Образ Царицы Небесной «Спорительница хлебов» был написан по просьбе и благословению старца Амвросия – насельника Оптиной пустыни. Иеросхимонах Амвросий известен как великий подвижник Руси. Он очень любил Пресвятую Богородицу, чтил все посвященные Ей праздники и особенно усиливал в эти дни молитву.
Образ Царицы Небесной «Спорительница хлебов»
В 1889 году отец Амвросий попросил написать икону Пречистой и дал образу название – «Спорительница хлебов». Кроме этого, старец составил к акафисту для пения перед иконой особенный припев и назначил день празднования нового образа.
Этой иконой отец Амвросий благословил основанный им женский монастырь в с. Шамордино, который находится в 12 км от Оптиной пустыни. Перед отшествием к Господу старец Амвросий заказал много фотографий с этим образом и посылал их своим духовным чадам.
Интересно, что день погребения старца пришелся именно на дату празднования этой иконы.
Видео «Икона Богородицы “Спорительница хлебов”: история и значение»
В этом видеосюжете описана история святого образа.
Значение и описание образа
Образ Царицы Небесной отличается необычной иконографией, неизвестной до этого. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидящей на облаке над пшеничным полем. Нива созрела, и внизу уже появилось несколько снопов. Но часть хлеба еще не скошена. Матери Божия крестообразно распростерла руки, а ее милостивый, но строгий взгляд обращен на нас.
Облако – образ небесной воды и плодородия. Оно насыщает влагой землю, которая дает хлебные колоски, связанные в снопы. Царица Небесная благословляет хлеб, ежедневно необходимый каждому человеку для питания тела.
Название «Спорительница» означает «наполняться» и «помогать». Наименование образа указывает на то, что Матерь Божия помогает людям в получении насущного хлеба. Но для православного человека «хлеб насущный» – это не только продукт питания.
Ведь сказано, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». Святой Максим Исповедник говорил, что люди научены молиться о хлебе насущном. Имеется в виду молитва Господня. Но при этом Господь дал заповедь не заботиться о пище и одежде.
Поэтому под хлебом нужно понимать пищу, сходящую с Небес и дающую вечную жизнь.
Поле на иконе можно понимать как духовную жизнь, которая делает душу ближе к Богу. Каждый колосок – это все люди. Снопы, изображенные на иконе, можно отнести к евангельским словам Господа о том, что по созреванию посылается серп на жатву (Мк. 4: 29). Иконография образно показывает Страшный Суд, при котором грешники будут отделены от праведников.
Не стоит путать этот образ с иконой Божией Матери «Хлебная». Это два разных образа со своей историей и иконографией. «Хлебная» была чудесно дарована монаху Соловецкой обители Филиппу, который безропотно нес послушание в пекарне. Со временем отец Филипп стал митрополитом.
В чем помогает икона «спорительница хлебов»
В 1891 году в России был голод из-за плохого урожая. Но в Калужской области и на поле Шамординского монастыря урожай был. Это явление можно назвать первым чудом данной иконы.
В 1892 году в Воронежской области наступила засуха, начался голод из-за неурожая. Послушник в то время уже почившего отца Амвросия отправил в Пятницкий женский монастырь, расположенный в страдающей Воронежской области, список иконы. В обители перед полученным образом был отслужен молебен. После этого там начался дождь и засуха закончилась.
Перед иконой молятся в следующих нуждах:
Царица Небесная, как любящая Мать, посылает молящимся помощь в любых нуждах и бедах. Важно, чтобы у человека не было потребительского отношения. Молиться нужно искренне, с покаянием и смирением.
Перед иконой нужно молиться в периоды засухи и неурожая
В молитве к Пречистой люди также просят:
- укрепления духовности и веры;
- стяжения молитвы;
- искоренения маловерия.
Почитание и празднование
Св. Синод не благословил почитание образа, но русские православные люди, сердцем чувствующие правду, молились перед иконой и получали помощь.
Дни совершения празднований
Отец Амвросий установил датой празднования образа 15/28 октября. Это период окончания полевых работ, когда урожай уже собран. Перед иконой можно и нужно молиться в любой день года, просить урожай во время его роста и созревания. Но дату празднования нужно ознаменовать молитвой.
Дата празднования образа – 15/28 октября
Списки иконы
В 1892 году решением Св. Синода чудотворный образ был вывезен из Шамординской обители. Существует предположение, что он находится в Литве, неподалеку от города Вильнюс.
Это мнение основывается на том, что храм «Всех скорбящих радость», расположенный там, был возведен по благословению старца Нектария Оптинского – последнего из духоносных отцов пустыни.
Но икона, находящая в Прибалтике, отличается изображение неба. Об этом можно судить по его копиям.
Многочисленные списки, которые стали постепенно появляться, претерпевали некоторых изменений, что и отличает их от оригинала. Иконописцы по-своему видели небо, ниву.
Многие современные иконы изображают Царицу Небесную в окружении овального сияния с лучами света и звездами. В Шамординском монастыре сейчас находится современный список.
Его создали, придерживаясь канонов древнерусской иконописи.
Храмы в честь иконы
В честь того образа возведены десятки храмов. Например, в Московской области в городе Щелково стоит такой храм возле хлебозавода.
