Мощи иоанна крестителя: где находятся, как прикладываться

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладыватьсяИкона святого Иоанна Крестителя Священное Предание рассказывает нам о том, что после усекновения главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала около своего дворца. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует Святое Евангелие (Мф. 14, 2).

Иерусалим. Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться Честному Кресту и Гробу Господню два инока с Востока.

Им и доверил святой Иоанн обрести свою главу. Нам известно только, что он явился им во сне, и что после обретения главы в указанном им месте, они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной.

По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней.

А тот и нес себе, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком.

Господь ради главы Иоанна Крестителя благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал главу святого своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.

Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, стороннику арианской ереси.

Обращавшиеся к нему больные люди получали исцеление, не зная, что причиной тому было не мнимое благочестие Евстафия, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре хитрость Евстафия была раскрыта, и он был изгнан из Эмесы.

А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.

Эмеса и Константинополь. Второе и третье обретения честной главы

По прошествии многих лет произошло второе обретение главы святого Иоанна. Об этом известно по описанию архимандрита эмесской обители Маркелла, а также из жития преподобной Матроны (день её памяти – 9 ноября), написанного преподобным Симеоном Метафрастом.

По описанию первого, глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископ Эмесский Ураний начал ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь святого Иоанна.

Это событие празднуется 24 февраля вместе с празднованием первого обретения честной главы.

Через некоторое время глава Предтечи Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до иконоборческих времен.

Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вывезли с собой и главу Иоанна Крестителя, а затем спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда, находясь в ссылке, скончался святитель Иоанн Златоуст (407 год). После VII Вселенского Собора (787 г.

), восстановившего православное почитание икон, главу святого Иоанна Крестителя возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение честной главы.

Четвертый крестовый поход и путешествие на Запад

На истории о третьем обретении обычно завершают повествование о главе святого Иоанна. Это связано с тем, что её дальнейшая история связана с католическим Западом.

Если мы обратимся к житиям святых, изложенным по руководству Четьих-миней святителя Димитрия Ростовского, то в конце описания обретений главы святого Предтечи найдем сноску, набранную мелким шрифтом, а потому часто пропускаемую читателями.

Но для нас, совершенно неожиданно несколько лет назад обретших во Франции главу Крестителя, эта сноска по возвращении на родину явилась настоящим открытием. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже.

Итак, в сноске мы можем прочитать, что после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром, а другая часть – в Студийском Предтечевом монастыре. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний.

Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в Амьен на севере Франции.

Кроме того, сноска указывает три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена.

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладыватьсяПередняя часть главы святого Иоанна Предтечи в кафедральном соборе Пресвятой Богородицы г. Амьена. «Православная Франция» / http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/jean История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства.

13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи – Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению.

Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.

На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей святого Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся святым Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладыватьсяКафедральный собор Пресвятой Богородицы г. Амьена (Notre Dame d’Amiens). Фотография: S.P.A.D.E.M. – Editions d’art Yvon Валлон де Сартон решил доставить главу святого Предтечи в Пикардию, на север Франции.

17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста католический епископ города Амьен Ричард Герберойский торжественно встретил святые мощи Иоанна Крестителя у ворот города. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, «по горячим следам». С этого времени начинается почитание главы святого Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.

В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная святыня города: лицевая часть главы святого Иоанна.

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладыватьсяПредтеченская церковь Латеранского дворца в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano). Александр Стародубцев Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания главы в 1264 году приехал король Франции Людовик IX, прозванный Святым. Затем приезжал его сын – Филипп III Смелый, Карл VI, а также Карл VII, много пожертвовавшие для украшения мощей.

  • В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей святого Иоанна.
  • Спасение главы во времена революционных бесчинств
  • После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.

Реликварий с главой святого Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а мощи святого Иоанна приказали отправить на кладбище. Но воля революционного начальства не была исполнена.

По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув тайно вернулся в сокровищницу и под страхом смерти забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну.

А после прекращения революционных гонений глава святого Иоанна была возвращена в кафедральный собор Амьена в 1816 году и с тех пор там и находится.

В конце XIX века историческая наука, не без участия церковных деятелей, признала, что в средние века было много случаев подлога мощей. Из-за общего недоверия почитание Амьенской святыни начало постепенно затухать.

Глава святого Иоанна в наши дни

Новый всплеск интереса к мощам Иоанна Крестителя произошел в середине XX века, а именно в 1958 году.

Настоятель Амьенского собора сообщил церковным властям, что на востоке Франции в Вердене с XVII века хранится нижняя челюсть, предположительно святого Иоанна Предтечи.

Он хотел произвести сопоставление двух частей. По благословению епископа Амьена была учреждена комиссия из квалифицированных экспертов-медиков.

Изучение реликвий длилось в течение нескольких месяцев и проходило в два этапа: первый – в Амьене, второй – в Париже. По завершении работ выводы комиссии были собраны в документе, подписанном всеми ее членами. По первой главе документа, которая посвящена исследованиям, проведенным в Амьене, были сделаны следующие выводы:

  • Сравнение объекта, называемого верденским, с объектом из Амьена обнаружило их анатомическую несовместимость, что без сомнения подтверждает их различное происхождение.
  • С точки зрения хронологии объект, называемый верденским, является менее древним, чем амьенский. По своему виду и весу он напоминает «кости средних веков».
  • Лицевая часть, называемая головой Иоанна Крестителя из Амьена, является очень древним объектом – более древним, чем «кости средних веков». С другой стороны, она представляется менее древней, чем человеческие кости мезолита, что позволяет датировать ее возраст между 500 г. до Р.Х. и 1000 г. по Р.Х.
  • Возраст человека не может быть уточнен в связи с отсутствием зубов. Но, исходя из факта, что альвеолы (зубные лунки) полностью развиты и что некоторые по краям немного стерты, можно предположить, что речь идет о взрослом человеке (между 25–40 годами).
  • Общие характеристики головы в виду недостаточности элементов могут быть определены, но с большим допуском. Тип лица – европеоидный (значит, ни негроидный, ни монголоидный). Малые размеры объекта из Амьена и развитость нижних глазных дуг ведут к предположению, что он мог бы соответствовать расовому типу, называемому «средиземноморским» (тип, к которому принадлежат современные бедуины).

