Никольский монастырь в Переславле-Залесском – летопись испытаний и возрождения
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, д.
43
Дата основания: 1350 год
Основные достопримечательности: собор Николая Чудотворца, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице
Святыни: Корсунский крест, мощи преподобного Корнилия Молчальника, мощи благоверного Андрея Смоленского, икона с частицей мощей праведного Иоанна Русского икона с частицей мощей святого Лазаря Четверодневного, рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святителя Николая с частицей мощей, икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей, икона святого великого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святого мученика Виктора с частицей мощей
Координаты: 56°43'56.1″N 38°50'13.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
Древний монастырь был основан в Переславле-Залесском в середине XIV века. Самые старые из его сохранившихся построек относят к XVIII – началу XX века, и они являются объектами культурно-исторического наследия.
Обитель посвящена почитаемому христианской церковью Святителю Николаю.
Сегодня она активно отстраивается и принимает в своих с стенах и православных паломников, и путешественников, желающих увидеть памятники древнерусской архитектуры.
Никольский монастырь с высоты птичьего полёта
История становления Никольского монастыря
Мужской монастырь основал в 1348 году родившийся в Переславле Дмитрий Прилуцкий, который происходил из богатой купеческой семьи. Монашеский постриг он принял в Переславле, в Горицком монастыре. Там же он стал и священником. После основания новой обители Дмитрий Прилуцкий стал ее игуменом.
Он хорошо знал Сергия Радонежского и был с ним духовно близок. Кроме того, Дмитрий Прилуцкий являлся крестным отцом детей великого князя Дмитрия Донского.
Место, где вырос новый, поначалу деревянный монастырь, было низинным, заболоченным и заросшим кустарником и деревьями. Поэтому в старых документах обитель часто называют Николаевский монастырь на Болоте. Он сразу приобрел известность и привлек множество верующих.
Собор Николая Чудотворца
В последующие века эту христианскую обитель ждали большие испытания, и она была несколько раз полностью разорена. В 80-е годы XIV века хан Тохтамыш после разграбления Москвы, направил свои войска к северу.
Вместе с другими русскими городами был уничтожен и Переславль. По словам историка Н.М. Карамзина, части жителей удалось спастись, только отплыв на плотах и лодках на середину Плещеева озера.
Затем монахи возвратились на пепелище и отстроили монастырь заново.
Спустя четверть века, пришедший на смену Тохтамышу эмир Эдигей вновь сжег Переславль, а вместе с ним и все его монастыри. Восстанавливали обитель уже в эпоху правления Василия III.
Это было время, когда разрозненные княжества собирались под властью единого центра — Москвы. Волею московского князя в 1505 году монастырю были пожалованы большие государственные земли.
И документальные свидетельства тех лет описывают мужской монастырь как процветающий.
Собор Николая Чудотворца вид сбоку
Смутное время, когда правил Лжедмитрий, не обошло Переславль стороной. И в 1609 году польско-литовские войска разорили и сожгли монастырские постройки. Но запустение длилось совсем недолго. Спустя четыре года возрождением обители занялся старец Дионисий.
В конце XVII века монахи стали обладателями одной из своих самых почитаемых святынь — Корсуньского креста. По документам, подобных крестов сделали всего 10, и произошло это в X веке.
Кресты были доставлены великим князем Владимиром Святославовичем из Херсонеса в Киев. Все они содержали частицы мощей 19 святых угодников. Херсонес тогда называли Корсунем. Поэтому кресты и именовали Корсуньскими. Святой крест и икона с ликом Святителя Николая и сегодня находятся в Никольском монастыре и очень почитаются верующими.
Церковь Петра и Павла
1667 год принес обители новые испытания. В Переславль пришла страшная эпидемия чумы, которая очень быстро унесла жизни девяти десятых всего городского населения.
Серьезно пострадала и Никольская обитель, и территория ее на недолгое время опять опустела. Потом, в 1693 году монахи поставили соборную шатровую колокольню.
А в 1721 году они завершили строительство кирпичного пятиглавого Никольского собора. Возводили его долго – более 40 лет.
Обстоятельства сложились так, что к концу XIX века в монастыре жило всего 5-6 монахов. И по предложению переславских жителей Святейшим Синодом монастырь был преобразован в женский.
В 1898 году его возглавила игуменья Антония. Под ее руководством новые насельницы быстро освоили территорию, отремонтировали старые и возвели новые постройки.
Например, в 1900 году, благодаря финансовому участию благотворителей, в монастыре отстроили двухэтажную ризницу.
Кроме того, монахинями проводились большие работы по реставрации и золочению старой богослужебной утвари, а также пошиву и приобретению новых парчовых риз.
Слева направо: новый корпус, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
До прихода советской власти почти все монастырские строения были хорошо отреставрированы. Позже, в годы борьбы с религией, были утрачены главные монастырские здания.
В 1923 году монастырь закрыли, а чуть позже, в начале 1930-х годов главный собор и старинная колокольня были взорваны, снесена ограда, а монастырское кладбище сравняли в землей.
Освободившуюся территорию долгое время использовали под животноводческую базу, жилые помещения и школу-интернат, в которой учились и жили слабо развитые дети.
За эти годы обитель пришла в сильное запустение. То, что не было уничтожено людьми, медленно убивало время.
В конце 1993 года монастырь вернули верующим. Восстановление обители началось в начале 1994 года, когда в нем стали жить первые монахини, приехавшие в Переславль-Залесский из Ярославля. К началу следующего, 1995 года, здесь уже жили 10 насельниц.
