История Будды, пробужденного мудреца из рода Шакья, легендарного основателя мировой религии буддизма и духовного учителя, берет начало в V-VI веке до нашей эры (точная дата неизвестна).
Блаженный, почитаемый миром, идущий в благе, полностью совершенный… Его называют по-разному. Будда прожил довольно долгую жизнь, около 80 лет, и прошел удивительный путь за это время.
Но обо всем – по порядку.
Реконструкция биографии
Перед тем как рассказать историю Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало.
Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»).
Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт.
Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.
Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.
И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.
Жизнь до рождения
Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей.
Понятие более распространено под названием «сансара».
Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.
Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью.
Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния.
Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.
Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость.
Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев.
Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.
Семья, зачатие и рождение
Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.
Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.
Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.
В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала – все случилось в дороге.
Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение – государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет – прямо под деревом ашока.
Произошло это в месяц вайшакха — второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.
Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.
Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.
Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.
Молодость
Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании.
Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях.
Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.
Будущий Бог Будда обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.
Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.
Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом – тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.
Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.
То, что изменило его жизнь
Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:
- Нищий старик.
- Больной человек.
- Разлагающийся труп.
- Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).
Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия.
Он понял – смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства.
Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.
Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.
Обретение знаний
С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.
Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».
Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.
Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.
Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.
Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.
Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь.
Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну.
Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем — к полной остановке психической активности на время.
Просветление
После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).
Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.
Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.
Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.
Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания – это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».
Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных.
Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания.
Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.
Восьмеричный путь
Рассказывая о том, кто такой Будда, нельзя не упомянуть и Благородный восьмеричный путь, который прошел сам Пробудившийся. Это – дорога, ведущая к прекращению страдания и освобождению от состояния сансары. Об этом можно рассказывать часами, но если вкратце, то Восьмеричный путь Будды – это 8 правил, следуя которым можно прийти к Пробуждению. Вот что они собой представляют:
- Правильное воззрение. Подразумевает постижение четырех истин, которые были указаны выше, а также других положений учения, которые нужно пережить и сформировать прочувствованное в мотивацию своего поведения.
- Правильное намерение. Нужно твердо увериться в своем решении следовать восьмеричному пути Будды, ведущему к нирване и освобождению. И начать взращивать в себе метту – дружелюбие, благожелательность, любящую доброту и добросердечность ко всему живому.
- Правильная речь. Отказ от сквернословия и лжи, клеветы и глупости, непристойности и подлости, пустословия и распри.
- Правильное поведение. Не убивать, не воровать, не распутничать, не пьянствовать, не лгать, не совершать никаких иных злодеяний. Это – путь к социальной, созерцательной, кармической и психологической гармонии.
- Правильный образ жизни. Надо отказаться от всего, что может причинить страдание любым живым существам. Выбрать соответствующий род деятельности – зарабатывать в соответствии с буддийскими ценностями. Отказаться от роскоши, богатства и излишеств. Это избавит от зависти и от иных страстей.
- Правильное усилие. Стремление осознать себя и научиться различать дхармы, радость, умиротворение и спокойствие, сконцентрироваться на достижении истины.
- Правильное памятование. Уметь осознавать собственное тело, ум, ощущения. Пытаться научиться видеть себя, как скопление физических и психических состояний, различить «эго», разрушить его.
- Правильное сосредоточение. Уход в глубокую медитацию или дхьяну. Помогает достичь предельной созерцательности, освободиться.
И это – вкратце. С этими понятиями в первую очередь и связано имя Будды. И, кстати, они же и легли в основу школы дзэн.
О распространении учения
С момента постижения Сиддхартхой просветления люди начали узнавать, кто такой Будда. Он занялся распространением знания. Первыми учениками стали торговцы – Бхаллика и Тапусса. Гаутама дал им по несколько волос со своей головы, которые, если верить приданиям, хранятся в 98-метровой позолоченной ступе в Янгоне (пагода Шведагон).
Затем история Будды складывается таким образом, что он отправляется в Варанаси (город, для индусов значащий то же, что и Ватикан для католиков). Сиддхартха хотел рассказать своим бывшим учителям о своих достижениях, но оказалось, что они уже умерли.
Тогда он направился в пригород Сарнатх, где и провел первую проповедь, в которой своим товарищам по аскезе он поведал о Восьмеричном пути и Четырех истинах. Каждый, кто его выслушал, вскоре стал архатом.
Следующие 45 лет имя Будды становилось все узнаваемей. Он путешествовал по Индии, преподавал Учение всем желающим, кем бы они ни были – хоть людоедами, хоть воинами, хоть уборщиками. Гаутаму сопровождала и сангха, его община.