Разумеется, в честь этой иконы был освящен храм, расположенный на территории Оптиной пустыни. В день почитания образа в храмах, освященных в его честь, проводят престольный праздник.
Это важное событие, и многие паломники стараются участвовать в богослужении именно в этих храмах.
Среднеуральский женский монастырь
Деревянная церковь в Соколово
Храм в Самарской области
Где найти святой лик Богородицы
Икона, написанная по просьбе отца Амвросия, была вывезена из Шамордино еще в конце XIX столетия. Где сейчас находится оригинал – неизвестно. Но списки, литографии, копии можно найти во многих храмах. Прежде всего в тех, которые освящены в честь этого дивного образа. В иконной лавке можно приобрести икону Божией Матери «Спорительниа хлебов».
Молитва иконе Божией Матери «Спорительница хлебов»
«О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице!
Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая.
Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”.
Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
Все, что имеет человек, он получает по милости Божией. Бог дает нам то, что полезно, и в необходимом количестве. Перед иконой «Спорительница хлебов» молятся о спасении от засухи и даровании урожая, но нельзя воспринимать образ как средство получения материального изобилия, выгоды.
Источник: https://MoiMolitvy.ru/ikony/sporitelnitsa-hlebov-3776/
Станислав Минаков. «Матерь Божия, Спорительница хлебов наших!» / Православие.Ru
«Спорительница хлебов» Мы, светские и тем паче советские люди, привыкли к слову «спорить». У нас оно означает нечто вроде «активно и непримиримо отстаивать свое мнение». Потому что свое мнение нам дороже чужого. Скажи нам, что у монахов высшей формой смирения является отвержение своей собственной воли, мы рухнем от удивления. Вот мы и спорим, спорим…
Позабыли мы такое выражение, как «дело спорится». И если ценить родную речь и заглядывать в «Толковый словарь живого великорусского языка», с любовью собранный для нас Владимиром Ивановичем Далем, то обнаружим, что глагол «спорить», да не с кем-то, а кому-то или чему-то, означает «способствовать» и «улучшать». Значение этого слова пытался донести нам самый прославленный старец Оптиной пустыни – преподобный Амвросий, утвердивший в русской земле совсем недавно, чуть более столетия назад, новую Богородичную икону, фактически благословивший новый иконный Богородичный канон, который он назвал «Спорительница хлебов». Его-то, этот образ, и почитает теперь православный мир, связав с праздничным событием день 15 октября по старому стилю (28-го по новому), когда старца Амвросия (преставившегося 10 октября 1891 года), предали земле. В день кончины старца (23 октября по нов. ст.) почитают самого преподобного Амвросия. А на следующий день – празднуется весь Собор Оптинских святых старцев, которых у нас 14.
Решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года, а в церковные календари день празднования внесен начиная с 1995 года.
Этот образ почитается теперь по всей Руси. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» обнаружим мы и в поселке Дубовое под Белгородом, и в городке Сватово Старобельского района Луганщины, и во многих других местах.
Богоматерь-Спорительница на амвросиевой иконе изображена сидящей на облаках, распрострив благословляющие руки, а внизу простирается изобильное поле, на коем «среди трав и цветов стоят и лежат снопы ржи».
Утверждают, что и идея написать это поле, и название образа, и толкование его смыслов принадлежали самому преподобному Амвросию. Названием образа батюшка подчеркнул, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного».
Конечно, в иконе очевидна и прямая мысль, иллюстрирующая цитату из нашей главной молитвы, заповеданной нам Самим Господом, «Отче наш»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Толкование этого места молитвы таково: «Должно разуметь прошение о потребностях телесной жизни, не излишних, но токмо нужных и для помощи ближним достаточных». Ясно и хорошо.
Хлеб пищи духовной – хлеб спасения – не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
Однако мы помним, что Христос, нередко изъяснявшийся притчами, бывал во многом иносказателен, и глубинный восприятель может попытаться считывать прикровенные пласты смыслов в словах Господа нашего.
Под хлебом насущным, прямо названным и, добавим, прямо изображенным на иконе по мысли преподобного Амвросия, можно понимать и хлеб пищи духовной, внятней говоря – хлеб спасения, ибо он не менее насущен для земной жизни, и без него человек ведет лишь неосмысленное существование.
В братской трапезной Отиной пустыни. 31 мая 2009 г.
- Поэт-символист, философ, филолог, переводчик, драматург, литературный критик, доктор филологических наук, один из идейных вдохновителей Серебряного века Вячеслав Иванов в цикле «Песни смутного времени» в 1918 году написал:
- Есть в Оптиной Пустыни Божия Матерь Спорительница. По видению старца Амвросия Написан образ Пречистой: По край земли дивное Богатство нивное; Владычица с неба Глядит на простор колосистый; Спорятся колосья, И множатся в поле снопы золотистого хлеба… Тайные Церкви глубин святорусских Затворница, Руси боримой со светлыми духи Поборница, Щедрая Благотворительница, Смут и кровей на родимой земле Умирительница, Дай нам хлеба в скорости – Добрым всходам спорости,
- Матерь Божия Спорительница!