На этом заканчивается современная летопись главы Иоанна Крестителя.

К сожалению, мало верующих прибегает к помощи такого светильника благодати, каким является честная глава святого Иоанна, «первого во благодати мученика»[1].

Много православных приезжают во Францию, но не все знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля.

Радостно, что в последние годы в Амьене все чаще бывают православные паломники. Теперь при участии Паломнического центра Корсунской епархии у главы святого Иоанна Предтечи совершаются не только православные молебны, но и литургии.

Источник: https://pravoslavie.ru/1635.html

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи — Православный журнал "Фома"

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладываться

Тимофей Китнис в роли ведущего в документальном сериале “Неизвестная Европа” с главой Иоанна Крестителя в руках. Амьен, Франция

История честной главы Иоанна Предтечи– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная.

Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи.

Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Значение Иоанна Крестителя для верующих всегда было очень важно.

После Богоматери, этот святой, которому отведено самое большое количество церковных праздников, это один из очень малого числа святых, чье рождество отмечается Церковью.

Особое внимание уделено Крестителю в Евангелии, а также многими современниками было отмечено, что и в 30-е годы I века Иоанн Предтеча был очень известным святым, вызвавшим широкий резонанс.

Поэтому мощи святого Иоанна Предтечи всегда имели большую важность, а его глава рассматривалась как особая, очень значимая святыня, оттого в Церкви и празднуются все три обретения главы.

Читайте также:  Что означает сухоядение: продукты которые можно и нельзя употреблять в пост, меню

И действительно, существует много подтверждений тому, что истинная глава, или часть главы, находится, к примеру, в монастыре святого Сильвестра в Риме, в мечети Омейядов в Дамаске (кстати говоря, Креститель почитается не только христианами, но и мусульманами – как великий праведник), в Нагорном Карабахе в Армении, на Афоне.

Но если мы говорим о наиболее вероятном месте нахождения святыни, то это, конечно, собор Амьенской Богоматери во Франции. По той простой причине, что из всех вышеперечисленных мест только здесь проводилось большое и качественное исследование святыни, а также известно, что именно эта часть главы (а в Амьенском соборе хранится только лицевая часть главы) имеет четкий исторический путь.

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладываться

Место 3-го Обретения Главы Иоанна Предтечи Каман. Абхазия. Фото www.wikipedia.org

Не буду утомлять большим количеством фактов, относящихся к первому и второму обретению, и сразу перейду к моменту третьего обретения главы Крестителя. В период иконоборческих гонений главу Иоанна Предтечи было решено скрыть – и в начале IX века она была перевезена в Команы (город, находившийся недалеко от современного Сухуми).

Есть несколько источников, свидетельствующих о том, что в 842 году глава Крестителя была перенесена из Коман в Константинополь. Также сохранилось свидетельство паломника Антония о том, что в 1200 году глава Крестителя уже была разделена – он видел только лицевую часть.

Затем наступает Четвёртый крестовый поход, во время которого был взят Константинополь. В одном из разрушенных дворцов католический священнослужитель Валлон де Сартон находит лицевую часть святыни на серебряном блюде, покрытую выпуклым хрустальным стеклом. Блюдо ему приходится продать, чтобы добраться в Пикардию, куда в 1204 году он перевозит главу Крестителя.

С тех пор святыня постоянно находится в главном городе Пикардии Амьене – и великолепный собор Амьенской Богоматери строят здесь как некий драгоценный ковчег для хранения главы, которая сразу становится известной и почитаемой святыней Франции.

К ней паломничают короли – Людовик Святой, его сын Филипп Отважный – и другие. От нее исходят чудеса: известен случай исцеления города Амьена от чумы в XVII веке по молитвам пред главой Иоанна Крестителя.

Также у французов даже возникла традиция мириться около святыни.

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладываться

Фото www.thomas-tdf.de

В 1958 году было проведено большое патологоанатомическое исследование реликвии, которое проводили известные профессора анатомии, фармацевтики, хирургии, стоматологии. Эксперты выяснили, что эта часть главы гораздо более древняя, чем кость средневекового человека.

Сам тип лица был определен как средиземноморский. А также было установлено, что возраст человека, которому принадлежала эта часть головы – между 25 и 40 годами. Кроме того, на голове оказался хорошо виден след от удара кинжалом.

А как известно, когда глава Крестителя досталась Иродиаде, та, находясь в состоянии одержимой ярости, пронзила главу кинжалом.

  • Мы не можем с точностью заявить о подлинности той или иной части главы святого Иоанна Крестителя, однако пока при лицевой части святыни, находящейся в Амьене, не было найдено ни единого факта, который бы противоречил тому, что она могла принадлежать Иоанну Крестителю.
  • Кстати о пребывании главы Иоанна Предтечи в Амьене упоминает и Святитель Димитрий Ростовский в житиях, а это значит что уже в XVII веке к Амьенской главе совершались, в том числе, и православные паломничества.
  • другие материалы об Иоанне Предтечи

Источник: https://foma.ru/gde-nahoditsya-podlinnaya-glava-ioanna-predtechi.html

Мощи святого Иоанна Крестителя (Генуя)

Мощи Иоанна Крестителя: где находятся, как прикладываться

Духовная жизнь Лигурии началась в IX веке, когда архиепископы Милана (в состав этой епархии входила и Лигурия) начали строить монастыри и храмы. Первыми епископами Генуи стали святые Ромул, Валентино, Феликс и Сир. Среди мучеников в Генуе особо почитается святой Эспедито.