Обо всем этом прознал его отец, Шуддходана. Царь направил целых 10 делегаций за сыном, чтобы они привели его обратно в Капилавасту. Но это в обычной жизни Будда был принцем. Все давно стало прошлым.
Делегации пришли к Сиддхартхе, и в итоге 9 из 10 присоединились к его сангхе, став архатами. Десятую Будда принял и согласился отправиться в Капилавасту. Он пошел туда пешком, на пути проповедуя Дхарму.
Вернувшись в Капилавасту, Гаутама узнал о предстоящей смерти своего отца. Он пришел к нему и рассказал о Дхарме. Прямо перед смертью Шуддходана стал архатом.
После этого он вернулся в Раджагаху. Воспитавшая его Маха Праджапати просила принять ее в сангху, но Гаутама отказал. Однако женщина не приняла этого, и отправилась за ним вместе с несколькими благородными девушками рода Колия и Шакья. В итоге Будда благородно принял их, увидев, что их способность к просветлению находится наравне с мужской.
Смерть
Годы жизни Будды были насыщенными. Когда ему исполнилось 80 лет, он сказал, что вскоре достигнет Паринирваны – конечной стадии бессмертия, и освободит свое земное тело.
Перед тем как вступить в это состояние, он спросил у своих учеников, имеют ли те какие-либо вопросы. Их не было. Тогда он произнес свои последние слова: «Все составные вещи недолговечны.
Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».
Когда он умер, его кремировали по правилам обряда для Вселенского властителя. Останки разделили на 8 частей и поместили в основании ступ, специально воздвигнутых для этого. Считается, некоторые памятники сохранились и по сей день. Храм Далада Малигава, например, в котором хранится зуб великого мудреца.
В обычной жизни Будда был просто статусным человеком. И пройдя сложный путь, он стал тем, кто смог достичь высшего состояния духовного совершенства и вложить знания в умы тысяч людей.
Именно он – основатель древнейшего мирового учения, имеющего непередаваемое значение.
Не удивительно, что празднование дня рождения Будды – масштабный и громкий праздник, отмечающийся во всех странах Восточной Азии (кроме Японии), и в некоторых являющийся официальным. Дата меняется ежегодно, но выпадает всегда на апрель или май.
Источник: https://FB.ru/article/366164/istoriya-buddyi-kem-byil-budda-v-obyichnoy-jizni-imya-buddyi
Кратко об истории жизни Будды — от рождения до паринирваны
Приветствуем вас, уважаемые читатели.
Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.
Содержание:Ранние годыМысли об освобождении и пути реализации желанийОсуществление желанияПопуляризация ученияЗаключение
Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.
Ранние годы
Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.
В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.
Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.
Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной принцессой Ясодхарой он проживал в Капилавасте. Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.
Мысли об освобождении и пути реализации желаний
Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.
На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.
В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.
Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.
Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.
Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.
Осуществление желания
О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.
Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.
Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.
Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.
К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.
Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:
- оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
- вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.
Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.
Популяризация учения
Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им. При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников. С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.
Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом. В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.
Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований. Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.
В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил. Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.
Активная деятельность Будды длилась на протяжении без малого полстолетия. В состояние ниббаны, которое символизирует собой угасание огня, Просветлённый погрузился в возрасте 80 лет. Произошло это событие в городке Кусинару, расположенном на севере Индии. Свидетелями его стали многочисленные ученики.
После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий. Философия его отличается глубиной и оригинальностью.
Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока. Его основу составляют следующие благородные истины:
- В мире есть страдания.
- Они вызваны разными причинами.
- Можно прекратить их.
- Существует путь, ведущий к избавлениям от них.
Заключение
На этом рассказ о жизни Будды Шакьямуни заканчивается, но учение его живо до сих пор, и оно по сей день помогает людям обрести гармонию и счастье.
Друзья, если статья понравилась вам, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на почту новые интересные статьи про буддизм.
Источник: http://o-buddizme.ru/lichnost-buddy/kratko-ob-istorii-zhizni-buddy
Жизнь и личность Будды
Переходя от упанишад к раннему буддизму, мы переходим от работы многих умов к вероучению, признающемуся творением одного человека. Упанишады — работа, с удивительной верностью воссоздающая атмосферу целого общества, буддизм — конкретное воплощение мысли в жизни одного человека. Это единство жизни и мысли оказало чудесное влияние на современный ему мир. Своеобразная личность и жизнь Будды во многом помогли успеху раннего буддизма. Источник — Эзотерика. Живое Знание
Любой человек, обладающий воображением, будет изумлен, узнав, что за шесть веков до Христа в Индии жил государь, не уступающий никому до него или после него в духовном бескорыстии, возвышенном идеализме, в благородстве жизни и любви к человечеству. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама известен под именем Будды «знающего», «просвещенного»*.