Из текста следует, что этот образ был тогда уже весьма известен в православной среде. А ведь прошло всего лишь без малого три десятка лет с момента создания иконы «Спорительница хлебов».
Икона Богородицы Спорительница хлебов в Введенском храем Оптиной пустыни. Август 2009
Н.
Дмитриева в книге «О Тебе радуется!» рассказывает, что в 1890 году игумения Илария, настоятельница Богородично-Всехсвятского женского монастыря в городе Болхове, поднесла Оптинскому старцу Амвросию образ совершенно необычного по тем временам извода, авторство которого приписывают кисти Дмитрия Михайловича Болотова (1837–1907), замечательного русского живописца, выпускника Императорской Академии художеств и правнука ученого XVIII века Андрея Тимофеевича Болотова. Принявший в 1866 году иноческий постриг с именем Даниила в Оптиной пустыни, Дмитрий Болотов остался там до конца своей земной жизни, немало потрудившись на украшение обители. Доподлинно принадлежат иноку Даниилу росписи трапезной в Оптиной (см. фото); считают, что образ «Спорительницы» явственно отличает та же стилистическая манера.
Преподобный Амвросий сам молился пред этой иконой, учил особо почитать ее своих духовных дочерей – инокинь основанной им Шамординской обители, во множестве заказывал и рассылал списки с чудотворного образа своим почитателям из мирян. Один из таких литографированных списков хранится в доме принявшего мученическую кончину отца Павла Флоренского.
Эту икону отец Амвросий оставил нам словно как знак своей любви и постоянной заботы об наших насущных нуждах.
В статье Е. Поселянина за 1891 год читаем: «15 октября, в тот же день, как батюшка установил праздновать иконе “Спорительница хлебов”, его похоронили. Об этом совпадении догадались только потом.
Невольно думается, что, покидая своих детей, эту икону отец Амвросий оставил как знак своей любви и своей постоянной заботы об их насущных нуждах… и что, приносясь постоянно в жертву для всех без различия, для ближних и дальних, отец Амвросий оставил икону “Спорительница хлебов”… не для одного только маленького уголка в Руси, который был ему чрезвычайно дорог и на благо которого он положил свои последние заботы. Широко открытому для любви сердцу было бы тесно здесь. Широкое сердце простор любит».
В Воронежской губернии была засуха, но после молебна перед иконой «Спорительница хлебов» пошел дождь и засуха прекратилась.
Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано тоже в 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители, имеющей особое отношение к образу (о чем скажем ниже), хлеб уродился.
В 1892 году, то есть после кончины старца Амвросия, его послушник Иван Федорович Черепанов послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской губернии.
В той местности была засуха, но после того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь, засуха прекратилась.
Казанский собор в Шамординской обители. Август 2009
Сегодня один из списков «Спорительницы хлебов» нового по времени письма находится в иконостасе трапезного храма Шамординского монастыря – женского ответвления Оптиной, чьих насельниц некогда обучал церковной живописи инок Даниил.
Считается, что сам изначальный чудотворный образ оказался в Литве, куда он был принесен иеромонахом Понтием, которому, по преданию, вскоре после 1917 года явился старец Амвросий и повелел забрать икону на хранение, – в деревне Михново под Вильнюсом.
А перед иконами «Спорительницы хлебов» в храмах всего православного мира звучит составленный самим преподобным Амвросием для этого образа особый припев к Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
С. Афонин. Прпеодобный Амвросий Оптинский. 2009 Правда, В. Каширина и Г. Черкасова в своем исследовании об иконе дают такое суждение: «В современных х к работе отца Павла Флоренского “Иконостас” упоминается устное сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо. В нем он указывает на то, что икона “Спорительница хлебов” находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Вероятно, этот комментарий и послужил основанием для устойчивого мнения в православном интернет-пространстве, что это и есть келейная икона старца Амвросия. Так ли это? Действительно, в храме “Всех скорбящих Радость” в местечке Михново, в 30 километрах от Вильнюса (совр. Микнишкес Шальчининкайского р-на), есть образ Божией Матери “Спорительница хлебов”. Но ни история храма, ни иконография иконы, находящейся в нем, этого мнения не подтверждают. Несомненно, что эта не келейная икона старца Амвросия, как несомненно и другое: благословение старца преподобного Нектария Оптинского милостью Божией хранило общину, которая образовалась вокруг храма».
На снимке, сделанном автором этих записок в августе 2009 года, мы видим икону «Спорительница хлебов», расположенную в деревянном киоте на стене Введенского храма Оптиной пустыни, главного собора обители, построенного в 1750–1771 годах. В этом храме покоятся в посеребренной раке святые мощи преподобного Амвросия, к коему для духовного окормления стекались многие тысячи людей со всей православной России.
Во Введенском храме находится также деревянный ларец с мощами преподобного Никона – одного из четырнадцати Оптинских старцев. Святые гробы старцев сейчас установлены в трех храмах пустыни.
Что же это за место дивное такое, прославленное целым сонмом – Собором Оптинских старцев, – Оптина пустынь?
В Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни возрождалось монашеское старчество – особая форма духовного окормления иноков и мирян. Эта традиция прославилась по всему православному миру благодаря целой плеяде подвижников.
Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь находится на берегу реки Жиздры, в 3 км от древнего г. Козельска Калужской области, исторически знаменитого тем, что монголо-татары в 1232 году уничтожили всё его население, сожгли дотла город, и хан за стоическое сопротивление горожан захватчикам назвал его «злым».
Урожай в садах Оптиной
По легенде, в эти леса в XII веке пришел разбойник Опта, жестокий душегубец, покаявшийся и принявший постриг с именем Макарий (потому обитель называлась и Макарьевской), и стал отцом иноков. Некоторые же источники считают, что это чудесное обращение случилось позже – в XVI веке и разбойника Опту обратил на путь истинный преподобный Герасим Болдинский.
Во Владимирском храме Оптиной пустыни, где покоятся мощи семи преподобных Оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной изображен преподобный Амвросий, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».
Есть в Оптиной на территории подсобного хозяйства монастыря и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Возле Введенского храма Оптиной пустыни, за алтарной частью, похоронены известные братья-славянофилы Киреевские – Иван и Петр, двоюродные племянники поэта В. Жуковского, служившие тут на стезе просвещения.
Иван Васильевич переводил святоотеческие писания, а Петр Васильевич, уверявший, что песни русских крестьян ничуть не хуже итальянских, собирал по деревням образцы фольклора.
Была инициатива по причислению братьев к лику святых – за подвиги на Оптинской ниве.
Жена И. Киреевского Наталия Петровна (урожденная Арбенина) в юности была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского и оказала сильное религиозное влияние на мужа. Супруги стали помощниками Оптинского преподобного старца Макария в книгоиздательском деле.
Среди окормляемых Оптиной пустынью были известные писатели – Н.В. Гоголь, Ф.М.
Достоевский (преподобный Амвросий Оптинский называл его «кающимся»; считается, что отец Амвросий был одним из прототипов старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы»), по здешним тропам ходил накануне своей кончины, в 1910 году, и стучался в скит жаждавший душевного успокоения Лев Толстой и не был пущен по причине отлученности от Церкви (отец Амвросий, неоднократно беседовавший со знаменитым писателем, говорил о нем: «Горд больно!»).
В 1887 году Оптину пустынь посетил и беседовал со старцем Амвросием великий князь Константин Константинович Романов, известный поэт, писавший стихи под псевдонимом «К.Р.».
Храм Спорительницы Хлебов на подсобном хозяйстве в Оптиной В живописной местности, в 12 км от Оптиной пустыни, возле села Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь, основанная в 1884 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского. С самого начала существования обители старец Амвросий собирал сюда всех немощных, обездоленных, слепых, хромых, сирот и вдов, не имеющих возможности поступить ни в какую другую обитель. Все они находили здесь покой и утешение. И к началу ХХ века это был самый крупный женский монастырь в Европе. Кстати, именно туда и направлялся накануне своей кончины Л. Толстой, поскольку в Шамординской обители несла монашеское послушание его родная сестра Мария.
- В монастыре было два особо чтимых чудотворных образа – Божией Матери: «Казанская» (в главном храме, Казанском, – огромном и величественном) и «Спорительница хлебов».
- Прекрасным Шамордино, тоже связывающим жизненный и духовный путь старца Амвросия Оптинского с образом иконы «Спорительница хлебов», можно было бы закончить наш краткий очерк. В помощь нам – строки о Шамординской обители безвестной сочинительницы, из «Песни паломницы»:
- Там тишина, Господня благодать, И там всегда, как и тогда, вначале: Спорит хлеба над полем Божья Мать
- И утолит твоя печали.
- Однако рассказ об образе «Спорительница хлебов» нам никак нельзя оставить без молитвы, именно ей, амвросиевой иконе, написанной:
О Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице! Питательнице наша, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших, Ты, Владычице, ниспосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам, и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
На какие изумительные слова был вдохновлен неизвестный нам автор этой молитвы, обращенной к Премилостивой Питательнице и Кормительнице нашей!
А вот это место в молитве сейчас важно особенно подчеркнуть: Всякое же сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди.
Употребленное здесь слово «единомыслие» означает единство мысленных устремлений, единство во Христе. Внятно представляется, что это и есть наше, русское единство, и другого у нас быть не может.
И в доказательство и в назидание нам – весь страшный русский ХХ век, каждым мгновением вопиющий, что без единства во Христе Руси не бывать.
Есть особый повод задуматься о том – как раз в этом календарном промежутке: между 28 октября – празднованием иконе «Спорительница хлебов» – и 4 ноября – празднованием иконе Казанской, ибо в день чудотворного Казанского образа мы теперь отмечаем День народного единства.
Воистину безгранична любовь великого старца Амвросия, и икона, оставленная им, есть благословение нам.
Источник: https://pravoslavie.ru/74669.html
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Владычице Небеси и земли, избавляющей нас от всякия нужды, благодарственное приносим пение. Ты же, Всемилостивая Госпоже Богородице, приими наше усердное моление, сохрани нас от глада и пагубы, даруй земли нашей плодоносие, Питательнице и Спорительнице нив и хлебов наших, да радующеся всегда зовем Ти:
Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Икос 1
- Ангелов Творец избра Тя, Владычице, к благодатному человеков спасению и дарова Тя Помощницу людем, избавляющую нас от глада и всяких напастей, житие наше добре устрояющую во всяком мире и довольстве. Темже со умилением взываем Ти:
- Радуйся, благодатное человеков избавление от всякия нужды; радуйся, достоянию Твоему помощь и заступление.