Как же попали останки самого величайшего из смертных – Иоанна Крестителя в этот город?

Жители Генуи, как и венецианцы и барийцы, участвовали в крестовых походах, чтобы освободить христианские святыни от мусульман.

Из одного из крестовых походов они и привезли мощи святого Иоанна Крестителя, о чем свидетельствует история Гульельма Эмбрияко (Guglielmo Embriaco). Мощи были привезены в Геную в 1098 году в сопровождении трех кораблей.

В 1327 году святой Иоанн Креститель был провозглашен небесным покровителем этого города вместе со святым Георгием Победоносцем.

Мощи святого Иоанна Крестителя хранятся в кафедральном соборе во имя святого архидиакона Лаврентия.

Мы зашли в этот собор IX века. В капелле святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна находится рака с его честными мощами, помещенными внутрь престола этой капеллы. Поэтому приложиться к раке возможности нет. Капелла украшена барельефами и скульптурами святых. Слева изображено усекновение главы святого Иоанна Крестителя, а справа – крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Мы спели тропарь и прочитали молитву святому. К нашей молитве присоединились и присутствующие в храме.

« Вы откуда?» – задаю традиционный вопрос.

«По национальности я серб, но русский в душе», – улыбается огромного роста молодой человек.

А Марио продолжает свой рассказ: «Католики не воздают столько почитания святым мощам, как православные. Они больше внимания уделяют ценным оправам (реликвариям), в которые честные мощи помещены. Но вы не должны осуждать это, так как тоже много лет не почитали святых». Видимо, Мария имел в виду период советских гонений на Церковь.

Рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя расположен вход в музей кафедрального собора (Museo del Tesoro di San Lorenzo).

Православным может показаться очень необычным то, что святыни находятся не в храме, где им оказывалось бы должное почитание, а в музее, за стеклом. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи.

При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.

За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе.

Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце.

В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.

В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».

В следующем помещении мы видим две честные руки. Одна принадлежит святой праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы, а другая – святому апостолу Иакову Зеведееву.

В соседнем помещении за стеклом находится блюдо, на котором была принесена честная глава святого Иоанна Крестителя на праздник к Ироду. Здесь же – реликварий с власами Пресвятой Богородицы.

В музее хранятся и священнические одежды и древние предметы для совершения литургии.

Источник: https://thomas-tdf.de/object/moshhi-svyatogo-ioanna-krestitelya-genuya/

Исцеляющий обруч: Святыня православной церкви | Газета Я

В Москве, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре, есть святыня, аналогов которой нет ни в одном другом храме Русской православной церкви. Это старинный медный обруч, прикованный к иконе Иоанна Предтечи. Стоит возложить его на голову – и тут же приходит облегчение от многих болезней.

У часовни очередь. Весть о появлении чудотворного обруча передается из уст в уста. Каждый надеется получить исцеление обручем. Ведь о чудных делах свидетельствуют и настоятельница, и насельницы монастыря.

«Обруч помогает всем, даже атеистам, – говорит настоятельница обители матушка Афанасия.- Исцеляя тело, он вселяет в душу веру в Господа… Вот несколько чудесных случаев, происшедших буквально на моих глазах. Привела одна женщина взрослую дочь Лиду.

Та очень страдала от психического расстройства – мы это называем беснованием. Вся дергалась, лицо перекошено. Стали ее подводить к иконе – тут ее и скрутило. Упала на пол, голову закидывает, рычит, богохульные слова выкрикивает. Пальцы в кровь о плиты содрала.

Вчетвером ее держали – не могли удержать! Но только обруч на голову надели – она и затихла. И ушла спокойная, тихая…

А как-то пришла сорокалетняя женщина, заказала благодарственный молебен. И рассказала, что у нее была опухоль мозга. Врачи сказали, что надо череп вскрывать и удалять, но за результат они не ручаются. Кто-то из родственников посоветовал ей прийти сюда. Надела обруч, помолилась. А потом провели новое обследование – и отменили операцию: оказалось, что от опухоли не осталось и следа.

Однажды пришла женщина и с рыданиями рассказала нам о том, что ее сыну трижды делали операцию, и все неудачно. Просила помолиться за него, потому что ему скоро опять надо ложиться на операционный стол. Мы молились усердно. Через какое-то время она пришла вместе с сыном и горячо нас благодарила. Слава Богу, что Господь послал им исцеление».

На Руси Иоанн Предтеча – очень почитаемый святой, в честь него построены храмы и монастыри. Почти в каждом храме есть образ этого святого. Но икона с обручем, что в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря, уникальна – другой такой нет ни в одном храме России.

Происхождение реликвии окутано тайной. Икона написана еще при Иоанне Грозном.

В какое время к ней был изготовлен обруч (на нем – слова молитвы: «Святой Иоанн Предтеча и Креститель Спасов, моли Бога о нас»), почему его приковали к иконе, кто первым испытал на себе его чудесное воздействие – обо всем этом история умалчивает.

Известно только, что вскоре после появления святыни к ней началось паломничество. По Москве, а потом и по всей России разошелся слух, что обруч исцеляет бесноватых и лечит от всех болезней, связанных с головными болями.

При императрице Елизавете, когда очередь перед иконой выстраивалась чуть ли не до Красной площади, власти обеспокоились: столько недужных на голову людей собиралось в непосредственной близости от Кремля.

Московской духовной консистории поручили разобрать дело об этом образе. Обруч хотели изъять. Но, опросив исцеленных, убедились, что это медное кольцо с молитвой действительно лечит.

Обруч покрыли золотом и вернули на место.

В годы гонений на веру святыня была передана в храм Петра и Павла у Яузских ворот. Он один из немногих московских храмов, которые не закрывались никогда. Многие верующие приписывали это небесному заступничеству Иоанна Предтечи. Ходил слух, что там тайком бывали даже наркомы.