Слева направо: собор Николая Чудотворца, звонница, церковь Петра и Павла
Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря
Первые кирпичные постройки появились в обители в конце XVII – начале XVIII века. Деньги на это строительство выделили состоятельные купцы из Москвы — Щелягины, братья Холщевниковы, а также семейная пара Герасим и Ирина Обуховы.
Возле самого монастыря находится Смоленско-Корнилиевская церковь, которая уцелела от утраченной во второй половине XVIII века монашеской обители Бориса и Глеба на Песках. В ней есть два престола – Смоленской иконы Божией Матери и Борисоглебский.
От старых построек внутри монастырской территории сохранились две церкви – Благовещенская и Петропавловская. Обе они выстроены в стиле барокко. Храм Петра и Павла построен над въездными воротами.
Он имеет вытянутый купол, поддерживающий узкий барабан. А сверху стоит небольшая золоченая главка. В высоком куполе для освещения проделаны четыре окна-люкарны.
Все детали внешнего оформления этой церкви, присущие барокко, сохранились почти без изменений.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещенская церковь имеет невысокую трапезную. Ее выстроили в середине XVIII века вместо сгоревшего во время пожара деревянного Казанского храма. Эта церковь пятиглавая, а по форме купола, величине барабанов и главок очень напоминает Петропавловский храм.
В этой церкви три престола – Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения и Всех Святых. Мозаичный пол для нее сделан в XIX веке на деньги служащих Переславской мануфактуры.
Сейчас внутри этого храма, на его своде и стенах можно увидеть отреставрированные росписи, которые были отчищены от слоя штукатурки и укреплены.
Территория обители окружена невысокой оградой с башенками, которые выполняют только декоративные функции. Под новой звонницей расположена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в настоятельском корпусе находится храм, посвященный Сергию Радонежскому.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице
В 1999-2003 гг. на фундаменте старого собора был возведен новый. Строительством руководил архитектор В.Н. Ижиков. Новый златоглавый Никольский собор стал одним из архитектурных украшений Переславля-Залесского. Он ни в коей мере не повторяет архитектуру старого храма, а построен по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Высота нового собора 40 м, и он вмещает до 1000 верующих одновременно.
Современное состояние и режим посещения
Сегодня в обители живет 7 монахинь и 44 послушницы. Здесь есть своя швейная и иконописная мастерские, а также работает православная гимназия.
Свято-Никольский Переславский женский монастырь
В 2000-е годы на территории монастыря были проведены большие реставрационные работы по восстановлению Благовещенской церкви. Была заново выстроена монастырская ограда с въездными воротами. Произведен полный ремонт келий начала XX века и различных хозяйственных построек. Были заново отстроены Никольский собор и большая трехпролетная звонница.
Попасть в монастырь можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории любительскую фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только насельниц и церковные службы. Богослужения проходят в 6.30 и 17.00. По отзывам посетителей, территория монастыря очень ухожена, на ней много цветов, а в аккуратном монастырском пруду водятся золотые рыбки.
Никольскому монастырю принадлежит подворье в Ростовской области, в с. Годеново.
Звонница
Как добраться до Никольского монастыря
В Переславле-Залесском Никольский монастырь расположен на ул. Гагарина, 43. Это место находится в стороне от главной автотрассы, неподалеку от берега Плещеева озера и устья реки Трубеж. От городского автовокзала, куда приезжают рейсовые автобусы из Москвы и Ярославля, до монастыря чуть более 1,5 км пути.
Монастыри Переславля-Залесского
Рейтинг достопримечательности
Никольский монастырь в Переславле-Залесском на карте
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/655-nikolskij-monastyr-v-pereslavle-zalesskom
Никольский женский монастырь, г. Переславль — Залесский. Епархиальный женский монастырь
Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761).
10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.
Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом.
В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме.
В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста человек. Времена гонений на Церковь в ХХ веке дали обители двух священномучеников – епископа Орехово-Зуевского Никиту (в миру Феодор Петрович Делекторский.
3 августа 1898 года рукоположенного в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля) и протоиерея Евгения Елховского (с 30 октября 1907 вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года, бывшего старшим священником).
В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.
Главными святынями монастыря являются:
- Корсунский Крест;
- Чтимый образ святителя Николая Чудотворца с частицей мощей;
- Мощи благоверного князя Андрея Смоленского, Переяславского чудотворца;
- Мощи преподобного Корнилия Молчальника;
- 84 частицы святых Киево-Печерских;
- Икона праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского с частицей мощей;
- Икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей;
- Икона святителя Луки исповедника, архиепископа Симферопольского с частицей мощей;
- Икона праведного Иоанна Русского с частицей мощей;
- Икона мученика Виктора с частицей мощей;
27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Русской Православной Церкви был открыт Никольский женский монастырь после 70-летней разрухи. Сестры пришли на полные руины: был взорван Никольский собор и колокольня, уничтожено кладбище, разобрана каменная ограда, Благовещенскую церковь переоборудовали под квартиры, а в надвратном храме расположились ремонтные мастерские.
В 1996 году было воссоздано пятикупольного завершения Благовещенской церкви, а в 1999 году завершены ремонтно-реставрационные работы. 1997 год – открыто подворье Никольского монастыря в с. Годеново.
23 августа 1997 обитель посетил впервые Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1998 году была вновь построена каменная ограда. В 1999 году был заложен фундамент Никольского собора, а 12 сентября 2003 было отслужено первое богослужение во вновь построенном соборе.
В 1999 году была возведена часовни в селе Веслево, на родине преподобного Димитрия Прилуцкого.