- Радуйся, христолюбивыя люди от бед спасающая; радуйся, алчущих Питательнице.
- Радуйся, сирых Заступнице; радуйся, нагих одеяние.
- Радуйся, израстившая нам Плод Живота; радуйся, Спаса рождшая душ наших.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 2
Видев Сын Твой, Богомати, великое Твое к людем милосердие, глаголет к Тебе: Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя. Мы же, прославляющие сие дивное промышление о роде человеческом, вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 2
- Разум небесный даровася благочестивому старцу Амвросию, настави его соорудити во обители им созданной, икону Пресвятыя Богородицы и нарещи ю «Спорительница хлебов», яко Ты, Пресвятая Дево, спасаеши люди Твоя от глада, даруеши земли плодоносие, посылаеши дождь ранний и поздний на нивы и поля наша, защищаеши люди Твоя от смертоноснаго вреда и пагубы. Темже вопием Тебе таковая:
- Радуйся, Дево, христиан похвало; радуйся, яко Тя блажат вси роди.
- Радуйся, яко Ты благословляеши и споряеши хлебы наша; радуйся, яко Ты избавляеши нас от глада.
- Радуйся, питающая нас хлебом жизни; радуйся, млеком питавшая Питателя Вселенныя.
- Радуйся, Плода Безсмертнаго стяжание; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 3
Силою свыше укрепи нас, Благодатная Владычице, во дни глада и пагубы, да не погибнем люте без покаяния во унынии и отчаянии, но утверди и настави нас в терпении и благоугождении Богу, да разумеем в напастех и скорбех волю Его святую, благую и совершенную, непрестанно хваля Бога и взывая Ему: Аллилуиа.
Икос 3
Имея любовь велию к людям, искупленным Честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистыя, прияла еси от Него власть устрояти и покрывати род христианский. Ты бо бедствующим Помощнице еси скорая, градом и весем, селам и нивам, и всему миру Покров. Тебе, Милосердной и Боголюбивой Матери нашей, устрояющей и направляющей ко спасению земную жизнь нашу, смиренномудренно глаголем:
- Радуйся, Благаго Сына Благая Мати; радуйся, непрестанно молящаяся о спасении и помиловании нас грешных.
- Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице.
- Радуйся, плененных и в темницех заключенных Питательнице; радуйся, тела моего здравие и души моея спасение.
- Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 4
Буря противных ветров, егда найдет на нас внезапно, громы и молнии, град и вода многая устремится на землю, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь нам безпомощным, защити и избави нас от дождевнаго лияния, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, и да будут поля и нивы невредимы от сих, и да не потопит нас буря водная. Тебе бо грешнии имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, Рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.
Икос 4
- Слышаще и видяще Твое сострадание, Владычице, к бедствующим и гибнущим людем, мы, грешнии, прибегаем к Тебе и молимся: О, Пресвятая Дево, услыши нас грешных, и во дни, егда солнце изсушит землю и от сухости зной будет, и прозябения земная начнут увядати, тогда, Владычице, росу благодати Твоея низпосли на требующия и просящия милости, возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, младенец, и скотов, и иных всех, иже чают дати им пищу во благо время, и от святыя иконы Твоея «Спорительницы» яви милосердие Твое вопиющим Тебе таковая:
- Радуйся, Молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая; радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
- Радуйся, Матерним покровом Твоим от всяких несчастий нас охраняющая; радуйся, поля и нивы наша от запаления солнечнаго спасающая.
- Радуйся, Всемилостивая Услышательнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии; радуйся, жилища наша от огня спасающая.
- Радуйся, Державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний; радуйся, от всех бед быстрое избавление.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 5
Боготечная звезда, икона Твоя, Богомати, людем, просящим хлеба насущнаго, немерцаемо сияет, покровом бо Твоея милости соблюдаеши поля и нивы наша и плодоносити их устрояеши, подвизая верныя вопити Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя Тя Сын Твой при Кресте стоящую с возлюбленным учеником, глаголет Тебе: Жено, се Сын Твой. И ученику: Се Мати твоя, — всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, чада Твоя сущия, на Твой покров надеющеся, Тебе, яко Матери нашей, глаголати дерзаем:
- Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грехов наших прощение.
- Радуйся, Надеждо наша известная; радуйся, упование наше непостыдное.
- Радуйся, скорбей наших разрешение; радуйся, печалей наших утолений.
- Радуйся, пламене страстей изменяющая; радуйся, всех родов веселие.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, от восток бо до запад хвально Имя Твое, и несть града или страны, идеже не совершашеся Тобою действо Силы Божия, во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милостей и щедрот бедствующему и требующему помощи человечеству. Сего ради славословяще Тя, Сыну Твоему и Богу нашему вопием: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси от Истиннаго Солнца заря, Дево Богоотроковице, просвещаеши души всех, томимых гладом душевным, рече бо Господь: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих.