А сейчас, говорят, к иконе часто наведываются чиновники высоких рангов и удачливые бизнесмены: кроме исцеления от недугов, чудесный обруч дарит ясность мысли и умение избегать мирских соблазнов…

В 2002 году монастырю вернули икону Иоанна Предтечи вместе с обручем.

Есть легенда, что хранящийся в монастыре обруч – мерка с головы Иоанна Крестителя, ее символ.

Ведь свой престольный праздник монастырь отмечает 29 августа по старому стилю, в день Усекновения главы Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

После Богородицы Иоанн Креститель первый и главный святой. Единственный святой, чье рождение празднуется наравне с рождеством Иисуса Христа и Богородицы.

Поразительно, но эта обитель – и тоже через отсеченную голову – связана с именем самого известного русского святого преподобного Сергия Радонежского.

В годы гонений на веру настоятельница Епифания пригласила в духовники монахиням отца Илариона Удодова.

И этот священник, оказывается, был тайным хранителем спасенной от поругания большевиков головы Сергия Радонежского! Монахини видят в этом Божий промысел – возрожденная обитель находится под небесным покровительством величайших святых.

В часовне Иоанна Крестителя, где хранится обруч, дежурит послушница Вера Мокрова. Она подсказывает паломникам, как вести себя:

– Надев обруч на голову, прочтите молитву и тропарь святому, их текст всегда лежит перед иконой. И вы почувствуете, что ваша мольба услышана…

Просим позволения попробовать на себе. Как только обруч касается головы, моментально обостряется зрение. По всему телу разливается приятное тепло. Стоишь на коленях и не чувствуешь холода каменных плит.

– Ну как? – спрашивает Вера.

– Чудесно! Усталости как не бывало! Голова светлая, ясная, а в душе радость.

Читайте также:  Что делать, когда порчу навели на мужчину

– Это еще что! Одна наша прихожанка после травмы черепа совершенно исцелилась, даже шрамы на голове исчезли.

Светлана Пшеничнова,

Источник: https://yagazeta.com/nepoznannoe/mistika/iscelyayushhijj_obruch_/

Где в России можно найти Афонские святыни

В связи с тем, что Русская православная церковь прекратила евхаристическое общение с Константинополем, у многих русских паломников возникло опасение — а не лишаться ли они возможности посещать почитаемые святыни христианского мира, которые находятся в монастырях Святой горы?

Самые известные святыни горы

Действительно, греческая гора Афон славится своими святынями, здесь их собрано великое множество. Во-первых, на горе находятся многочисленные священные предметы, связанные с жизнью и страданиями Спасителя: это золото, смирна и ладан, которые поднесли Божественному младенцу волхвы, части Его одежды, волосы и части тернового венца, частички Древа, на котором он был распят, пелены.

Во-вторых, на святой горе целое собрание мощей особо почитаемых православных святых — апостолов Луки и Варфоломея, Андрея Пeрвозвaнного, Св. Иoанна Кpeстителя, Григория Богослова, Иоанна Злотоустого, мучеников Трифона, Георгия, Пантелимона; Дмитрия и Давида Солунских, Христофора, Антипы, Великого Василия, Святой праведной Анны — родительницы Девы Марии, Марии Мaгдaлины, Св. Пaраскевы и многих других.

  • В-третьих, здесь хранятся реликвии, связанные со святыми: пояс Девы Марии, кровь Крестителя, крест Константина Великого, одежда Никифора Фоки.
  • Все это очень значимые для верующего человека святыни, однако многие из них можно найти и в России.
  • «Афонские» святыни Москвы
  • В Храме Христа Спасителя можно поклониться частям ризы Христа и ризы Богоматери, здесь же находится гвоздь, которым распинали Христа; паломники со всей страны могут почтить мощи апостола Андрея, главу Иоанна Златоустного, мощи Василия Великого, Иоанна Крестителя и Григория Богослова.

В Зачатьевской обители находятся частичка пояса Богородицы, частички Животворящего Креста Господня, Гроба Господня и Кровь Спасителя, икона св. Пaнтeлеимoна с частичкой мощей святого, а в соборе монастыря хранится ковчег с мощами праведного Лазаря, друга Христа.

  1. В Богоявленском мужском монастыре паломники могут найти крест, в который включены мощи апостола Луки и апостола Варнавы.
  2. Высоко-Петровская обитель обладает частью Господня Креста, иконой апостолов Петра и Павла с их мощами.
  3. Часть от Господня Креста хранят монахини женского Иоанно-предтеченского монастыря, здесь же находится икона Иоанна Крестителя с мощами, от которой произошло много чудес, частички мощей апостола Матфея, Великого Василия и великомученика Пантелeимoна.
  4. В соборном храме Срeтенской обители хранятся мощи Иоанна Златоустного и Великого Василия.

Кроме этого, не стоит забывать и обители Подмосковья. В хранилище одной только Троице-Сергиевой Лавре находится множество святынь.

Святыни северной столицы

Верующие жители Санкт-Петербурга и гости северной столицы могут поклониться частичкам ризы, покрова и пояса Пресвятой Богородицы в Иоанновской обители; здесь же есть образ Христа с частичкой Его ризы, частичка Его Креста, мощи всех апостолов, образ целителя Пантелеимона с мощами и даже небольшая частичка плащаницы из Турина.

В Воскресенском Новодевичьем монастыре находится икона Богоматери XV века со святой горы с частичками мощей святых; в особом ковчеге хранятся частичка от пояса Богородицы и части мощей её отца и матери — праведных Иоакима и Анны. Есть здесь и часть Креста, распятие с мощами апостола Павла, праведной Анны и мчн. Цицилии, здесь же можно поклониться деснице Иоанна Дамаскина.