2000 год был ознаменован обретением мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского и перенесением в обитель мощей преподобного Корнилия Молчальника. В 2001 был построен келейный корпус с архиерейскими покоями и домовой церковью в честь преподобного Сергия Радонежского.
30 октября 2001 года состоялось поднятие куполов Никольского собора и освящение центрального креста. 22 мая 2004 года произошла закладка звонницы с храмом в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в мае 2005 на неё были подняты колокола. 22 мая 2005 года над обителью прозвучал первый колокольный звон на вновь построенной звоннице.
31 июля — 1 августа 2005 года обитель посетил, на праздник преподобного Серафима Саровского, святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2007 году была открыта больничная часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). 12 июня 2009 года в монастырь была возвращена его главная святыня – Корсунский Крест.
10 апреля 2010 года был освящен вновь построенный Казанский сестринский корпус. 9 ноября 2011 года в праздник благоверного князя Андрея Смоленского на месте обретения мощей святого князя, был заложен храм в честь его святого имени.
21 июля 2012 года – впервые в обители торжественно праздновалось второе обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского (2000 г.
) На Подворье монастыря 9 февраля 2008 году, после полной реконструкции и замены иконостаса, Высокопреосвященнейшим Кириллом, архиепископом Ярославским и Ростовским был освящен престол Боголюбской иконы Божией Матери.
Освящение после полной реставрации храма святителя Иоанна Златоуста, после возабновления богослужения в храме, совершил Высокопреосвященнейший Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, в сослужении с Высокопреосвященнейшим Александром архиепископом Костромским 11 июня 2009 года.
В 2012 году начато строительство крестильного храма в честь Богоявления Господня, Дома причта и трапезной с церковной лавкой. 26 ноября 2014 года здание Дома причта было освящено. 11 июня 2013 года в Годеново Высокопреосвященнейшим Пантелеимоном, митрополитом Ярославским и Ростовским, был заложен соборный храм в честь Святой Софии, Премудрости Божией.
Со дня возрождения Никольского женского монастыря настоятельницей является игумения Евстолия (в миру Афонина Ольга Сергеевна). Родилась 29 июля 1955 года в Санкт-Петербурге в семье офицера. Получила высшее художественное образование и с 1988 года, по благословению духовного отца, пришла в Свято-Введенский Толгский монастырь послушницей.
Через 2 года была пострижена в рясофор. Проходила послушания регента, экскурсовода, звонаря, а также занималась иконописью. Непосредственно проектировала и реставрировала иконостас монастырской церкви святителя Николая. В феврале 1994 года по благословению епископа Ярославского и Ростовского Михея прибыла в Никольский монастырь в числе первых насельниц как старшая инокиня. Великим постом 1994 года приняла монашеский постриг с именем преподобной Евстолии (память 9/22 ноября). В июле 1994 года указом Священного Синода утверждена настоятельницей Никольского монастыря. 1 августа 1997 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведена в сан игумении. 12 сентября 2003 года награждена крестом с украшениями.
Повседневная жизнь сестер обители проходит в молитве и труде на послушаниях: в церкви, на трапезе, на просфорне, в швейной мастерской, на ремонте и строительстве. Сестры участвуют в церковных богослужениях, чинности которых в монастыре придается особое значение.
В основание жизни сестер положено желание духовного совершенствования, ради чего они и собираются в обитель. «Для монаха монастырь – центр вселенной.
Монастырь – ясли, где монах рождается, колыбель, где он повивается в пелены; монастырь – благосеннолиственное древо, укрывающее монаха тенью и роняющее в его ладони спелые плоды», — пишет святитель Николай Сербский.
В центре современной отступившей от Бога цивилизации, по молитвам святых угодников Божиих, веками подвизавшихся на нашей древней земле, вопреки торжеству вседозволенности и попранию нравственных устоев устраиваются оазисы благодати Божией – монастыри, свидетельствующие миру о непреходящих ценностях христианства: любви, вере, благочестии, освящающих собой жизнь человечества. Одним из таких оазисов стала и возродившаяся из пепла Свято-Никольская женская обитель в Переславле-Залесском. Приходящие в обитель сестры, добровольно отрекаясь от мира, устрояют свою жизнь по законам Евангелия. Каждый пришедший в обитель не сразу становится истинным монахом, но совершенствуется, опытно исполняя советы богоносных старцев – трудясь на послушании, отрекаясь от своей воли, храня целомудрие. Приходящие в обитель желающие не сразу принимаются в сестричество. Существует испытательный срок, чтобы будущая послушница, участвуя в монастырской жизни, могла оценить свой духовный настрой и бесповоротно сделать выбор своего земного пути.
Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/nikolskiy-zhenskiy-monastyr-g-pereslavl-zalesskiy-/
Переславль-Залесский. Свято-Никольский женский монастырь
?Oumnique (oumnique) wrote,
2010-02-14 18:17:00Oumnique
oumnique
2010-02-14 18:17:00Categories:Мы с melanyja продолжаем совместный осенне-зимний показ монастырей Переславль-Залесского. Сегодня вы познакомитесь со Свято-Никольским женским монастырем.
На том месте, где теперь располагается Свято-Никольский монастырь более шести с половиной веков назад было «болотистое, заросшее лесом и непроходимым кустарником место близ озера Плещщева». Около 1350 г. в этом районе возник монастырь, который прозвали Николаевский что на болоте. Основан он бы Дмитрием Прилуцким, учеником и другом преподобного Сергия Радонежского.
Он же был крестным отцом детей великого московского князя Дмитрия Донского.История монастыря в XV-XVI вв. малоизученна по причине крайней скудности источников. В Смутное время монастырь был сожжен, а его вотчины опустошены.