Но помрачишася очи наша и окаменеша сердца наша и не видим очима своима и не разумеем сердцем судеб Божиих.
Томимыя душевным гладом, к Тебе прибегаем, Пречистая Дево, и просим Словом Жизни утолить глад душевный нас, вопиющих Тебе таковая:
- Радуйся, от убожества душевнаго нас воздвизающая; радуйся, питающая нас Словом Жизни.
- Радуйся, трапезо Пресвятая, Хлеб Жизни носившая; радуйся, Пище, манны приемнице.
- Радуйся, земле Благая, Клас Божественный израстившая; радуйся, ниво, растящая многоплодие щедрот.
- Радуйся, каменю напоивший жаждущия жизни; радуйся, милость сугубо нам подающая.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 7
Хотящи жати спасение, яко село сладкое показалася еси Владычице, от Негоже питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно прославилася еси, Богомати, в защищении людей православных. Возстающии бо на Бога не познают, коль сильна есть молитва Божией Матери. Мы же о Твоем всемощном заступлении, помощи и благословении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем:
- Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, бедствующим среди напастей и трудов внезапное вспоможение.
- Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице; радуйся, Помощнице всех безпомощных.
- Радуйся, Кормительнице вдов и сирот; радуйся, подающая силу, пищу и отраду болящим и разслабленным.
- Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, многих согрешений прощение.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 8
Якоже древле содействовала еси схождению на землю Спасителя мира, сице и ныне, яко солнце светозарное, восходиши над созревающей нивой, предшествуя приходу Господина с жателями. Тому и мы со страхом вопием: Аллилуиа.
Икос 8
- Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших ко святей иконе Твоей «Спорительнице» усердно притекаем, чающе получити от Тебе утешение благодатное и вспоможение во оскудении и нищете нашей, взываем Ти:
- Радуйся, милости превеликия сокровище; радуйся, пище и утешение к Тебе прибегающих.
- Радуйся, хлебе неснедаемый алчущих; радуйся, быстрое нищих услышание.
- Радуйся, скорбящих от глада и нужды приятное попечение; радуйся, к Свету Неприступному нас извлачающая.
- Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, Надеждо благ вечных.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 9
Вси людие дивятся величию чудес Твоих, Пресвятая Дево, изливаемых Тобою от святых Твоих икон, яко всем даруеши по коемуждо прошению, устрояеши домы наша, посылаеши благословение земледельцем и даеши людем всякое довольство. Темже вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.
Икос 9
- Вития многовещанныя не могут воспети чудес Твоих, Богомати Владычице, яко всем концем земли простираеши руку помощи и ниспосылаеши верным земли плодоносие, благорастворение воздухов и всякое изобилие плодов и благ земных. Мы же во смирении своем исповедающе Твое великое заступление о нас грешных и непрестанную помощь в нуждах наших вопием Ти:
- Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, величаемая от всех Небесных Сил.
- Радуйся, Честнейшая Херувим; радуйся, Славнейшая без сравнения Серафим.
- Радуйся, Владычице Неба и земли; радуйся, Родительнице Вечнаго Царя.
- Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, ублажаемая на Небеси и на земли.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 10
Спасительное прибежище в скорбех и напастех Ты еси, Богородице, темже испроси у Сына Твоего и Бога нашего милости нам грешным, поющим: Аллилуиа.
Икос 10
- Стена еси похваляющим чудеса Твоя, Богородице Дево, и всем с верою притекающим и поклоняющимся Тебе и иконе Твоей «Спорительница хлебов» именуемой и глаголющим:
- Радуйся, неистощимый источниче милостей и щедрот; радуйся, любве Божественныя проявление.
- Радуйся, чудес преславных совершение; радуйся, труждающихся и обремененных сладкий покое.
- Радуйся, терпеливых страдальцев дарами благодатными ущедряющая; радуйся, о храмех Божиих попечение имущих духовною радостию утешающая.
- Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе Пристанище.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 11
Пение наше не презри, Пресвятая Дево, и сокровище любве Твоея не затвори от нас; щедрую руку Твоея помощи простри нам, да прославляющи милости и чудеса Твоя, поем Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 11
- Светлыми лучами чудес Твоих просвещаеши весь мир христианский и заступаеши люди православныя, искупленныя кровию Сына Твоего, темже припадающе ко святому образу Твоему, на немже зрим Тя, Богомати, на воздусе над полями и нивами нашими благословляющую собранныя снопы хлеба, молим Тя, Всемилостивая Владычице, род человеческий, осужденный в поте лица снести хлеб, в болезнех родити и в печалех питати чада своя, милостивно пощади и заступи. Даруй нам здравие и благомощие, да питаемии Тобою, от силы в силу возрастати будем и вси исполнимся радости и утешения от щедродательныя десницы любве Твоея, зовуще Тебе:
- Радуйся, младенцев Млекопитательнице; радуйся, устнами детей хвалу Богови совершающая.
- Радуйся, Росо Неботочная в зной трудов сущим; радуйся, подавающая требующим благоустроение.
- Радуйся, уготовляющая просящим изобилие; радуйся, многажды прошения предваряющая.
- Радуйся, печальных Утешение; радуйся, скорбящих веселие.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 12
Благодатную помощь низпосли нам, Мати Божия, и егда изыде сеяй сеяти, да не падут семена при пути или посреде терния, или на камени, но на земли добрей. Сотвори восход их, да произрастит земля плод сторицею, и мы вси в радости сердца благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 12
- Поюще чудеса Твоя и милости, Владычице Богородице, хвалим Тя вси, яко воистину еси наша Помощнице, Заступнице, Питательнице и Домостроительнице, житие наше ко спасению устрояющая. Темже вопием Ти:
- Радуйся, богатство нетленное нам подавающая; радуйся, брашно негиблющее алчущим правды.
- Радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни; радуйся, яко рай пищный процветаеши.
- Радуйся, верных спасительное прибежище; радуйся, Покрове миру ширший облака.
- Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.
- Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое.
Кондак 13
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наше приемши приношение, избави люди, к Тебе прибегающия, от всякия нужды, глада душевнаго и телеснаго, смертоносных болезней и всякаго зла и вечныя изми муки, да с лики ангельскими непрестанно поем Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».
Молитва
О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц и всех людей Кормительнице и Питательнице, рождшая Питателя Вселенныя и Спорительнице хлебов наших! Ты, Владычице, низпосылаеши Твое Матернее благословение градом нашим, селам и нивам и коемуждо дому, на Тя упование имущему. Темже с благоговейным трепетом и сокрушенным сердцем смиренно молим Тя: буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Всякий дом и семейство во благочестии и православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди. Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая Мати, люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Обители нашей (веси), домам и семействам и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость, да славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-sporitelnica-hlebov
Молитва божьей матери спорительница хлебов в чем помогает
День празднования 15/28 октября
Свое название этот образ Божьей Матери получил в XIX веке от великого оптинского старца Амвросия, который хотел напомнить верующим о том, что по молитвам Богородице каждый может получить помощь не только в делах духовных, но и в своих земных трудах.
Через год после появления образа от него было явлено первое чудо – спасение Клужской губернии от голода в страшное для всей страны неурожайное время. А еще год спустя молитвы перед чудотворным образом избавили Воронежскую губернию от сильнейшей засухи.
И сейчас перед этой иконой Богородицу просят помочь во всех делах, связанных с сельским хозяйством – избавить от засухи, уберечь урожай от гибели. Помогает молитва перед этим образом и предпринимателям, честно ведущим свои дела.
В период затишья между экономическими потрясениями я успел организовать свое дело – купил домик в деревне, арендовал земли, устроил свое небольшое хозяйство – ферму. Стал молочные продукты продавать.
И дело пошло – за несколько лет кредит выплатил, хотел уже было расширяться, так опять – то кризис, то налоги новые, то законы какие-то жесткие введут для малого бизнеса.
Нет жизни, в общем, одни сплошные сложности.
И тут, как назло, один из главных моих покупателей, который половину продукции обычно у меня скупал, обанкротился. Ну, все, думаю, теперь не выплывем.
И икону себе купил, и книжечку про нее… Молился и ждал помощи – а больше ничего и не оставалось.
И через три дня стали дела налаживаться – случайно я узнал, что в соседнем селе кто-то из местных бизнесменов ремонтиует заброшенную базу отдыха и собирается превратить ее в элитный санаторий. Я быстро сообразил – где санаторий, там и люди с диетическим питанием. Так я одним из первых свои услуги по поставке молока и прочего хозяину предложил.
И молился все время Матери Божьей, чтобы помогла мне. И снова без помощи не остался.
Все проверки прошел, и подписал очень выгодное соглашение на пять лет. Теперь я не только за свое настоящее могу быть спокоен, но и будущее детей обеспечу.
А с первых же доходов планирую храму денег на ремонт выделить – я теперь там частый гость.
Икона Богоматери Спорительница хлебов
Старец Введенской Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий благословил написание иконы Богоматери, называемой Спорительница хлебов. Отец Амвросий (23.11.1812 – 10.10.1891) был великим русским подвижником девятнадцатого века , у него была пламенная детская вера к Божией Матери. Он очень чтил Богородичные праздники и во все эти дни особенно читал молитвы.
Отец Амвросий недалеко от Оптиной пустыни основал в честь Казанской иконы Божией Матери Шамординскую женскую обитель, которую благословил иконой Божией Матери Спорительница хлебов.
На иконе Спорительница хлебов изображена Богоматерь, сидящая на облаках с распростертыми руками на благословение. Под ней на земле находится сжатое поле, на котором среди цветов и трав лежат снопы сжатой ржи.
День празднования иконы 15 октября, именно его указал сам отец Амвросий. Он назвал образ Пресвятой Богородицы Спорительница хлебов, тем самым указал людям, что Богоматерь помогает людям в их трудах по выращиванию и снисканию насущного хлеба.
Перед тем как умереть, отец Амвросий попросил, чтоб ему сделали много фотоснимков его любимой иконы, которые он затем рассылал и раздавал своим духовным детям.
После смерти старца погребли его в основанной им Шамординской обители именно в день празднества святого образа 15 октября.