Будда родился около 567 года до н. э. Его собственное имя — Сиддхартха, то есть «Достигший своей цели»; его родовое имя — Гаутама, имя его отца Шуддходана, имя матери — Майя. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья, второй женой Шуддходаны, Махаяпати, так как мать Гаутамы умерла через семь дней после его рождения.
Передают, что он женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре и имел от нее сына Рахулу, который позже стал его учеником. Уже рано тяготы и тайны этого непонятного мира стали довлеть над ним с большой силой.
В нем вызывали тревогу преходящесть и изменчивость жизни; он остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет множество человеческих существ, став жертвою темноты и греха.
Суть рассказа о четырех знамениях, встреченных Гаутамой на дороге в Капилавасту, старике, согбенном годами, больном, измученном лихорадкой, умершем, за которым шли плакальщики, рыдая и вырывая у себя волосы, и нищенствующем монахе, — сводится к тому, что несчастья этого мира поразили впечатлительную натуру Будды**.
Одного вида несчастий было достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить даже лучшие стремления человека. Отдельные случаи страдания для Будды были иллюстрациями всеобщей проблемы.
Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.
*«Будда» означает «просветитель» — это обычное имя, которым называли немало индийцев. Это термин вроде слова «Христос», означающего «помазанник».
**Сила рока точно таким же образом заставляла размышлять о бедствиях мира Жорж Санд: «Когда печаль, нужда, безнадежность, пороки, которыми полно человеческое общество, поднялись предо мною, когда я уже не размышляла больше о своей собственной судьбе, а думала о судьбах мира, в котором я была лишь атомом, мое личное отчаяние распространилось на всю вселенную и закон рока встал передо мной в таком страшном облике, что мой разум был потрясен». Цит. по W. S. Lillу, Many Mansions. См. также Mahapadanasuttanta: Rhys Davids, Dialogues of the Buddha, vol. II.
Подавленный пустотой чувственных вещей, он отказался от довольства, могущества и богатства жизни во дворце, чтобы размышлять о вечном и найти для своих собратьев людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий. В те дни искатели истины, преследуемые и одержимые духовным беспокойством, становились странствующими отшельниками. Искатель света должен начать свои поиски отвержением всех благ мира.
В соответствии со старинным обычаем Будда ушел из дома и стал аскетом. Он отказался от своего сана, одел желтый плащ и стал просить милостыню, странствуя по дорогам мира в поисках света и покоя.
Это великое отречение от мирских благ он осуществил в возрасте 29 лет*. Он пытался найти духовный покой в философском размышлении и некоторое время странствовал в одиночестве по морям чужой мысли, но не добился при этом большого успеха.
Утонченная диалектика не дает излечения от духовного беспокойства.
Другое средство ухода от жизни состояло в суровых лишениях, которым подвергалось тело.
Гаутама с пятью верными друзьями отправился в уединенное место в джунглях Урувелы, где всячески умерщвлял свою плоть и усердно постился, стремясь обрести душевный мир с помощью сурового аскетизма.
Ему не удалось получить какое-либо утешение, ибо истина была так же далека, как всегда. Он начал приходить в отчаяние и однажды ночью чуть не умер, потеряв сознание от усталости и просто от истощения. Но истина все еще оставалась проблемой, а жизнь стояла под знаком вопроса.
* Народное предание с большой силой описывает этот акт. Говорят, что Будда поднялся в полночь, подошел к двери комнаты жены и увидел, что она спит, положив руку на голову ребенка. Он хотел взять сына на руки и обнять его в последний раз, но его остановила боязнь разбудить молодую мать. Он повернулся и побежал в ночь в поисках света.
После целых шести лет сурового аскетического послушания Будда пришел к убеждению, что этот метод совершенно бесплоден. Он взвесил на весах пустоту богатства, мудрость школ и суровость аскетизма и нашел, что они не нужны.
Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и укрепив сердце одиночеством, он стал искать мудрости в пустыне. Он обратился к вещам, созданным богом, надеясь узнать истину в красоте утра, великолепии солнца и пышности природы и жизни.
Он занялся размышлениями и молитвами.