Восстановление обители связывают с именем старца Дионисия – армянского купца, которому было во сне видение Святого Николая, повелевшего возобновить переславский Никольской монастырь. За годы его игуменства были вновь отстроены деревянные храмы, стены и кельи. Только в 80-е гг. XVII века на территории монастыря начинается каменное строительство, продолжающееся до 60-гг. XVIII в.
Первое, что мы видим, подъезжая к монастырю — Святые ворота, увенчанные надвратной церковью Петра и Павла. Этот комплекс устроили в XVIII в. «иждивением московских купцов братьев Холщевниковых», захороненных здесь же, под вратами. Внутри церкви сохранились росписи, но пока она закрыта на реставрацию.
Невысокая каменная ограда (237 сажен в окружности) вокруг монастыря была построена в 1761 г. Ремонтировалась в 1903 г.
Вид на звонницу из-за ограды.
На этой фотографии начала XX века мы видим высокую шатровую колокольню и пятиглавый собор Св.Николая. К сожалению, ныне эти здания утрачены.
Пятиглавый каменный летний собор Николая Чудотворца был построен с 1680 г. по 1721 г. на средства московского гражданина, жителя купеческой Кадашевской слободы Герасима Яковлевича Обухова и его жены Ирины. Тогда же была построена и каменная шатровая колокольня. Позднее благотворители были похоронены под северно-западной стеной собора.
Сейчас мы можем видеть новый Никольский собор – самый высокий и вместительный храм в Переславле. Его высота 40 м. и он рассчитан на тысячу молящихся. Это собор был возведен недавно, в 2003 г. Он не повторяет архитектуру прежнего собора, разрушенного в 1930-х гг., хотя и возведен на его фундаменте.
Собор по проекту архитектора В.Н.Ижикова был возведен на деньги благотворителя Виктора Ивановича Тырышкина и один из его престолов получил имя великомученика Виктора.
План Собора
Над центральным порталом собора можно увидеть мозаичную икону святителя Николая, выполненную из смальты мастером Е.Н.Ключаревым.
Колокольню восстанавливать не стали (хотя на проекте реконструкции монастырского ансамбля 2000 г. она была обозначена). Вместо нее возвели звонницу.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Возникла она в 1748 г. на месте, где за три года до этого сгорела деревянная церковь во имя Казанской Божьей Матери.
Новый, уже каменный, храм помогли возвести московские граждане Щелягины. Мозаичный пол храма выполнении в конце XIX в. на средства служащих Переславской мануфактуры. На внутренних стенах и сводах сохранились росписи.
Их обнаружили под слоем извести, расчистили и укрепили.
Чем на, мой взгляд, именно женские монастыри, как правило, хороши — обилием цветов.Посмотрите на эти прекрасные монастырские розы!
А теперь выйдем из калитки и подойдем к церкви, что стоит неподалеку.Смоленско-Корнилиевская церковь конца XVII в. – единственный храм, оставшийся от некогда известного Борисоглебского на Песках монастыря. Монастырь этот был основан в 1252 г.
на месте погребения убитых татарами тверской княгини и воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришелся на XVI в., а в XVII в. его почти полностью разграбили поляки. В 1764 г. монастырь упразднили, а церковь обратили в приходскую.
Необычна композиция Смоленско-Корнилиевской церкови. Под колокольней располагались кельи, соединенные трапезной с храмом. Высокая трехъярусная колокольня храма обрушилась в 1988 г. Сейчас церковь передана Св.Никольскому монастырю.
Вид на Свято-Никольский монастырь от Смоленско-Корнилиевской церковиТам выглядел монастырь в начале XX века.
Зимний фоторепортаж у melanyja
Источник: https://oumnique.livejournal.com/1031238.html
Переславский Свято-Никольский женский монастырь
Свято-Никольский женский монастырь
Монастырь предположительно основан в 1348 г. Дмитрием Прилуцким, учеником преподобного Сергия Радонежского, как мужской.
ДМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ
Димитрий с житием (икона работы Дионисия)
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в начале XIV века в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском. Родители с раннего детства укреплявшие в нем благочестивую христианскую настроенность.
Когда мальчик достиг школьного возраста они начали его учение; по обычаю времени, оно заключалось в усвоении церковной грамоты, а затем в чтении книг богослужебных и Священного Писания, по преимуществу Псалтири.
Семя слова Божия, западая в чистую душу ребенка, начало приносить свой плод: отрок выделился среди своих сверстников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал услуг и почета, какими окружала его домашняя челядь. Чем дальше шло время, тем более и более прилежал он чтению Священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу.
Его мало занимали торговые дела отца — не о богатствах скоропреходящих он думал и не об утехах здешней жизни: душа его стремилась у небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и самых близких по крови: иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Все более и более созревала его мысль о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства.
Юный Димитрий покидает дом отца и принимает пострижение в Успенском Горицком монастыре.
Его пострижение было действительным отвержением своей воли, мирских соблазнов и забот для беспрепятственного сосредоточения душевных сил на достижение одной цели — спасения во Христе. Следуя по стопам Его, юный постриженник повинуется во смирении братии и поучается день и ночь в молитве.
Терпение, смиренномудрие и незлобие его были столь велики, что возбуждали невольное удивление братии.За такую добродетельную жизнь преподобный был удостоен священства. Облеченный высоким званием совершителя Таин Божиих, он усилил подвиги, «как верный раб мног прикуп творя без лености Господу, от Которого получил он столь великий дар».
Неизвестно, сколько времени преподобный подвизался на месте своего пострижения — в Горицком монастыре. Потом он задумал создать свой монастырь со строгим общежительным уставом и исполнил свою мысль.