Святыни России

Нижегородская Крестовоздвиженская женская обитель обладает такой святыней как распятие с частью Животворящего Креста. В этом же городе монахи Вознесенского Печерского монастыря хранят образ Пантелеимона с частичкой мощей этого великомученика. Подобный образ есть и в храме Воскресения Христова; он славен тем, что написан в Святогорье в Пантелеимоновом монастыре.

В Екатеринбурге, в Ново-Тихвинской обители чтут частички мощей Великого Макария и Иоанна Златоустого. А мужской монастырь во имя Святых царственных страстотерпцев хранит частичку мощей Марии Магдалины. Здесь же, в Екатеринбурге, в Крестовоздвиженской обители можно поклониться частичке Креста Спасителя.

Жители Новосибирска имеют возможность приложиться к ковчегу с мощами апостола Луки и Силуана Афонского (обитель Новомучеников Российских), а в Вознесенском соборе находятся такие святыни как частичка Креста, частичка Гроба Богоматери, мощи Пантелеимона, Марии Магдалины, Иоанна Злотоустого, Федора Стратилата и Георгия Победоносца. Есть здесь такая святыня, как камень Афона из Иверской Часовни.

В Успенской Свято-Георгиевской обители в Башкирии монахи хранят части Креста, мощи Иоанна Крестителя, Великого Василия, Григория Богослова, Агафона Афонского, Иоанна Злотоустого, Пателеимона, апостола Луки, Параскевы, и Татианы.

В Посольском монастыре на берегу Байкала можно поклониться ковчегу с мощами св. Георгия, мученика Вонифатия, Св. Дионисия, апостола Иакова, Св. Иоанна Крестителя и Великого Василия.

А в Кемерово находятся частички мощей вмч. Пантелеимона (храм во имя Св. Великомученика Пантелеимона).

Не стоит забывать, что в России есть и своя великая сила — множество российских святых, которые жили в нашей стране от Москвы до Камчатки, молились о ее величии и до сих пор являются главными заступниками русской земли перед Богом.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/42053304-gde-v-rossii-mozhno-nayti-afonskie-svyatyni/

Дмитрий Семеник: Мощи святого Иоанна Предтечи

Раздел: О главном

Когда за два дня до поездки в столицу Лигурии Геную наша переводчица Вера (венгерка, жившая в России), мимоходом заметила: «В Генуе попросите, чтобы вас сводили в собор Сан-Лоренцо, там находятся мощи Иоанна Крестителя», – я ощутил не только радость, но и досаду, что узнал об этом так поздно…

Как понимаю теперь, моя неосведомленность отчасти была простительна. Италия так богата красотами архитектуры, живописи и скульптуры, а духовные запросы гостей из США и Германии так скромны, что о христианских реликвиях, хранящихся в этой стране, хозяевам вспоминать некогда и не для кого.

Гиды часами, а книги тысячами страниц рассказывают об архитектуре и украшениях соборов, а о мощах святых, которые покоятся в них, забывают.

Долго фотографировался я с голубями на знаменитой на весь мир площади Сан-Марко и, только покинув Венецию, осознал, что Сан-Марко – это собор, где покоятся останки апостола и евангелиста Марка…

Благодаря Богу, открывшему мне глаза через Веру, в Генуе я избежал такой ошибки. Хотя и тут грешник действовал грешным образом.

Войдя в храм, прежде всего бросился фотографировать, лишь потом подошел к служительнице и вопросил: – Джиованни Баттиста! (так зовут Иоанна Крестителя итальянцы – прим. автора).

Доброжелательная девушка отвела меня к левому приделу (по-итальянски – капелла) большого храма и с гордостью подтвердила: – Джиованни Баттиста!

В центре роскошной капеллы находился мраморный саркофаг с вырезанными по бокам евангельскими сценами. На нем стояли свечи, рядом трудился молодой уборщик. Я снова фотографировал и молился, в непривычном одиночестве.

Иоанна Крестителя считают покровителем города. Генуэзцы по-своему любят его, периодически устраивают крестные ходы с его мощами, детей часто называют его именем (в просторечии – Джобата). Но, видимо, у них не принято прикладываться к мощам и молиться возле них.

Тело святого, который узнал о Благой Вести, будучи еще во чреве своей матери, который крестил самого Христа и о котором Христос сказал: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11), покоится в тишине, а католики молятся в центральной части храма, обратившись к алтарю.

Некоторые из них молятся долго; одна темнокожая монахиня в сиреневом облачении стояла на коленях больше двух часов.

Сан-Лоренцо – это по-нашему святой Лаврентий, архидиакон. По происхождению испанец, он обращал римлян в христианство, за что был замучен в 258 году вместе с другими мучениками Римскими – Сикстом, Феликиссимом, Агапитом и Романом (празднуются Православной Церковью 23 августа).

Собор святого Лаврентия возведен на том месте, где однажды он остановился во время своих миссионерских странствий. Главный храм Генуи строился и украшался с IX по XVI век. Мощи св. Иоанна Предтечи хранятся в нем с X века: крестоносцы отбили их у сарацинов в Антиохии.

Они привезли лишь тело, голова святого осталась в Сирии.

Когда в храм приехала другая наша переводчица, выяснилось, что мощи святого Иоанна находятся не в мраморном саркофаге, а под храмом, в музее, который только что закрылся на обед. Пришлось и нам ехать обедать.

После обеда нас снова привозят в Сан-Лоренцо – увы, только на пятнадцать минут (такова программа). Наконец мы у цели.

Хотел написать о том, как странно покупать билет, чтобы приблизиться к телу Человека, который отдал всю свою жизнь для спасения всех, был предтечей Спасителя всех людей, но вспомнил, что и у нас в Кремлевских соборах и Третьяковке христианские святыни «охраняются» билетерами.

Типичная музейная комната. У стены – стеклянная витрина с золотыми и серебряными предметами. В центре – ювелирной работы серебряный ковчег XV века в виде собора, барельефы по периметру которого повествуют о жизни и смерти святого Иоанна. Внутри ковчега – его мощи. Пять минут взволнованного фотографирования – и нас просят на выход. Мне лишь минуту удается остаться наедине со святыней.