В легендах рассказывается о действиях Мары, стремившегося отвлечь внимание Будды и заставить его отказаться от его цели то с помощью яростных нападений, то путем искушений и приманок. Мара ничего не добился.
Сидя под деревом бо (индийской смоковницей — Ред.
) на травяном ложе, Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был устремлен к одной цели: «Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания».
Он провел под деревом семь недель.
«Когда ум берется за большую и сложную проблему, он продвигается вперед, обеспечивает шаг за шагом все новые и новые позиции, очень мало представляя себе, каких успехов он достиг, пока, в результате внезапного озарения, он не постигнет, что победил.
Повидимому, так случилось с Гаутамой»*. Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трона разума, его ум озарился. новым светом. Он овладел тем, чего искал.
* Wеlls, The Outline of History, p. 207.
Когда он обрел просветление после многих лет постоянных поисков и размышлений, он счел своей обязанностью рассказать обреченным толпам о пути к вечному счастью.
Миру, идущему по неверному пути, он стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути.
Не беспокоясь о тонкостях метафизики, он проповедовал этический путь, желая спасти массы людей, живших в грехе и позоре.
Ясность и кротость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин.
В качестве своих первых учеников он избрал пятерых из своих товарищей по аскезе. Для них он произнес свою первую проповедь о «дхармачакраправартане», или «приведении в движение Колеса Закона».
Его товарищи приняли его учение и первыми были должным образом посвящены в члены буддистского ордена, или Сангхи.
Число учеников постепенно увеличивалось. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новой дхарме. Самыми первыми и наиболее знаменитыми из обращенных были Сарипутта и Могаллана, аскеты Раджагрихи, которые получили истину от Ассаджи, одного из пяти первоначальных учеников. Будда лично принял их в свой орден.
Другими знаменитыми учениками, занимающими большое место в ранних летописях буддизма, были: Упали, читавший текст Винайи на первом соборе после смерти Будды; Кашьяпа, председатель собора, влиятельный буддист того времени (рассказывают, что сожжение тела Будды было отсрочено до его прихода), и Ананда, двоюродный брат Будды и любимый ученик, который нежно любил Будду, заботился о нем и был ближе всех к нему в момент его смерти.
Тысячами вступали люди в ученики Будды. Целый ряд учителейбрахманов обратился в буддизм. Когда Будда посетил двор отца через двенадцать лет после того, как он его оставил, он сделал это только для того, чтобы обратить в свое учение отца и мать, жену и сына. Многие стали его мирскими учениками; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.
Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, он понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны*, он потратил последние часы жизни на советы и наставления Ананде и собравшимся монахам.
Субхандра, странствующий аскет, слушал его учение в последние мгновения и был последним учеником, обращенным самим Буддой. Будда попросил учеников высказать свои сомнения и затруднения, с тем чтобы он мог устранить их. Они хранили молчание.
Тогда Благословенный обратился к братиям: «А ныне, братья, я прощаюсь с вами — все составные части бытия преходящи; прилежно трудитесь ради вашего спасения»**. Передают, что он умер в возрасте восьмидесяти лет. Великий Будда навсегда олицетворяет душу Востока с ее напряженным спокойствием, мечтательным благородством, тихим покоем и глубокой любовью.
Будда известен под несколькими именами, в том числе Шакьямуни — мудрец из Шакьев и Татхагата — достигший истины.
* Если нирваны достигают и пользуются ею при жизни, то паринирвана могла быть достигнута только после смерти, с распадом телесной жизни. Parinibbana Sutta, S. В. Е., XI.
** Mahaparinibbanasutta, VI. 1. Согласно «Федону» Платона, философия есть размышление о смерти. Ср. у Марка Аврелия: «Все в конечном счете превращается в зловоние и отбросы… Все вещи одинаковы — близкие, уходящие, сгнившие…
Вдруг нас всех покроет земля; потом, в свою очередь, и земля переменится; потом переменится то, что вышло в результате изменения, потом результат результата, и так до бесконечности.
Волны перемен и изменений катятся медленно, и тот, кто подумает о них, почувствует презрение ко всему смертному».Edwin Веvan, Hellenism and Christianity, р. 185.
Упоминаемые здесь факты могут считаться достоверными. В «Лалитавистаре»* и в джатаках имеются другие, в большей или меньшей степени легендарные события**.
Если мы вспомним, что буддистские сочинения, рассказывающие о жизни Будды, написаны спустя 200 лет после событий, о которых они повествуют, нас не удивит, что в них содержится много легендарного в сочетании с рассказами, в значительной мере достоверными***.