Он переселился из Горицкой обители на болото; так называлось на западной окраине Переяславля сырое болотистое место в одной версте от Плещеева озера; на месте нового поселения преподобный Димитрий поставил храм во имя святителя Николая, а при нем устроил Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.
Расположенная в низменной и сырой местности, не имевшая ни сел, ни угодий, убогая обитель преподобного привлекала, однако, многих славой имени своего основателя; желая подвизаться под руководством преподобного Димитрия, к нему приходили как миряне, ищущие пострижения, так и иноки из других монастырей. Преподобный, как отец чадолюбивый, всех принимал с любовью.
В сане игумена он с кротостью правил новособранным стадом словесных овец, поучая их, главным образом, примером собственной добродетельной жизни. Братия смотрели на него «как на Ангела Божия» и повиновались ему с сыновним расположением.Особенные случаи проявления благодати Божией над преподобным еще более усиливали уважение к нему братии и мирян.
Преподобный Димитрий был одарен редкой красотой, и так как он вел «жестокое житие», измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшей людей.
Поэтому во избежание соблазна и искушения, преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами — посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания.
Так как обитель преподобного находилась в городе, то в воскресные и праздничные дни сюда приходило к богослужению много горожан. Среди этих обычных посетителей монастырского храма была одна знатная женщина. Она часто слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия и ей очень хотелось взглянуть на его лицо. Долгое время старания ее были безуспешны.
Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, женщина решилась на следующее: раз перед обедней она подкралась к келлии преподобного и в окно взглянула на игумена. Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризной посмотрел на нее.
Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келлии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся.
Видя искреннее раскаяние плачущей женщины, преподобный кротко упрекнул ее: «Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира?»К этому подвижник присоединил наставление о том, что в храм Божий должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души целомудренной, сосредоточенной молитвой и милостыней.
Благословив затем женщину, преподобный Димитрий даровал ей прощение; женщина тотчас исцелилась от внезапного недуга и пошла домой, благодаря Бога и преподобного. В 1354 г. Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы.
Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла до великого князя Димитрия Иоанновича Донского, который и вызвал к себе в Москву старца. Преподобный Димитрий произвел сильное впечатление на великого князя, который проникся к нему глубоким уважением: почитая переяславского подвижника так же, как и преподобного Сергия, он просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. Затем великий князь с честью отпустил смиренного игумена бедной обители, богато одарив его.
Но мирская слава для истинного инока — тяжелое бремя и опасное препятствие на смиренном пути подвижничества; она то же для монаха, что «сеть для птицы и тенета для серны». Преподобный Димитрий хорошо сознавал это. Избегая людской славы, он решил оставить родной город и свою обитель.
См. Дмитрий Прилуцкий.
В 1382 г., когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на Переславские земли, Никольский монастырь был разорён, как и весь город. Восстановили монастырь в XV в.
До времён Смутного времени монастырь переживал расцвет, получал богатые пожертвования, но поляки и литовцы снова разорили обитель.
ДИОНИСИЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ
В 1613 г. в монастырь пришёл старец Дионисий, впоследствии схимник и затворник, начавший новое возрождение монастыря и монастырской общины.Дионисий происходил из армян, до принятия монашества относился к купеческому сословию.
Существует легенда, согласно которой, еще будучи мирянином, Дионисий видел сон, в котором ему явился святитель Николай и потребовал восстановить обитель. Что тот и сделал.
При Дионисии были восстановлены деревянные храмы монастыря; при нем же в пользу обители московскими государями были отписаны земельные угодия, дарованы многие льготы. Все это способствовало скорому восстановлению монастыря.
При Дионисии в обитель попала одна из главных его ценностей – «Корсунский крест». Считается, что святыня была принесена из Суздаля раскольниками, получавшими при старце Дионисии приют в монастыре. «Корсунский» значит — из Херсонеса Таврического, что в Крыму, который также называли Корсунью.
Согласно легенде, именно там в 988 г. князь Владимир встретился с греческими священниками, после чего принял православие; из Херсонеса же Владимир перенес в Киев десять таких крестов с частицами мощей святых угодников.
В настоящее время крест находится в Благовещенской церкви монастыря.
Патриарх у Корсунского Креста — древней святыни монастыря в Благовещенской церкви
Память Дионисия Переяславского осуществляется — 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых и в Соборе Ярославских святых.
Никольский монастырь. Фото нач. ХХ века
В XVIII в. монастырь заново полностью обстраивался зданиями из камня. Очень долго строился главный храм Николая Угодника (1680-1721 гг.); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы.
Никольский собор
Переславским архитектором В.Н. Ижиковым был составлен проект нового крестово-купольного храма — в стиле московского зодчества ХV-ХVI вв., напоминающий архитектуру соборов Московского Кремля. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий одобрил и подписал проект 14 декабря 1998 г. В 2003 г. закончено возведение нового Никольского собора и колокольни.
Никольский собор
Главки Никольского собораИконостас Никольского собораИконостас Никольского собора
Колокольня Никольского монастыря
Колокольня Никольского монастыря
В 1693 г. построили соборную шатровую колокольню.
Надвратная церковь Петра и Павла
Надвратная церковь Петра и Павла
Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде.
Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол.
Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь
Внутреннее убранство Благовещенской церквиИконостас Благовещенской церкви
Роспись Благовещенской церкви Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко.
Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.
По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.
Звонница Никольского собора
Монастырское озероКелейный корпусМонастырская ограда
Монастырский огород Монастырь неоднократно подвергался разрушениям.В 1923 г. власти закрыли монастырь; главный же собор и колокольню взорвали.
