Сиддхартха покинул территорию дворца и впервые столкнулся с жестокой реальностью в лице больного человека, старика и похоронной процессии. Для него это стало полнейшим открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал.
Потрясенный увиденным, Сиддхартха бежит из дворца и, будучи уже 29-летним мужчиной, присоединяется к странствующим отшельникам.
За 6 лет странствий Сиддхартха познал многочисленные техники и состояния йоги, однако пришел к выводу, что достичь их посредством просветления невозможно. Он избрал путь размышлений и молитв, неподвижной медитации, которая и привела его к просветлению.
Изначально буддизм был протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества.
При этом многие положения буддизм почерпнул именно из вед, отказавшись от их обрядовости, закона кармы и некоторых других норм.
Буддизм возник как очищение существующей религии, а в итоге вылился в религию, которая оказалась способной к постоянному самоочищению и обновлению.
Буддизм: основные идеи
В основе буддизма лежат четыре основные истины:
1.Духка (страдание).
2.Причина страдания.
3.Страдание может быть прекращено.
4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.
Таким образом, страдание – это главная идея, которую содержит буддизм. Основные положения этой религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Уже рождение является страданием.
И болезнь, и смерть, и даже неудовлетворенное стремление. Страдание – это постоянная составляющая человеческой жизни и скорее даже форма существования человека.
Однако страдание противоестественно, а потому нужно избавляться от него.
Из этого следует еще одна идея буддизма: чтобы избавиться от страдания, необходимо постичь причины его появления.
Буддизм, основные идеи которого – это стремление к просвещению и самопознанию – полагает, что причиной страдания является неведение.
Именно неведение служит толчком для цепи событий, которые приводят к страданию. А неведение заключается в неверном представлении о собственном «я».
Одной из ключевых теорий буддизма является отрицание индивидуального «я». Эта теория гласит: невозможно понять, что представляет собой наша личность (т. е., «я»), потому что наши чувства, интеллект, интересы непостоянны.
И наше «я» — это комплекс различных состояний, без которых души не существует.
Будда не дает никакого ответа на вопрос о существовании души, что позволило представителям разных школ буддизма сделать совершенно противоположные выводы в этом отношении.
К познанию, а значит, освобождению от страдания (нирване), ведет так называемый «срединный путь». Суть «срединного пути» заключается в том, чтобы избегать любых крайностей, стать выше противоположностей, смотреть на проблему в целом. Таким образом человек достигает освобождения путем отказа от каких-либо мнений и склонностей, отказа от своего «я».
В итоге получается, что буддизм, основные идеи которого основаны на страдании, говорит о том, что вся жизнь – это и есть страдание, а значит, цепляться за жизнь и дорожить ею – это неправильно. Человек, который стремится продлить свою жизнь (т. е.
страдание) – невежда. Для того чтобы избежать невежества, нужно уничтожить любое желание, а это возможно только путем уничтожения неведения, которое заключается в обособлении своего «я».
Итак, мы приходим к тому, что суть буддизма – это отказ от своего «я».
Источник: https://FB.ru/article/9026/buddizm-osnovnyie-idei-i-dogmyi