Богатое воображение его последователей украсило историю его жизни бесчисленными легендами. Эти последние говорят не столько о подлинной жизни учителя, сколько о том, как он трогал сердца и поражал воображение людей****.
* Edwin Arnold, Light of Asia.
** Nindanakatha, vol. I of the Jatakas and Buddhacharita by Ashvaghosha.
*** Самый ранний рассказ о жизни Будды содержится в Махападанасуттанте, четырнадцатом поучении Дигха-никаи. Говорят, что это автобиография Будды.
**** Хотя мы готовы допустить, что значительная часть народных рассказов о Будде носит легендарный характер, мы с меньшей готовностью можем принять новейшую точку зрения, что они все представляют собой легенду.
Мы имеем в виду теорию, выдвинутую Сенаром и развиваемую рядом других ученых, утверждающих, что вся история Будды — простой миф, добавленный уже впоследствии к религии, развивавшейся естественным путем. Сенар утверждает, что рассказ о Будде — солнечный миф, переплетенный со многими другими разнородными тенденциями. Мы не можем принять эту гипотезу.
События, излагаемые в рассказе о Будде, естественны и принадлежат подлинной традиции. У нас есть данные относительно раннего существования буддистских книг. Буддистскую религию нельзя понять, если не смотреть на нее как на произведение подлинного гения, духовный пыл которого оказывал на людей непреодолимое обаяние.
Даже Сенар признает Будду как проповедника, но полагает, что в его биографию вплетен солнечный миф. Однако главные события жизни Будды не могут быть мифическими.
Рейтинг: 2.64 (Проcмотров: 7565)
Читайте раздел Буддизм на портале эзотерики naturalworld.guru.
Источник: https://NaturalWorld.guru/article_jizn-i-lichnost-buddi.htm
История возникновения буддизма. Где и когда зародился буддизм
Буддизм — одна из самых популярных мировых религий! Она занимает 3–4-е место в списке наиболее часто встречающихся вероисповеданий. Буддизм распространён в Европе, Азии. В некоторых странах эта религия является основной, а где-то она — одна из главных в списке религий, проповедуемых в государстве.
История возникновения буддизма уходит далеко вглубь веков. Это немолодая религия, которая давно прочно закрепилась в мире. Откуда же она взялась и кто подарил людям веру в Будду, его философию? Узнаем об этой религии больше в поиске ответов на эти вопросы.
Где и когда зародился буддизм
Датой отсчёта зарождения буддизма принято считать исторический момент ухода Будды в мир иной. Однако есть мнение, что правильней считать и годы жизни прародителя религии. А именно период просветления Гаутамы Будды.
По официальной информации, признанной ЮНЕСКО, паринирвана Будды свершилась в 544 году до нашей эры. Буквально пол века назад, а именно в 1956 году мир озарился торжественным празднованием 2500-летия буддизма.
Столица буддизма и другие страны, где проповедуют религию
Сегодня буддизм является государственной религией в 4 странах: Лаос, Бутан, Камбоджа, Таиланд. Но зарождение этой религии свершилось именно в Индии. Около 0,7–0,8 % (около 7 млн человек) населения этой страны проповедуют буддизм. Эта чудесная страна подарила миру одну из крупнейших религий. Поэтому по праву Индия называется столицей буддизма.
Помимо Индии, буддизм проповедуют в таких странах, как Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Шри-Ланка, Мьянма. В этих странах буддизм является официально признанной религией, которая занимает 1–2-е место в списке. Проповедуют буддизм в Тибете, Малайзии, Сингапуре. Более 1 % жителей России проповедуют эту религию.
Распространение этой веры растёт. Причина тому — особая миролюбивость религии, её красочность, философское насыщение, интеллектуальная подоплёка. Многие находят в буддизме успокоение, надежду, знание. Поэтому интерес к религии не иссякает. Буддизм распространяется в разных частях мира. Но, конечно, столицей мирового буддизма была и останется навсегда Индия.
Возникновение буддизма
Многим людям, окунувшимся в познание буддизма или только изучающим этот вид религии, будет интересно, как возникло это вероисповедание и что стоит у истоков развития буддизма.
Создатель учения, на основе которого была сформирована религия, — Гаутама. Ещё его называют:
- Будда — просветлённый высшим знанием.
- Сиддхартха — осуществивший своё предназначение.
- Шакьямуни — мудрец из племени Шакья.
И всё же самое привычное для человека, неглубоко ведающего основы этой религии, имя основателя — Будда.
Легенда о просветлении Будды
По преданию, необычный мальчик по имени Сиддхартха Гаутама родился у четы индийских королей.