Долгое время в обители находилась животноводческая база. С 1994 года обитель возрождается.
В храмах обители покоятся мощи двух Переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.
Мощи благоверного князя Андрея Смоленского в Благовещенской церкви
Преподобный Корнилий Молчальник
22 июля/4 августа — память преподобного Корнилия Переяславского (+ 1693).
Прп. Корнилий Молчальник. Фрагмент иконы сестер Переславль-Залесского Никольского монастыря, 2000 г.
В миру Конон, родился около 1635 г. в семье рязанского купца. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом.Приняв на себя обет молчания, юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках.
Здесь он проходил самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю.
По преданию, духовником его был настоятель соседней Никольской обители игумен Варлаам.Через пять лет он принял иночество с именем Корнилий. С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели.
Некоторые из братии насмехались над святым Корнилием, как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги.Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный Корнилий затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве.
Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный Корнилий пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией.Святой Корнилий был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду.
Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного Корнилия иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец.
Тридцать лет прожил преподобный Корнилий в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Имел дар прозорливости и исцелений.
Мирно скончался 22 июля 1693 г. Перед кончиною преподобный Корнилий исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял великую схиму. Преподобный был погребен в часовне.
Мощи и почитание
В 1701 г. во время пристройки каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным. В 1705 г.
при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом, под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак. Над гробом находилась вызолоченная рака.
В 1930-е гг. церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды.
Мощи преподобного Корнилия Переяславского
С 1994 г. мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 г.
, 4 августа — в день памяти преподобного, — было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского монастыря в Никольскую обитель.
Попечением ктитора обители Виктора Ивановича Тырышкина, в память о его родителях Иоанне и Клавдии, была изготовлена золоченая раки для мощей.
Тропарь преподобному Корнилию Переяславскому
Тропарь, глас 8: Новоявленнаго угодника Божия почтим, Корнилия преподобнаго, крест на рамо вземшаго, иго Христово усердно понесшаго, иже на невидимыя враги мужественно подвизався и козни их поправ, яко добр воин, Владыце Христу предста и молится о душах наших.
Кондак, глас 2:
Вышняя получити желая, в Вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне, да наследиши Горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив, не видети суеты, но и устнама твоима молчание наложив, не глаголати суетная, обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. Не умолчи убо и ныне, о нас моляся, Корнилие преподобне.
Величание
Ублажаем тя, преподобне отче Корнилие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
***
С 1997 г. сестры Никольского монастыря осуществляют попечение о храме святителя Иоанна Златоуста и возносят свои смиренные молитвы у Креста Господня.
С каждым годом всё больше и больше паломников приезжают к святыне, и многие из них свидетельствуют о происшедших с ними чудесах.
См. Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста с. Годеново. Переславль-Залесский.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Источник: http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/pereslavl_zalesskij/pereslavskij_svjato_nikolskij_zhenskij_monastyr/83-1-0-1852
Никольский Переславский женский монастырь — Нью-Йоркское благочиние
В древнем городе Ярославской земли Переславль-Залесском, расположенном у живописного Плещеева озера, находится настоящая духовная жемчужина здешнего края — Никольский Переславский женский монастырь.
Предположительно обитель была основана в 1350-х годах чтимым в регионе подвижником – святым Димитрием Прилуцким. Это время было очень непростым для русских земель, жители которых претерпевали от жестокого ординского ига.
И в тяжелые времена Господь не оставлял людей, посылая им многих святых, которые своими молитвенными подвигами поддерживали и помогали народу. Одним из них был святой Димитрий, родившийся недалеко от Переславля-Залесского. Построив церковь святого Николая у берега озера, монах Димитрий, сам живя богоугодной жизнью, и учил этому других.
В 1354 году к преподобному Димитрию прибыл Сергий Радонежский. После этого, встречи святых происходили неоднократно и под влиянием общения со святым Сергием, Димитрий ввел в своей монашеской общине общежительный устав, который тогда не был известен в северной Руси.
Никольский монастырь и его игумен стали очень известными и привлекали многих паломников. Тогда, в 1368 году, желая избежать человеческой славы, святой Димитрий ушел в Вологодские пределы, где также устроил монастырь.
В 1382 году молодую обитель постигла большая беда – после разорения Москвы хан Тохтамыш сжег и Переславль, и Никольский монастырь. Спасшиеся монахи позже возвратились на это место и восстановили свой дом. Не прошло и трех десятилетий, как в 1408 году Переславский монастырь сожгли войска эмира Эдигея.
Исследователи относят возрождение обители ко второй половине XV столетия, когда завершилось объединение земель вокруг Москвы в единое государство.
О жизни монастыря в следующем, XVI веке, известно немногое. По сберегшимся документальным источникам в ту эпоху обитель процветала – у монастыря были свои земельные угодья, на которых работали крестьяне, а богомольцы делали большие пожертвования.
Очередное опустошение произошло во время великой смуты, когда в 1609 году ее полностью разграбили польско-литовские завоеватели.
В таком положение монастырь был недолго — уже через четыре года по видению святителя Николая здесь поселился старец Дионисий, молитвами и трудами принявшийся за восстановление общины.
Его преемник, игумен Варлаам, возвел каменную колокольню, а в 1680 году заложил Никольский собор. Строительство главного монастырского храма было завершено в 1721 году при игумене Питириме на средства московских благодетелей.
В конце XVII столетия в Переславскую обитель была принесена большая святыня — Корсунский крест, происхождение которого относится к Х веку. По преданию, после принятия крещения в Херсонесе, князь Владимир Великий принес в Киев десять подобных крестов с частями мощей святых. Корсунский крест и древняя чудотворная икона Николая Угодника являлись главными святынями монастыря.
В 1748 году в обители построили Благовещенскую церковь и святые врата с надвратным Петропавловским храмом. В 1761 году монастырскую территорию оградили каменной стеной.
Период 1776-1896 годов отметился частой сменой настоятелей.
Так, за 120 лет монастырем управляло 35 игуменов, т.е. каждый в среднем 3-4 года.
Безусловно, это никак не способствовало развитию обители, и монашеская жизнь пришла в упадок, так что в 1896 году здесь проживало всего пять насельников, а всем постройкам была необходима основательная реставрация.
В такой ситуации немаловажную роль сыграли жители города. Видя, в каком положении оказался древний монастырь, они стали ходатайствовать Синодом о преобразовании мужской обители в женскую, что и было сделано в 1898 году.
С новым статусом Никольского Переславского монастыря жизнь здесь активизировалась с новым темпом. Через год был проведен ремонт уже наклонившейся монастырской колокольни, бывшей на грани разрушения, а также жилого корпуса. Кроме того возвели хозяйственные постройки.
В 1900-м году в храме Благовещения возобновил деятельность Сретенский придел, служивший теплой церковью. В том же году рядом с этим храмом построили здание ризницы, куда перенесли на хранение отреставрированную церковную утварь и новые облачения духовенства.
В 1902 году был отреставрирован еще один придел Благовещенской церкви – в честь Всех Святых.
В 1903 году монахиням пожертвовали еще одну святыню – образ преподобного Серафима Саровского, освященный на его мощах в день прославления в лике святых.
К этому же 1903-му году Никольская обитель была в полной мере благоустроена и благоукрашена и вновь расцвела. Число сестер возросло до 100 человек.
Непродолжительным было процветание Переславского монастыря — после бурных революционных событий 1917 года его постигла участь сотен русских монастырей. Сперва, монашескую общину возглавила сподвижница обновленцев, чем был подорван истинный монастырский дух.
А вскоре обитель постигли разрушения: большевики подорвали Никольский собор и старинную звонницу, снесли ограду. В нескольких постройках была размещена животноводческая база. В сестринских кельях расположили интернат для слаборазвитых детей. В остальных зданиях, в том числе церквях, поселились люди.
О судьбах священнослужителей и монахинь сведений не сохранилось.
В начале 1990-х годов началось возрождение Никольского Переславского женского монастыря, от которого к тому времени осталось всего два здания. В 1995 году в обители были совершены первые монашеские постриги, и к концу года здесь уже проживало 10 сестер.
При работах внутри Благовещенской церкви под верхним слоем были обнаружены хорошо сохранившиеся росписи, которые расчистили и отреставрировали. В этом храме на средства благодетелей установили позолоченный резной четырехъярусный иконостас. Верх церкви вновь увенчали пять куполов с золочеными крестами.
Значимым событием в жизни Никольского монастыря стал первосвятительский визит Патриарха Алексия II в 1997 году, подаривший общине образ святого Николая Угодника.
В том же году в селе Годеново на базе церкви святого Иоанна Златоуста было открыто монастырское подворье. Множество паломником приезжают сюда, чтобы поклониться небоявленному Животворящему Кресту Господню.
В 1997 году также возникла идея возрождения Никольского собора. Был составлен проект церкви, который решили в формах московского храмостроительства XV-XVI веков. В 1999 году, после «летнего» Николая, начались строительные работы, а в конце лета состоялась закладка собора.
За год возвели стены храма, а еще через три года были окончены все основные строительные работы.
Накануне первого богослужения, которое состоялась в декабре 2003 года, пол церкви услали мрамором, к сводам прикрепили золоченые паникадила, перед главной частью собора установили четырехъярусный позолоченный иконостас, а всех прихожан над входом стала встречать ростовая мозаичная икона Николая Угодника.
Нововзведенная соборная церковь получилась крестово-купольной, и как в историческом храме, в ней также было три престола. Помимо главного Никольского, боковые приделы посвятили преподобному Димитрию Прилуцкому и мученику Виктору. Торжественное освящение собора состоялось в 2005 году.
Одновременно с возведением главного объекта монастырского ансамбля был построен трехэтажный сестринский корпус с архиерейскими покоями и домовым, посвященным преподобному Сергию Радонежскому, неоднократно посещавшему монастырь в самом начале его исторического пути. Церковь освятили в 2006 году.
В 2000 году произошло сразу два памятных события: в Никольской обители обрели мощи одного из местночтимых святых – князя Андрея Смоленского, и перенесение в монастырь мощей преподобного Корнилия Переславского.
В 2004 году была заложена монастырская колокольня, а в 2006-м – начались работы по росписи экстерьера собора в стиле московской живописи XIV-XV веков. Роспись Викторовского придела была решена в византийской традиции.
Помимо участия в богослужениях, сестры несут различные послушания: в трапезной и просфорной, в швейной и иконописной мастерских, на ремонтно-строительных работах.
Сегодня Никольский женский монастырь восстал из небытия, и вновь несет свою спасительную миссию на древней Переславской земле, помогаю многим приходить к Богу.
Помимо выше упомянутых святынь, а именно, Корсунского креста и мощей святых Андрея Смоленского и Корнилия Переславского, в монастыре также хранятся части мощей святых угодников: Николая Чудотворца, преподобных Киево-Печерских, Иоанна Русского и Луки Крымского, мученика Виктор и других.
Епархия: Переславская (Ярославская Митрополия)
Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43.