Первое чудо, которое засвидетельствовали в 1891 году, в год смерти старца, свершила икона Спорительница хлебов. В России в том году был неурожай хлеба, по всей стране наступил голод, а на полях Калужской области и Шамардинской обители родился хлеб.
Через год после смерти отца Амвросия в 1892 году, сделанный список со святой иконы послушник Иван Федорович Черепанов послал в Воронежскую область в Пятницкую женскую обитель. В той области так же была засуха и назревал голод. Перед списком иконы Спорительница хлебов отслужили молебен и тотчас же засуха прекратилась и пошел обильный дождь.
- Молитва Божией Матери пред иконой Ее Спорительница хлебов
- 28 октября Церковь вспоминает икону Божией Матери “Спорительница хлебов”.
- Икона из Введенского собора Оптиной Пустыни Источник: optina.ru
Икона Божией Матери “Спорительница хлебов” была написана по благословению старца Введенской Оптиной пустыни преподобного Амвросия. Преподобный Амвросий, великий русский подвижник XIX века часто сам возносил молитвы к Богородице, особо почитал Деву Марию.
Это иконографическое изображение Божией Матери кажется необычным – Богородица сидит на облаке, а Ее руки расположены для благословения, внизу, под Ее ногами расстилается сжатое поле, где среди полевых цветов и трав – снопы ржи.
По сравнению с другими образами Божией Матери, “Спорительница хлебов” считается достаточно молодым. Ему немногим более ста лет, в то время как образ “Иверской” Божией Матери восходит к евангелисту Луке.
Старец Амвросий сам назначил и дату памяти иконы Божией Матери “Спорительница хлебов” – 28 октября. Этот образ в основном укрепился только в Русской Православной традиции.
История иконы связана с голодом 1890 года, когда случился неурожайный год, который привел к страшному бедствию. Такой голод приводил не просто к понижению уровня жизни, он грозил смертью тысячам людей.
Тогда еще не было практики социальной помощи и создания стратегических резервов, поэтому для простых людей этот год стал катастрофой. Преподобный Амвросий Оптинский сопереживал бедствиям народа и, помолившись о милости, он увидел образ “Спорительницы хлебов”.
Образ получил большое распространение по всей Руси. Кроме того, несмотря на плохой год, урожай вокруг Оптиной пустыни случился обильным.
Икона считается чудотворной не только поэтому. Уже после смерти старца Амвросия, его послушник Иван Черепанов послал список с иконы Божией Матери “Спорительница хлебов” в Пятницкий женский монастырь в Воронежской области. В той местности как раз случилось засушливое лето. Но уже после молебна перед иконой Божией Матери “Спорительница хлебов”, начался дождь и засуха закончилась.
В 1892 году Святейший Синод издал приказ вывезти оригинал святого образа из Шамордино. Дальнейшие события разворачивались таким образом, что сейчас местонахождения оригинала иконы, к сожалению, остается неизвестным.
Возможно подлинник храниться в Литве в селе Михнево под Вильнюсом.
В самой же Шамординской обители, возродившей после трудных лет свое служение Господу в 1990 году, почитается один из более новых традиционных списков иконы Божией Матери “Спорительница хлебов”.
- Пресвятая Богородица помогает людям в добыче хлеба насущного. Перед этой иконой молятся:
- Вы прочитали об иконе Божией Матери “Спорительница хлебов”.
Источник: https://molitvy-chtenie.ru/seme/molitva-bozhej-materi-sporitelnitsa-hlebov-v-chem-pomogaet
Икона Спорительница хлебов
Этот образ был создан в 1890 году по благословению преподобного Амвросия Оптинского игуменией Иларией, настоятельницей Белевского женского монастыря. Он пребывал в Шамордино, список остался в самом Белинском монастыре — в амбаре, «чтобы не было оскудения хлеба», а также в келье самого святого.
Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.
Старец стал даже прообразом литературного героя — старца Зосимы из романа Достоевского «Братья Карамазовы». Он был насельником Свято-Введенской Оптиной пустыни и прославился среди других Оптинских старцев – это аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения.
Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век.
Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему.
Сначала он стал старцем только Оптической обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца.
Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего — то есть советов относительно грядущего.
Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря — Казанской Амвросиевской пустыни.
Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).
Преподобный Амвросий очень почитал Пресвятую Богородицу, больше молился в дни праздников в Ее честь.
Монахинь Шамординский Казанской обители он также благословлял просить Божию Матерь о помощи во всем, оставив образ «Спорительницы хлебов» как свое благословение, напутствие и святыню для поддержки молодого монастыря, сказав, что Пресвятая Богородица – «Помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного». Предполагается, что широкое поле пшеницы на иконе как бы списано с пейзажей вокруг Шамордино.
По Божией благодати старец Амвросий знал время своей грядущей смерти и незадолго до нее заказал много литографий и фотоснимков с иконы «Спорительницы хлебов», разослав их почтой своим почитателям и духовным детям.
К сожалению, во время революционных событий ХХ века икона затерялась. В самой Шамординской обители пребывает несколько совершенных и старинных списков с образа.
Источник: https://www.o-vere.ru/ikona-sporitelnica-hlebov.html