Музейный гид знает только итальянский, а переводчица подзабыла русский. Поэтому только на выходе выясняется, что в музее хранится то самое блюдо, на котором дочери Иродиады подали истекающую кровью голову святого Предтечи. Снова спускаюсь вниз. Блюдо в витрине, рядом с ковчегом. Оно сделано из серого халцедона, золотое изображение головы святого добавлено в XIV или XV веке.

Наверху, в разговоре с гидом, новое открытие: в музее хранится Святой Грааль – чаша Тайной Вечери. Впрочем, относительно истории этой чаши «ученые до сих пор в сомнениях», в каталоге музея она названа просто «Священной Чашей». Сбегаю по ступенькам в третий раз.

Это очень широкий и неглубокий сосуд в форме щита Давида из зеленого стекла, разбитый и склеенный. Он даже не похож на чашу – такой мелкий. Доподлинно известно, что его привезли в Геную после завоевания Кесарии в 1101 году.

А на куски разбили наполеоновские мародеры: до тех пор все думали, что сосуд – из изумруда.

Представительница муниципалитета рассказала нам, как в XV веке на море много дней бушевал шторм и богатый купец не мог вывести из порта Генуи свои корабли; по его просьбе ковчег с мощами святого Иоанна Предтечи вынесли к морю – и море смирилось. На месте чуда установлена памятная плита. – А есть ли более современные чудеса? – спросил я.

– Чудеса закончились, – с грустью ответила дама. – Наверно, тогда еще, в XV веке.

Не успел я подумать, что у них в XV веке вера закончилась, а не чудеса, как мысль моя нашла подтверждение: я увидел большую бомбу, стоящую у правой стены, почти под копией «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи. Оказалось, что из всех бомб, сброшенных англичанами в 1941 году на Геную, не взорвалась только эта: она упала на дом святых Лаврентия и Иоанна Крестителя…

За что мне такая встреча, подарок, которого я и принять-то достойно не сумел? Думаю, я нашел ответ на этот вопрос. Через две недели, в праздник Рождества святого Иоанна Предтечи, настоятель храма св. Георгия Победоносца иеромонах Авраамий пригласил нас, своих прихожан, на молебен в храм Рождества святого Иоанна Предтечи в Сокольниках. Этот храм только что передан Церкви.

Мы удостоились участия в первой службе после восьмидесяти лет осквернения святых стен. Собственно, только стены и остались, все остальное предстоит воссоздавать, а прежде ломать и вывозить многие десятки тонн железа и бетона. Трудятся над этим пять человек. Им работы лет на десять.

И решил я, что встреча в Генуе была приглашением, но, наверное, не только мне, а и некоторым из вас…

«Русский Дом»

Источник: http://predtecha.kiev.ua/articles/620-ioann-predtecha-moschi.html

В созополе, где выставлены мощи с острова св. иоанна

В христианском мире интерес к древнему Созополю — болгарскому приморскому городу греческого происхождения резко вырос в августе 2010 г.

, после появления первых сообщений об уникальном открытии археологов — обретении предполагаемых мощей Иоанна Предтечи. Эту находку, пролежавшую с V-го века в земле черноморского острова Святой Иоанн ( болг.

— Свети Иван) недалеко от Созополя, ученые-специалисты назвали подлинной сенсацией в мировой библейской археологии.

По данным историков, Созополь, переводимый дословно с греческого как «Город спасения», возник в годы Великой греческой колонизации — масштабного расселения древних греков на побережье Черного моря. На месте нынешнего города ок. 610 г.

до РХ выходцы из Милета основали первую и известную по тем временам античную колонию «Аполлония» («Аполлония Понтика»), расширив сферу распространения греческой культуры.

Из метрополии континентальной Греции сюда перевезли огонь священного очага и изображение наиболее почитаемого языческого бога Аполлона — покровителя искусств, переселенцев и основанных ими полисов.

Составной частью греческой колонии был и расположенный недалеко от нее в море небольшой остров, называемый ныне Святой Иоанн — место обретения останков, приписываемых библейскому персонажу Иоанне Предтече.

1. Остров Св. Иоанна с построенным на нем в 1884 г. маяком

В IV-м веке до ХР на острове находилось фракийкое святилище со статуей бога Аполлона. В конце V-го столетия в южной части острова, предположительно на месте снесенной римлянинами ок. 72 г. до РХ статуи построен небольшой монастырь.

Читайте также:  Порча на любовь

Его основание предание приписывает святому апостолу Андрею, проповедовавшему в этих местах учение Христа. Монастырским центром стала сооруженная уже после 330 г. базилика в честь Божией Матери. Вторую церковь в честь святого Иоанна Крестителя здесь освятили в 1263 г.

В монастырском комплексе, где подвизались монахи и монахини, возникли библиотека и скрипторий, действовавший до 1623-29 гг., что подтвердили археологические раскопки. Четыре столетия — от Х-го до ХIV-го вв.

— островную обитель, именовавшуюся, по мнению ученых, монастырем Святого Иоанна Предтечи, причисляли к крупным православным центрам, посещаемым болгарскими царями. В 1453 г. турки разрушили монастырские постройки, но уже через четверть века их вновь отстроили. В конце XIV в. в обители насчитывалось около 150 монашествующих.

В 20-х годах XVII-го столетия монастырь подвергался нападению иноземных пиратов. Во избежание новых вторжений турки разрушили все монастырские постройки, включая и два его храма. Перед этим варварским актом монахи, покидая остров, забрали с собою иконы, церковную утварь и ценные книги.

2. Развалины монастыря на острове Св. Иоаннa

Летом 2010 г. среди оставшихся руин бывшего монастыря на острове Св. Иоанна, входившего ранее в закрытую военную зону, продолжались длившиеся уже несколько лет раскопки под руководством болгарского историка и археолога Казимира Попконстантинова ( род. в 1942 г.).