После зачатия королева Махамайа увидела вещий сон, который указывал на то, что ей суждено произвести на свет не обычного человека, а великую личность, которая войдёт в историю, озарив этот мир светом познания. Когда малыш появился на свет, знатные родители увидели для него будущее правителя или Просветлённого.
Отец Сиддхартхи, король Шуддходана, оберегал мальчика от мирских несовершенств, болезней и несчастий всё его детство, юность. До своего двадцатидевятилетия жил юный Будда в цветущем дворце, вдали от бренности бытия и невзгод обычной жизни. В 29 лет юный красивый принц женился на красавице Яшодхаре.
У молодой четы родился здоровый, славный сын Рахула. Жили они счастливо, но однажды молодой муж и отец вышел за ворота дворца. Там он обнаружил людей, измотанных болезнями, страданием, нищетой. Он увидел смерть и понял, что существует старость, недуги. Его расстроили такие открытия.
Он осознал всю бесполезность бытия. Но отчаяние не успело захлестнуть принца. Ему встретился отрешённый монах — саману. Эта встреча была предзнаменованием! Она показала будущему Просветлённому, что, отрекшись от мирских страстей, можно обрести умиротворение, безмятежность.
Наследник престола бросил семью, ушёл из отчего дома. Он отправился на поиски истины.
На своём пути Гаутама придавался жёсткой аскезе. Он брёл в поиске мудрецов, чтобы послушать их учения и мысли. В итоге Будда нашёл свой идеальный путь избавления от страданий. Он открыл для себя «золотую середину», которая подразумевала отрицание жёсткой аскезы и отказ от неумеренных излишеств.
В 35 лет Сиддхартха Гаутама обрёл Просветление и стал Буддой. С этой поры он радостно делился с людьми своим знанием. Он вернулся в родные места, где ему очень обрадовались его близкие. Выслушав Будду, жена и сын также выбрали путь монашества. Будда обрёл освобождение и покой вначале своего девятого десятка. Он оставил огромное наследие — Дхарму.
Как распространялся буддизм
Общая численность буддистов на всей земле — более 500 миллионов человек. И эта цифра неуёмно растёт. Идеи и принципы буддизма интересуют, трогают сердца многих людей.
Эта религия отличается отсутствием навязчивой философии. Идеи буддизма по-настоящему цепляют людей, и они сами приобретают эту веру.
В распространении религии в первую очередь сыграла роль география возникновения этого вероисповедания. Страны, где буддизм давно является основной религией, подарили эту веру соседствующим государствам.
Возможность путешествовать по всему миру открыла людям из отдалённых стран знакомство с буддийской философией. Сегодня существует немало литературы, документальных и художественных видеоматериалов об этой вере.
Но, конечно, по-настоящему заинтересоваться буддизмом можно лишь прикоснувшись однажды к этой уникальной культуре.
В мире есть этнические буддисты. Это люди, рождённые в семьях с этим вероисповеданием. Очень многие приняли буддизм сознательно, познакомившись с философией Просветления во взрослом возрасте.
Конечно, знакомство с буддизмом не всегда знаменуется принятием этой религии для себя. Здесь личный выбор каждого. Однако однозначно можно сказать, что философия буддизма — это интересная область, которая любопытна многим с точки зрения саморазвития.
Будда Шакьямуни
Что такое буддизм
Подводя итог, хочется отметить, что буддизм — это целая философия, основанная на религии, зародившейся в Индии ещё до нашей эры. Прародителем Священного учения Дхармы является Будда (Просветлённый), некогда бывший наследником индийского престола.
В буддизме выделяют три основных направления:
- Тхеравада;
- Махаяна;
- Ваджраяна.
Существуют разные буддийские школы, которые раскиданы по странам. В зависимости от школы могут разниться какие-то детали учения. Но в целом буддизм, тибетский или индийский, китайский, тайский и любой, другой несёт одни и те же идеи и истины. В основе этой философии — любовь, добро, отречение от излишеств и прохождение идеального пути для избавления от страданий.
У буддистов есть свои храмы, дацаны. В каждой стране, где проповедуется эта религия, существует буддийская община, где каждый страждущий может найти информационную, духовную поддержку.
Люди, исповедующие буддизм, поддерживают особые традиции. У них своё понимание мира. Как правило, эти люди стремятся нести добро окружающим. Буддизм не ограничивает интеллектуальное развитие. Напротив, эта религия наполнена смыслом, в её основе лежит многовековая философия.
У буддистов нет икон. У них есть статуи Будды и других Святых-последователей этой веры. В буддизме принята своя особая символика. Стоит выделить восемь благих символов:
- Зонт (чхатра);
- Ваза с сокровищами (бумпа);
- Золотая рыбка (матсья);
- Лотос (падма);
- Раковина (шанкха);
- Знамя (двахья);
- Колесо Драхмы (Дхармачакра);
- Бесконечность (Шриватса).
Каждый символ имеет своё обоснование и историю. В буддизме вообще нет ничего случайного и пустого. Но, чтобы понять истины этой религии, придётся потратить время на ознакомление с ними.
Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/istoriya-vozniknoveniya-buddizma/
Личность основателя буддизма
Основатель
буддизма — реальная историческая
личность. Во всяком случае, так считает
большинство ученых, занимающихся
историей этой религии, на основании
сохранившихся до наших дней письменных
источников.
И эти тексты, и основанные
на них научные исследования, фольклорные
жанры и художественные произведения,
говоря об основателе буддизма, называют
его разными именами: Сиддхартха, Гаутама,
Шакьямуни, Будда , Татхагата, Джина,
Бхагаван и др.
Все они отражают черты и
свойства личности основателя либо в
его реальной, мирской жизни, либо в
последующей — религиозно-мифологической,
которая пришла на смену первой.
Означают
эти имена следующее: Сиддхартха — личное
имя, Гаутама — имя рода, Шакьямуни —
«мудрец из племени шаков (или шакья)»,
Будда — «просветленный», Татхагата
— «так приходящий и так уходящий»,
Джина — «победитель», Бхагаван —
«торжествующий». Самое распространенное
из них имя — эпитет Будда, от которого
пошло название всей религии.
В
настоящее время известны пять биографий
Будды: «Махавасту», написанная во
II в. н. э.; «Лалитавистара», появившаяся
во II-III вв. н. э.; «Буддхачарита»,
изложенная одним из буддийских философов,
поэтом Ашвагхошей (I-II вв. н. э.); «Ниданакатха»
(примерно I в. н. э.
); «Абхинишкраманасутра»,
вышедшая из-под пера буддийского схоласта
Дхармагупты. Основные разногласия
возникают при определении времени жизни
Гаутамы: эта датировка колеблется от
IX до III в. до н. э. Согласно официальному
буддийскому летосчислению, Гаутама
родился в 623 г. и умер в 544 г. до н. э.
, но
большинство исследователей считают
датой его рождения 564 г., а смерти — 483
г. до н. э., иногда округляя их до 560 и 480. Во всех этих биографиях реальная и
мифологическая жизнь Будды тесно
переплетены друг с другом. Реальная
относительно простая.
Сиддхартха —
наследный принц, сын царя Шуддходаны,
правителя народа шаков, жившего в
середине I тыс. до н.э. в северных районах
долины Ганга в Индии. Богатый и знатный
царский род сделал все, чтобы юный принц
жил в роскоши, не ведая забот. Любимая
жена и маленький сын довершали общую
картину безоблачного счастья. Но жизнь
полна превратностей.
Так случилось, что
царевич узнал о существовании на земле
болезней, старости, смерти, причиняющих
людям страдание, делающих их несчастными,
и покинул дом, отправившись на поиски
пути избавления человечества от
страданий.
Непростыми
были эти поиски, но в конечном итоге они
увенчались успехом. В местности Гая на
него снизошло «просветление» отныне
навсегда и для всех он стал Будда, т. е.
«просветленный», а также учитель,
указавший человечеству путь к спасению,
к избавлению от страданий.
Вскоре Будда
начал проповедь своего учения, у него
появились последователи, которые
образовали первую монашескую общину
(сангха). Заповеди, которые должен был
соблюдать каждый монах, и правила, по
которым жила вся община, были также
провозглашены Буддой.
40 лет бродил он
вместе со своими учениками по многолюдным
поселениям и глухим уголкам Индии,
проповедуя свое учение.
В
возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает
традиция, в местечке Кушинагара. Тело
его было сожжено в соответствии с
обычаями населения Индии, а прах поделен
между восемью его последователями,
шесть из которых были посланы монашескими
общинами. Все получившие прах захоронили
его и воздвигли каждый над своей частью
надгробную пирамиду (ступу).
Культ ступ
в разных архитектурных вариантах и
поныне распространен во всех странах
буддийского мира. Кроме того, как гласит
легенда, один из учеников Будды сумел
выхватить из огня погребального костра
один из его зубов. Со временем зуб также
стал объектом культа: им очень дорожили,
во время войн перевозили в целях
безопасности из страны в страну.
В конце
концов он обрел постоянное место
пребывания на Шри-Ланке в городе Канди,
в его честь построен специальный храм
Зуба Будды и ежегодно проводятся храмовые
торжества. Описания этих праздников
встречаются в литературе, начиная с V
в. нашей эры. Можно сказать, что по сути
своей они мало изменились за прошедшие
с тех пор 15 столетий.
На сегодняшний
день это главная реликвия буддизма.
Таковы
немногочисленные факты, имеющие отношение
к реальной биографии Будды. Но для
каждого буддиста и для всей религии в
целом гораздо более важной является
мифологическая биография ее основателя.
Здесь мы вступаем в область легенд,
преданий, сказок, притч, ранних и развитых
религиозных представлений, которые
можно в совокупности обозначить словом
мифология.
С точки зрения мифологии
биография Будды в упрощенном варианте
выглядит следующим образом.
В
течение многих кальп (1 кальпа — период
времени, равный 24 000 «божественных»
лет или 8 640 000 000 лет человеческих) Будда
перерождался на земле в виде разных
живых существ — 83 раза святым, 58 раз
царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной,
13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем,
6 раз слоном, а также рыбой, крысой
плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем
и т. д. Всего таких перерождений было
550. Поскольку мир за это время погрузился
во мрак неведения, боги сочли, что пора
ему родиться в облике человека, достичь
при жизни просветления, стать Буддой,
начать проповедовать свое учение,
указать человечеству путь к спасению.
Так и произошло.
Будда
сам выбрал, где и от кого ему родиться:
Северная Индия, племя шакья, от царя
Шуддходаны и царицы Майя. Царице приснился
вещий сон, будто белый слон входит в ее
лоно.
Толкователи снов предсказали
рождение великого сына с 32 необыкновенными
телесными признаками (в их число входят
золотистая кожа, ровные зубы, округленные
руки и ноги, широкие пятки, длинные
пальцы рук, длинные мочки ушей и т. д.),
обладатель которых может стать либо
Великим Правителем, либо Великим
Учителем.
Отец готовит сына к первому
пути, но не в его власти изменить то, что
предначертали боги. И вот 4 встречи,
выступившие как 4 знамения, меняют жизнь
его сына. Встречи со старостью, болезнью
и смертью открывают ему неустойчивость
мира сансары, т. е. мира, в котором живет
человек.
Встреча с монахом подсказывает
ему путь, каким он должен пойти. Однако
открытие истины пришло после долгих
поисков. Сиддхартха пробует стать
аскетом, но потом отвергает этот путь.
Он садится под дерево и погружается в
состояние созерцания, решив не вставать
с места, пока не постигнет истину, и,
несмотря на искушения демона Мары, на
49-й день достигает просветления. Он
становится Буддой сам, открывает «путь
будды» для других, создает монашескую
общину, проповедует свое учение и в
возрасте 80 лет погружается в нирвану.
В
представлении буддистов Гаутама — это
архетип многих предыдущих будд,
воплотивший в себе черты бесчисленных
индивидуальностей и эволюционировавший
в течение многих миллионов лет в борьбе
с силами зла. Согласно этому учению,
будды появлялись с незапамятных времен.
Одни версии утверждают, что до Гаутамы
на Земле жили шесть будд. Поэтому в
некоторых священных местах буддизма,
например в Санчи и Бхархуте (Центральная
Индия), были воздвигнуты семь ступ в
честь семи будд и посажены семь «священных»
деревьев — баньянов.
В других версиях
сообщается о существовании 24 поколений
будд, в третьих — о тысяче поколений
будд.
Благодаря
непрерывной цепи перерождении тело
Будды-Гаутамы приобрело необычные
свойства, скрытые под внешней оболочкой
человеческого существа.
Согласно
поверьям, это «духовное тело» могли
видеть только истинно верующие:
«великолепное тело» Будды было
около пяти с половиной метров высотой,
золотистого цвета, от него исходили
лучи, освещая огромные пространства.
Такое представление о «духовном теле»
Будды является отражением древнеиндийских
представлений о том, что тела великих
людей излучают свет, а при медитации
созерцающих интенсивность свечения
увеличивается.
Таковы
реальная и мифологическая биографии
основателя буддизма. Провозглашенное
им учение стало основой, на которой со
временем было воздвигнуто достаточно
внушительное здание мировой религии.
Источник: https://studfile.net/preview/6430844/page:2/