Никольский Переславский женский монастырь обновлено: Сентябрь 28, 2017 автором: Alexander
Источник: http://nyblago.org/publikatsii/pravoslavnye-monastyri/nikolskij-pereslavskij-zhenskij-monastyr/
Переславль-Залесский: очарование провинциальной красоты
Переславль-Залесский – маленький провинциальный городок в Ярославской области, он расположен как раз на половине пути от Ярославля до Москвы, как можно увидеть на приложенной карте.
Его богатая история начинается еще с далекого XII века. Именно поэтому здесь столько прекрасных храмов. Основателем города является князь Юрий Долгорукий.
Переславль-Залесский за всю свою многовековую историю был не единожды уничтожен огнем и вновь восставал из пепла, словно птица Феникс.
Спасо-Преображенский собор – детище Юрия Долгорукого
Достопримечательности города представлены ценнейшими образчиками древнерусского зодчества и великолепными древними памятниками архитектуры. Переславль-Залесский – одна из жемчужинок «Золотого Кольца России».
Поездка в Переяславль может считаться несостоявшейся, если вы не посетили один из древнейших храмов – Спасо-Преображенский.
Он единственный из всех построек времен Юрия Долгорукого наиболее полно сохранил свой первоначальный вид.
Переславль-Залесский – прогулка по святым местам
Неисчерпаемы исторические и памятные места исконно русского города.
Никитский монастырь
Годом основания Никитского мужского монастыря является согласно летописям 1010 год. У этой достопримечательности, кстати, самой древней во всем Переславском крае, интересная история основания.
Монастырь, как гласит предание, был заложен намного раньше, чем сам Переславль-Залесский. Вторая половина ХII столетия сделала его известным на святой Руси.
Здесь принял мученическую смерть Никита Столпник, известный своими молитвенными подвигами.
Никитский собор, каменные стены и башни, сохранившиеся до сегодняшних дней, были возведены по приказу Ивана Грозного, довольно часто бывавшего в приходе на богомолье. Никитский монастырь является обителью святых мощей Никиты Столпника.
Свято-Троицкий Данилов монастырь
Эта святая обитель начинает свое летоисчисление с 1508 года. Основал его, а также стал и первым настоятелем старец Даниил, который впоследствии крестил и стал крестным отцом великого Ивана Грозного.
Прежде на месте монастыря находилась скудельница, где отпевали, а затем и предавали земле нечаянно погибших одиноких странников. Основной храм, Троицкий собор, был выстроен еще при жизни первого настоятеля.
Это второй по древности Переславль-Залесский храм после Спасо-Преображенского собора.
Читать еще: Господин Великий Новгород: эхо ратных подвигов
Феодоровский монастырь
Действующая женская обитель, основанная в 1304 году. Заложен на месте, где произошла битва москвичей с тверичами, которые претендовали на главенство на Руси.
Старейший храм этой достопримечательности пятиглавый Феодорский собор основан по приказу Ивана Грозного в честь родившегося сына Федора.
Монастырь по велению царя Петра I некоторое время исполнял обязанности женской политической тюрьмы.
Свято-Никольский монастырь
Принимающий послушниц и в наши дни женский монастырь был основан в 1350 году русским святым Дмитрием Прилуцким, учеником и другом преподобного Сергия Радонежского. Женской эта обитель стала лишь в самом конце ХIХ века.
Горицкий монастырь
«Пречистая на Горице» (второе название обители) в наши дни является Переславским музеем-заповедником. Существует предание, что однажды полностью уничтоженную обитель восстановила жена князя Дмитрия Донского, которая просто чудом спаслась здесь от преследования хана Тохтамыша.
Святой Варварин источник – божье чудо
Варварин источник существует уже более двух столетий. У этой достопримечательности весьма интересная история появления.
Некогда в селе Купань глухонемой от рождения парень неожиданно заговорил о чуде, позвав своих односельчан за собой.
Привел он их к неглубокой ямке, из которой бил родничок, рядом лежала икона Варвары-великомученицы. Как она появилась в этой глухой болотистой местности, так никогда и не узнали.
Отдавая дань необычному святому явлению, селяне на возвышенности возвели часовню, куда и перенесли икону. Но она вновь самым чудесным образом появилась над родничком, указывая на его святость.
Синий камень – диво на Плещееве озере
Посетить Переславль-Залесский и не побывать у этого камня – совершенно непростительная ошибка. Существует легенда, что синий камень – не просто огромный валун, а мерянский бог, идол язычников, который обладает чудодейственной силой.
Читать еще: Элитный курорт Белек
Взгляду путешественника предстает огромный серовато-синий монолитный валун, прочно вросший в землю. После дождя он становится темно-синего цвета.
По мнению многих ученых-геологов камень ничего особенного из себя не представляет, но тем не менее все попытки перевезти его в другое место оказываются тщетными: синий камень упорно возвращается на свое законное место.
Переславль-Залесский удивит вас необычными музейными экспозициями, в частности, Музеем утюга, где вас познакомят с историей этого бытового прибора. На Плещееве озере располагается музей-усадьба с совершенно уникальными экспонатами – «Ботик», посвященный потешному флоту Петра Первого.
Переславль-Залесский – красивый гостеприимный городок российской глубинки, он всегда рад своим гостям. А теперь посмотрите видеорассказ путешественников, посвященный этому городку.
Город настолько исторически богат, что обо всем рассказать невозможно. Но мы надеемся, что наша небольшая экскурсия пришлась вам по вкусу. Будем признательны за оставленный комментарий.
Источник: https://globusmira.ru/rossiya/centr/pereslavl-zalesskij-dostoprimechatelnosti.html