28 июля в 13 часов 30 минут ученые обнаружили на предполагаемом месте основания алтарной части храма небольшой алебастровый и прямоугольной формы ящик-оссуарий с пирамидальной крышкой и рядом с ним — каменный ларец маленьких размеров и с греческой надписью, свидетельствующей об имени Иоанна Крестителя и вероятной дате престольного праздника церкви.

Ученые прочитали также еще одну надпись, гласившую о некоем «рабе Божием Фоме», перенесшем в день памяти Иоанна Предтечи его святые мощи на черноморский остров.

Далее профессор Казимир Попконстантинов пригласил в Созополь специальную комиссию и в ее присутствии осторожно распечатал остававшийся доселе закрытым около полутора тысячи лет древний каменный реликварий.

Глазам собравшихся предстали находившиеся внутри каменного короба несколько человеческих костных останков: фрагменты челюсти и других лицевых частей, один зуб и часть кости руки.

Однако наряду с человеческими останками здесь лежали несколько древних костей разных видов домашних животных.

3. Алебастровый ящик-оссуарий с костными останками

В это же время руководитель раскопок заявил собравшимся о подлинной сенсации в болгарской археологии и об огромной ценности находки, имеющей большое значение для всего христианского мира.

На основании первых археологических данных ученые-археологи выдвинули гипотезу о принадлежности останков Иоанну Предтече и об их перенесении в IV-м или V-м веке из Константинополя на остров в качестве подарка по случаю основания здесь монастыря.

Митрополит Сливенский Иоанникий (Неделчев), председатель Богослужебной комиссии и Комиссии по освидетельствованию чудес при Священном Синоде Болгарской Православной церкви «подтвердил нетленность и духовную святость мощей, сохранившихся в земле для духовной пользы верующих». Высоко оценил находку археологов и уроженец Созополя Божидар Димитров ( род. в 1945 г.) — историк и директор Национального исторического музея в Софии. Одновременно ученые и представители церкви согласились с предложенной идеей о проведении в недалеком будущем антропологической экспертизы предполагаемых костных останков Иоанна Предтечи и перенесения их в созопольскую церковь Святого Георгия. Здесь останки поместили в специальный мощевик и выставили их для поклонения верующим и демонстрации туристам курортного города.

В июне 2011 г. в исторической части Созополя состоялись торжественное перенесение мощей и праздничное богослужение в отреставрированном в храме свв. Кирилла и Мефодия, где перед его алтарной частью установили деревянный мощевик с мощами.

В многолюдном шествии, возглавляемом митрополитом Сливенским Иоанникием, участвовали представители духовенства Болгарской Православной Церкви, высокопоставленные гости из Софии, городская администрация Созополя, местные жители и паломники. В том же году благодаря уникальной археологической находке на острове Св.

Иоанна древний Созополь стал победителем в рейтинге «Чудеса Болгарии»

Тем временем в Софии, в Институте почвоведения «Н. Пушкарев» (Институт по почвознание «Никола Пушкарев») завершалось исследование маленького ларца с надписью на греческом языке, повествующей о дороге мощей к острову Св. Иоанна, а также алебастрового мощевика.

Ученые установили, что порода камня, послужившего неизвестному мастеру для изготовления ларца, имеет вулканическое происхождение и происходит из Малой Азии. Такой же камень использовали в качестве строительного материала в первые века христианства.

Алебастр для мощевика, вероятно, был добыт на одном из островов в акватории между Турцией и Грецией. На основании этого К. Попконстантинов предположил, что мощи могли быть перенесены на болгарский остров из Константинополя или из Святой Земли.

После проведенного исследования два древних артефакта передали на постоянное хранение в коллекцию христианского искусства Археологического музея Созополя.

Руководитель археологический экспедиции К. Попконстантинов, получив в Национальном географическом обществе ( National Geographic Society) заверение о финансовой поддержке предстоящего исследования предполагаемых мощей Иоанна Крестителя, отправил несколько костных останков для лабораторного анализа в Оксфордский университет и вместе с коллегами стал дожидаться итоговых результатов.

4. Иоанн Креститель (византийская икона, XIV век)

География распространения в мире предполагаемых мощей святого Иоанна Предтечи достаточно широка. С давних времен некоторые храмы, монастыри, культовые центры и музеи в Западной Европе и в Малой Азии обладают костными останками, издревле почитаемыми христианами как мощи святого Иоанна Предтечи.

В западной литературе в связи с количеством мощей, приписываемых этому святому, можно встретить такие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук, 11 указательных и 8 других пальцев. Очевидно, что далеко не во всех случаях речь может идти о подлинных мощах Иоанна Крестителя.

Многие из подобных «мощей» являются фальсифицированными реликвиями, обыкновенными подделками, их возраст и область происхождения разнятся.

Достаточно познакомиться с материалами «Православной энциклопедии» (см.: «Иоанн Предтеча». — Т. 24, с.

528 -577), чтобы убедиться в противоречивости разных документальных сведений и устных преданий о местах погребения и хранения реликвий Иоанна Предтечи, изложенных в разные времена в трудах церковных историков, апокрифических сказаниях, рассказах путешественников и паломников.

Из евангельского повествования (Мф 14. 1-12) следует, что после обезглавливания честная глава Иоанна Предтечи осталась у Иродиады, а само тело этого святого забрали и похоронили ученики.

Отсюда можно предположить, что у перенесения и распространения в мире реликвий святого (глава и тело) существуют разные истории. Однако на острове Св. Иоанна обнаружены костные останки, состоящие как из фрагментов лицевой части головы, так и корпуса тела — одной из руки, что сразу настораживает и дает повод для некоторых сомнений.

В Оксфордском университете международная группа специалистов из Западной Европы во главе с руководителем исследований, профессором Томасом Хигхэмом (Thomas Higham) подвергла изотопному и генетическому анализу костные фрагменты с острова Св. Иоанна с целью выявления общих предков и наиболее вероятной географической принадлежности человеческих останков.

Отрадно, что впервые за всю историю обнаружения в мире предполагаемых мощей Иоанна Предтечи приписываемые ему останки прошли изотопный и ДНК-анализ.

Профессор Томас Хигхэм и его коллеги признались, что они могут только узнать «возраст и область происхождения останков», но «не могут со стопроцентной точностью подтвердить, что мощи принадлежат тому или иному святому».

5. Останки с острова Св. Ивана

Лондонские специалисты с помощью изучения митохондриального генома — основного инструмента при проведении идентификации объекта исследования оформили окончательные его результаты. В начале апреля 2012 г.

научный телеканал (Natiоnal Geographic Channel) показал для широкой аудитории документальный фильм, рассказывающий о процессе исследования мощей с острова Св. Иванa. Одновременно ибританская газета «The Daily Telegraph» растиражировала выводы группы ученых.

Научные данные сводились к тому, что «кости принадлежали одному и тому же человеку мужского пола, проживавшему в начале I-го века (период между 5-м и 75-м гг.

)»; «данный мужской индивид происходит из того района на Ближнем Востоке, где предположительно жил Иоанн Креститель»; «останки были обнаружены в аутентичной археологической среде, точнее, в надписанном реликварии»; «кости передали в монастырь на острове Св. Иоанна в V-VI веке» и др.

Однако почему этого «человека мужского пола», жившего в одно время с Иисусом Христом, толкователи новости выбрали именно Иоанна Предтечу? Таким «мужским индивидом» мог быть кто угодно, то есть любой человек. И как, наконец, можно доказать, что останки времен I-го века принадлежат именно Иоанну Крестителю?

Данные исследования оксфордских экспертов не являлись бесспорным доказательством того утверждения, что костные останки с острова Св. Иоанна принадлежали именно Иоанну Предтече.

Для этого ученым следовало бы сравнить свои полученные данные с одним из бесспорных и признанных Церковью оригиналов мощей библейского святого, но такого «образца» не существует в природе.

В тех же целях важно было бы получить крохотные образчики мощей (размером с крупинку соли) хотя бы из базилики Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме, где хранится «часть главы», приписываемой Иоанну Предтече, из мечети Омейядов в Дамаске («глава»), из Собора Амьенской Богоматери во французском Амьене («лицевые части главы») и провести сравнительное исследование всех этих костных останков, установив соответственно их возраст и область происхождения.

В 2014 г. в том же Оксфорде специалисты изучили костные фрагменты, считавшиеся мизинцем Иоанна Крестителя, из средневековой коллекции 82-х христианских реликвий, известной в Фонде прусского культурного наследия (Берлин) под названием «сокровища гвельфов». В 1935 г.

последние были проданы еврейскими коллекционерами рейхсмаршалу Третьего рейха Герману Герингу. Анализ пробы костной ткани мизинца ученые датировали периодом 660-770 гг., что отрицало их принадлежность святому Иоанну Предтече.

Это еще раз актуализирует проблему идентификации возраста и области происхождения многих христианских реликвий в Европе и Азии для выявления подлинных и фальсифицированных артефактов, выставленных во многих храмах и монастырях и ставших объектами паломнических путешествий и массовых поклонений верующих.

Особенно это касается древесных, железных и тканных реликвий. Число их на протяжении веков стало таким большим, что отличить ныне подлинные от фальсификатов невооруженным глазом и без помощи богословов (теологов), церковных историков, ученых-физиков и представителей других наук практически не представляется возможным.

Настала потребность создания христианами Востока и Запада особого научно-экспериментального центра, где авторитетные ученые-эксперты самых разных отраслей знаний с помощью современных и перекрестных методов исследования устанавливали бы на стыке разных наук подлинность ряда известных всему миру христианских святынь.

…Однако вернемся после этих рассуждений в приморский город Созополь. В начале августа 2012 г.

«Радио Болгарии», комментируя выводы исследования английских специалистов, не представивших убедительных доказательств о принадлежности костей именно Иоанну Предтече, констатировало в одной из передач: «Обнаруженные в Созополе мощи св. Иоанна Крестителя — ближе всего к профилю библейской личности».

Вслед за этим и многие другие СМИ выдали информацию о якобы «абсолютно доказанных и правильных результатах», что неадекватно воспринято в среде верующих, мыслящих и думающих людей.

И только в Италии в конце новостного заголовка о находке на болгарском острове предполагаемых мощей Иоанна Предтечи стоит знак вопроса. В народе говорят, что доказательства якобы нужны только сомневающимся и скептикам. А среди мыслящих людей бытует мнение, что доказательства как раз подтверждают и усиливают веру христиан.

6. Мощевик с костными останками, приписываемыми Иоанну Предтечи

Ныне древняя часть Созополя, расположенного на изогнутом полуострове, представляет собою уникальный архитектурный заповедник со старыми православными храмами и местным Археологическим музеем.

В нем имеется богатая коллекция произведений христианского искусства, где представлены средневековые иконы, резные иконостасы, образцы мозаик и другие культовые предметы. Среди экспонатов музея — уникальные артефакты древнегреческих расписных ваз и средневековых амфор.

Здесь же демонстрируют алебастровый мощевик и каменный ларец, найденные во время раскопок на острове Св. Иоанна. Однако центром притяжения для всех прибывающих в город паломников является все-таки церковь свв.

Кирилла и Мефодия, где ценная реликвия с черноморского острова находится перед алтарной частью на небольшом столике. Мощевик с предполагаемыми мощами святого Иоанна Предтечи часто путешествует по стране и выставляется для поклонения в православных храмах больших и малых городов.

Источник: https://ruskline.ru/analitika/2016/03/08/v_sozopole_gde_vystavleny_mowi_s_ostrova_sv_ioanna

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector