Вряд ли найдутся истинные христиане, которые не читали послания и поучения Святого Иоанна Златоуста.
Цитаты его помогают познавать сокровенную суть Священного Писания, отвечают на религиозные и бытийные вопросы, дают поддержку верующему в минуты смятения и утверждают его в Вере.
Этот человек, обладавший неуемной энергией, жаждой познания и многообразными дарованиями, оставил после себя колоссальное творческое наследие.
Богослов и филолог, великий толкователь Писания и философ, великолепный оратор и учитель, защитник обездоленных и обличитель распущенности нравов – все эти таланты сочетались в Иоанне Златоусте. Цитаты, изречения и трактаты Иоанна и сегодня как никогда актуальны и современны. Неудивительно, что в Православии он почитается как один из трех Вселенских Святителей.
Кто такие Святители?
В христианских традициях святителями называются высшие церковные сановники, которые за свои религиозные достижения заслужили особой Божьей благодати. Это митрополиты, архиепископы и патриархи, прославившиеся благочестием, пророческими способностями, нравоучительными и догматическими трудами. Они были и остаются примером для простых христиан.
Но даже среди этих достойнейших мужей выделяются три личности, три Вселенских Святителя: Василий Великий, живший с 330 по 379 год; Георгий Богослов, он тоже родился в 330 году, а умер в 389; и мудрейший Иоанн Златоуст. Цитаты, изречения и афоризмы Вселенских Святителей, которые дошли до нас, лишь малая толика их деяний.
Все трое жили и творили в четвертом веке, в определяющее для христианства время. Молодая религия становилась главенствующей в Римской империи, понемногу вытесняя язычество.
Происходила глобальная трансформация мировоззрения: языческий античный мир неохотно уступал место христианской культуре.
Власти уже принимали указы о запрещении капищ и жертвоприношений, активно строились христианские церкви, но за их приделами продолжали существовать языческие ритуалы и храмы.
Три Святителя объясняли вчерашним язычникам смысл Веры и Святой Троицы, истолковывали Писание, произносили пламенные речи, обличали ересь, занимались продвижением христианства в массы. Причем эти люди были наглядным образцом высокой нравственности и набожности как для бедняков, так и для высокомерной римской знати.
Иоанн Златоуст
Вселенский учитель, Всемирное Светило, Уста Христовы – такие эпитеты заслужил от святых отцов и богословов Святитель Иоанн Златоуст. Афоризмы, крылатые выражения и труды его наполнены жизнью, светом веры и любовью.
Родившись в 347 году и скончавшись в 407, он прожил довольно долгую для тех веков жизнь и большую ее часть неистово работал во славу Христа и ради главенства Православия, пройдя путь от инока до Константинопольского Архиепископа, познав величие, падение и мученическую смерть.
Детство, юность, образование
Он родился в 347 году в городе Антиохия в семье знатного чиновника и военачальника. К сожалению, отец умер почти сразу после рождения Иоанна, поэтому он остался на попечении матери, Анфусы.
Будучи еще молодой женщиной, она не стала искать себе нового мужа, а посвятила себя воспитанию сына. Это во многом определило формирование взглядов и характера Иоанна Златоуста.
Цитаты о воспитании занимают видное место в его трудах.
Его изречение «Родить детей — дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели – это дело ума и воли» звучит как благодарность и почтение к матери, которая приложила все силы, чтобы дать ребенку блестящее образование, а главное — воспитать его цельной, благородной и добродетельной личностью.
С малых лет Иоанн был погружен в благодатную для пытливого ума среду интеллектуалов Антиохии. Его учителями были: известный во всей Византии ритор Либаний, философ Андрагат, богослов Диодор и епископ Мелетий.
Благодаря таким преподавателям отменные способности Иоанна развились и отточились настолько, что к двадцати годам он превратился в блестяще и многогранно образованного молодого адвоката с удивительным красноречием и даром убеждения.
Служение Богу
Однако адвокатура не была призванием Иоанна и быстро ему наскучила.
Глядя на самоотверженность и любовь матери-христианки, общаясь с философами и богословами, он понял, что его предназначение тесно связано с христианством и служением Богу.
В 367 году Иоанн прошел ритуал крещения и стал церковным чтецом. А после смерти матери его связь с мирской суетой столь ослабела, что он решился постричься в иноки.
Духовенство Антиохии сразу отметило образованность и истовость Веры новоявленного брата и предложило ему епископскую кафедру, но Иоанн отказался: на тот момент он считал иночество истинной философией духа и лучшим способом для служения. На четыре года он удалился в пустыню, два из них провел в полном безмолвии, что стало настоящим подвигом для человека, которого впоследствии за ораторский дар будут называть Иоанн Златоуст.
Цитаты и первые зрелые труды появились именно во времена затворничества. У Иоанна много времени было для работы, молитв и размышлений. Однако суровый аскетизм, закалявший его дух и Веру, наносил вред телу. Постоянные лишения и ограничения иночества подкосили здоровье Иоанна, чтобы не умереть, он вынужден был вернуться в город.
Дьякон и просвитер
Но даже болезнь не смогла справиться с его неудержимым темпераментом и жаждой служения Богу. В 381 году его учитель, епископ Антиохии Мелетий, посвятил Иоанна в сан дьякона, а в 386 году он становится пресвитером.
В этом сане ярко раскрылись его дарования.
Следуя обязанностям пресвитера, будущий Вселенский Святитель не только проводил священнодействия во время служб, но и учил прихожан благочестию и догматам церкви, толковал Писание, произносил пасторские и нравоучительные речи.
За красоту и логичность его проповедей, умение просто и доступно объяснить сложные догматы, способность зажечь сердца Верой к Всевышнему и любовью к ближнему за ним по праву закрепилось имя Иоанн Златоуст.
Цитаты и речи пресвитера в течение одиннадцати лет неизменно собирали верующих Антиохии, желающих услышать слово Божье от блестящего оратора и пастора.
Молва о популярности и дарованиях Иоанна докатилась до столицы Византии и отчасти послужила причиной его взлета.
Иоанн Златоуст архиепископ
Он был рукоположен в сан Архиепископа Константинопольского в 397 году. В этом качестве он устраивал всех: императора, высший клир, народ и знать.
Высшее церковное звание не изменило характера Иоанна, он оставался неистовым проповедником Слова Божьего и заветов Христовых.
С архипастырской кафедры продолжал обличать распущенность и упадок нравственности, суетность мирских богатств, бесправное положение бедных.
Но не только проповеди и цитаты Святителя Иоанна Златоуста были его оружием против несправедливости, он всегда был человеком непосредственного дела. Новый архиепископ осуждал чрезмерную пышность столичных храмов и тягу священников к показной роскоши, поэтому сразу распродал помпезную обстановку предшественника, а деньги отдал на больницы и еду малоимущим.
Иоанн отдавал предпочтение простой еде, а не пирам, на которые его звала константинопольская знать. Он осуждал богачей за их безудержную тягу к обогащению, их разгульную жизнь, призывал к христианскому милосердию и необходимости помощи бедным.
Кроме того, он объявил настоящую войну ереси, новоцианству и арианству, начал конфликтовать с духовенством и монашеством.
Иоанн низложил пятнадцать епископов по всей Византии, а также умалил роль иночества, на собственном опыте зная, что аскетизм и отшельничество подходят далеко не всем верующим.
Конфликт с императрицей
Несгибаемый, честный и принципиальный архипастырь стал любимцем народа, но монашество, духовенство и богачи затаили на него злобу и ждали удобного случая, чтобы низложить его. И вскоре повод появился.
Для далекого от столичных интриг и дворцовой дипломатии Иоанна на первом месте всегда стояла справедливость. Видя грех, он называл его грехом.
Иоанн не смотрел на статус того, кто совершил злодеяние: человека согрешающего он считал неправедным.
Византийская императрица Евдоксия поступила не по-христиански, когда отняла все имущество у вдовы опального чиновника. Иоанна это возмутило, не таясь и не думая о последствиях, он обличил Евдоксию в вероломстве и грехе, на ее примере показав распущенность и упадок морали в Константинополе. Не мудрено, что гордая императрица не снесла публичного обвинения и пришла в ярость.
Этим воспользовались обиженные на архиепископа вельможи, духовенство и примкнувшее к ним монашество. В 404 году около Халкидона был организован собор из враждебных Иоанну епископов. Преувеличенные или лживые обвинения стали лишь формальным поводом для неизбежного низложения первосвященника.
Ссылка и смерть
Решение собора привело к недовольству в народе. Начались столкновения в Константинополе, однако Иоанн самолично покорился воле собора, чтобы не множить убийства и пролитую кровь. Его сослали в Малую Армению, в небольшой городок Куркуз.
Цитаты, афоризмы и высказывания Иоанна Златоуста времен его ссылки показывают, что этого человека не сломили обстоятельства и невзгоды. Он занялся обширной перепиской с друзьями и сторонниками.
Сохранились десятки писем, в которых он продолжал учить, толковать, утешать, наставлять.
Непреклонность и воля Иоанна не давали покоя властям и духовенству в столице. Оттуда пришел приказ переправить больного проповедника еще дальше от Константинополя, в Пифиунт, нынешнюю Пицунду.
Здоровье немолодого человека не выдержало долгой дороги, которую он вынужден был преодолевать пешком.
Иоанн Златоуст, не дойдя совсем немного до Пифиунта, умер в глухом местечке Понтийские Команы, со словами благодарности Богу на устах.
Наследие
Святитель Иоанн Златоуст — необычайно плодовитый автор, до нас дошло почти две тысячи манускриптов с его произведениями. Сложно представить, сколько их было на самом деле. Все труды можно разделить на три части: трактаты, слова и речи.
Трактаты написаны в период Антиохийской жизни. Слова произносились Иоанном по самым разным темам, например «Восемь слов против Иудеев» или «Двенадцать слов против Аномеев».
Речи были любимой формой выражения мыслей Святителя, именно в них он проявлял искусство убеждения и красноречия, за которое получил прозвище Златоуст. Но серьезные трактаты обыкновенно изучают богословы.
Для большинства верующих мудрость Святителя Иоанна раскрывается в его коротких изречениях, которые взяты из его трудов.
Иоанн Златоуст: цитаты, афоризмы, высказывания, особенности
Святитель обладал даром живого, дарящего понимание слова. Его нравоучения просты и доступны любому. Не надо обладать глубокими знаниями в философии или религии, чтобы уловить те важные истины, которые хочет донести до читателя проповедник. Свод его цитат является практическим руководством для христиан в самых разных областях жизни.
О любви и воспитании детей
Святитель был страстным толкователем Писания. Он считал, в Библии есть ответы практически на любой вопрос верующего. Но самая главная Истина, которой учат Священные тексты, является побеждающая сила Любви. Без Любви невозможна Вера, без нее немыслим душевный покой, и жизнь теряет смысл, учит Иоанн Златоуст.
Цитаты о любви встречаются очень часто. Например, известное высказывание гласит: «Любовь — крепкая стена, которая неприступна не только для людей, но и для дьявола». По мнению святого, любовь должна пропитывать все существование христианина, начиная с вопросов веры и заканчивая вопросами воспитания и отношения к ближним.
О богатстве
Не меньшее внимание Златоуст уделял губительному влиянию суетного стяжательства и погони за мирскими богатствами. Он учил прихожан и читателей о нравственно правильном отношении христиан к приходящим и тленным сокровищам.
Он рассуждал не только о том, что богатство рождает страх в душе обладателя и порабощает его, но и о том, что безудержная жажда наживы богачей приводит к обнищанию простого люда.
Святитель призывал отрекаться от духа стяжательства и привязанности к вещам и говорил: единственное, что у христианина может быть в собственности, это его добрые дела.
О несправедливости
Чуткое христианское сердце Иоанна не могло спокойно смотреть на несправедливость, о чем он часто вспоминал в трудах и проповедях.
Как истинный сын своей эпохи, Святитель не стремился к глобальным социальным изменениям, он принимал существующий порядок, но старался изменить нравственность и мировоззрение каждого, кто его слушал.
Иоанн проповедовал милосердие, говорил о помощи нуждающимся людям и, конечно, о любви, повторяя библейские слова «любовь не ищет своего».
Источник: https://religiya.temaretik.com/1782607810906819296/arhiepiskop-ioann-zlatoust-tsitaty-aforizmy-vyskazyvaniya-i-krylatye-vyrazheniya/
Святитель Иоанн Златоуст: "Делай общее, не ища своего"
«Уста Златоустовы — Христовы и Павловы уста», — с далекой древности эти слова Пасхального поучения показывают, как высоко Церковь ценит своего Великого святителя Иоанна Златоуста.
Отождествляя его изречения со словами Самого Спасителя и первоверховного апостола Павла.
Именно святителю Иоанну принадлежат не только многотомные богословские творения, но и самый распространенный чин Божественной Литургии, главного церковного богослужения.
Из жития этого святого мы знаем, что родился он в Антиохии около 347 года от Рождества Христова в семье военачальника. С юных лет будущий святитель обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Его могла ожидать неплохая карьера, но молодой Иоанн, избегая высоких чинов, принял монашеский постриг и удалился в пустыню.
Именно в молитвенном уединении он и создал свои первые богословские сочинения, которые всегда отличались ясностью и доступностью, но вместе с тем глубиной мысли, недоступной даже самым известным неоплатоническим мыслителям того времени.
Лишь в 40-летнем возрасте будущий святитель принял священнический сан, после чего сразу стал самым известным проповедником. Именно тогда он получил прозвище Хризостом, что в переводе с греческого означает Златоуст.
А в 50 лет, после кончины архиепископа Константинопольского Нектария, святитель Иоанн был возведен на Цареградскую кафедру, впоследствии ставшую Патриаршей.
Однако уже несколько лет спустя из-за придворных интриг этот Великий святитель был оклеветан и изгнан из Константинополя. Вот как свидетельствует об этом житие Иоанна Златоуста:
«Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя.
Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.
Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее.
Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других — постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни.
Император заменил казнь изгнанием. По удалении его из столицы пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.
Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия».
Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя в дождь и зной совершал свой последний переход. В абхазских Команах (также существуют иные версии географического нахождения этого места) силы оставили его. Причастившись Святых Христовых Тайн, Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за всё!» отошел ко Господу в 407 году от Рождества Христова.
Более 30 лет его честные останки пребывали на территории современной Абхазии, в том самом месте, где сегодня действует горный монастырь, посвященный святителю Иоанну, и где сейчас каждый паломник может поклониться каменному саркофагу, в котором был погребен святитель.
А в 438 году сын нечестивой императрицы Евдоксии император Феодосий II покаянно совершил перенесение мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, в честь чего и был установлен праздник, совершающийся Церковью по юлианскому календарю 27 января (9 февраля по новому стилю).
И сегодня святителю Иоанну можно поклониться, в том числе и в российской столице — в кафедральном Храме Христа Спасителя, где почивает честная глава этого Великого учителя Церкви Христовой. Поклониться и, подобно самому Иоанну Златоусту, поблагодарить Господа за все, что Он нам даровал. От радостей до самых тяжелых жизненных испытаний.
Из изречений святителя Иоанна Златоуста:
«Не делайте другим того, чего бы вы не жалели, чтобы Вам делали: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что Вы желаете, чтобы вам делали, — вот добродетель…»
- «Бедствия располагают к милосердию и человеколюбию, благоденствие доводит до высокомудрия, ввергает в беспечность, делает надменным и расслабляет нас…»
- «Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, возвратившись с торжища, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение…»
- «Богатство имеет только наружность светлую, а внутри исполнено мрака, а бедность — напротив. Если бы открылась перед тобой совесть каждого, то в душе бедного ты увидел бы великое спокойствие и безопасность, а в душе богатого — смятение, смущение, волнение…»
- «Будем заботиться не о том, чтобы достигнуть могущества, почестей и власти, но о том, чтобы отличиться добродетелью и любомудрием. Ибо власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь душу самую мужественную, чтобы пользоваться властью как следует…»
- «Пьянство и объедение, обременяя ум и утучняя тело, делает душу пленницей и стесняет ее со всех сторон и, не позволяя ей пользоваться здравым суждением ума, заставляет ее носиться по утесам и делать все ко вреду собственного своего спасения…»
«Научим свой язык носить узду и не произносить просто все, что есть в душе, не порицать братьев, не угрызать и не пожирать друг друга. Гораздо хуже кусающих тело те, которые делают это словами. Первые кусают зубами тело, а последний угрызает словами душу, наносит рану неисцельную…»
Из высказываний о святителе Иоанне Златоусте:
«Умный истолкователь таин Божиих, око Церкви византийской и всех Церквей», — преподобный Исидор Пелусиот, ученик святителя Иоанна, его защитник в годы гонений и инициатор прославления Иоанна Златоуста в лике святых.
«Никто не может восхвалить святого Иоанна по достоинству, — разве только другой бы такой же Иоанн ныне явился.
Подобно переполненной водами реке, память его, слагающаяся из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, напаяет души верных», — святой Прокл, архиепископ Константинопольский, ученик Иоанна Златоуста, инициатор и организатор перенесения мощей святителя из Коман в Царьград.
Блаженный Феодорит, епископ Кирский (богослов V века) называл Златоуста «великим светом мира, сохранившим апостольское предание веры».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Иоанн Златоуст пишет следующее: «Если мы хотим стать подобными Спасителю, то должны делать общее дело, не ища своего». Вот эту фразу нужно золотыми буквами выбить, чтобы она была в каждой комнате, в каждом кабинете начальника, в каждом месте, где люди задумываются о благе страны и людей».
Источник: https://tsargrad.tv/articles/svjatitel-ioann-zlatoust-delaj-obshhee-ne-ishha-svoego_4426
Иоанн Златоуст
![]() |
(ок. 350 – 407 гг.) архиепископ Константинопольский, богослов, оратор |
Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты – гражданин? Ты – путник. (…) Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе [на небесах]; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа.
Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.
Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.
Где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение.
Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты – богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты – разбойник? Можешь приобрести рай. (…) Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием.
Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. (…) Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей.
Как доброе дело – помнить о своих грехах, так доброе же дело – забывать о своих добрых делах.
Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.
Разве Церковь – в стенах? Церковь – во множестве верующих.
Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.
Если бы все стремились к архиерейству, как к обязанности заботиться о других, то никто не решился бы скоро принять его. А то мы гоняемся за ним так же точно, как за мирскими должностями.
(…) Чтобы достигнуть почестей у людей, мы погибаем пред очами Божиими.
Народ составляют святые, а не толпа народа.
Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших (…)? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших.
Человек (…) может сделаться и ангелом, и зверем.
Завидующий не может не быть и клеветником.
Мы обращаемся к оскорбителям как бы к каким великим людям, когда говорим: ты кто, что оскорбляешь? (…) А следовало бы говорить, напротив: ты оскорбляешь? – оскорбляй; ведь ты – ничто. Скорее к тем, которые не наносят оскорблений, следовало бы говорить: ты кто, что не оскорбляешь? Ты выше естества человеческого.
Наше гражданство на небе, а не на земле.
Что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость. Что такое дерзновение? (…) Когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя.
- Кротость есть признак великой силы; (…) не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством.
- Свойство учителя – не колебаться в том, что сам он говорит.
- Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.
- [Бог] не хочет, чтобы мы радовались наказанию других даже и тогда, когда Он сам их наказывает, – потому что и Сам неохотно наказывает.
Что же такое толпа? (…) Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?
Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, (…) но нелегко было бы исправить всех их вместе, – оттого что безумие их в таком случае увеличивается.
Язычников не столько обращают чудеса, сколько жизнь [христиан]. (…) Доколе проповедь не была еще распространена, чудеса по справедливости были предметом удивления, а теперь нужно возбудить удивление жизнью.
Что за польза – обнажить одного и одеть другого? Милостыня должна происходить от сострадания, а это – бесчеловечие. И хотя бы мы отдали даже все, что похитили у других, для нас не будет никакой пользы.
Это показывает Заккей, который тогда умилостивил Бога, когда обещал возвратить похищенное четверицею (Лука, , ).
А мы, похищая весьма много, а отдавая мало, думаем умилостивить Бога, не зная, что тем самым еще более прогневляем Его.
Мы умываем же руки, когда входим в церковь: зачем же не омываем сердца?
Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то (…) милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие.
Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию – стыд.
Ты грешишь? Не отчаивайся; (…) и если каждый день согрешишь, каждый день кайся. (…) Для божественного милосердия меры нет. (…) Твоя злоба, какова бы она ни была, есть злоба человеческая, а человеколюбие Божие неизреченно.
- Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.
- Не вино зло, (…) а пьянство.
- [Корыстолюбец] бережет свое, как чужое.
- Ты здесь [на земле] странник и пришелец; твое Отечество на небесах.
Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.
Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.
Лишился ли ты чего? Не скорби – этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби – это полезно.
Не говорим, будто все зло оттого, что едим и пьем: не от этого оно, а от нашей беспечности и жадности. Диавол не ел и не пил – а пал; а Павел ел и пил – и взошел на небо.
Не странно ли признавать небо гораздо лучшим земли, а переселившихся туда – оплакивать?
Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.
Вступать или не вступать в брак – зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.
Иное – судия, иное – податель милостыни. Милостыня потому так и называется, что мы подаем ее и недостойным.
Если можно сказать нечто странное, то (…) душа спящего как бы спит, а у умершего, напротив, бодрствует.
Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.
Настоящее – театр; здешние предметы – обманчивая внешность, и богатство, и бедность, и власть, и подвластность, и тому подобное; а когда окончится этот день и наступит та страшная ночь, или лучше – день: ночь для грешников, а день для праведников; когда закроется театр (…), обманчивые виды будут отброшены; (…) и как здесь, по окончании театра, иной из сидевших вверху, увидев в театральном философе медника, говорит: э, не был ли этот в театре философом? – а теперь вижу его медником; этот не был ли там царем? – а здесь вижу в нем какого-то низкого человека; (…) так будет и там.
Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.
Бог не свел с небес ангелов и не приставил их учителями к человеческому естеству, чтобы по причине превосходства своей природы и по причине неведения человеческой немощи они не делали упреков против нас очень беспощадно; но Он сделал смертных людей учителями и священниками, людей, облеченных немощию, чтобы одно и то же, виновность в том же самом и говорящего, и слушающих сделалась уздою для языка говорящего человека, не позволяющею делать обвинений сверх меры.
Какого ты достигаешь успеха чрез то, что не исповедуешься? (…) Хотя бы ты не сказал, Он [Господь] знает; если же ты скажешь, Он забывает.
- Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско соблюдает порядок.
- Никакое существо не может хорошо знать высшего существа, хотя бы между ними было и малое расстояние.
- Не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо.
Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.
Не множество тел мы желаем видеть в церкви, а множество слушателей.
Как солнце восходит каждый день, и, однако, мы не говорим, что много солнц, но одно солнце, ежедневно восходящее, так и Пасха совершается всегда (…). Где торжествует любовь, там и праздник.
- [Человеческая] душа стоит, а лучше сказать – и дороже множества народов.
- Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, (…) помыслами отчаяния прикрывать слабость воли.
- Слава Богу за все.
- Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
- Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
- Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
- Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспречинный, громким ревом вокруг разнесенный.
- Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
- Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
- Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
- Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
- Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезное.
- Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы го ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.
- Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.
Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути. Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.
Источник: https://vsebasni.ru/aforizmy/ioann-zlatoust.html
Иоанн Златоуст цитаты | Биография Труды Цитаты | RA-JA
Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №1)Иоанн Златоуст цитаты. Происходил из знатной христианской антиохийской семьи. Отца потерял рано, воспитывался своей благочестивой матерью. Образование получил у знаменитого языческого оратора Ливания. Имея от природы блестящие дарования, он тщательно развил их основательным и глубоким образованием (библейским в соединении с классическим).
После завершения образования Иоанн вступил в должность адвоката и прославился своим красноречием. Приняв крещение уже во взрослом возрасте, решил удалиться в пустыню и остался только по просьбе матери.
После кончины матери он исполнил свое давнее желание: четыре года жил в уединенной обители, а два года в совершенном уединении в одной пещере. Расстройство здоровья побудило его возвратиться в Антиохию.
Здесь он принял сан диакона и затем священника. Двенадцать лет священства в Антиохии были самым счастливым временем в его жизни.
Он неутомимо проповедовал и принимал самое живое участие в радостях и скорбях антиохийской паствы.
В 397 г. был избран архиепископом Константинополя, но затем изгнан из города императрицей Евдоксией за проповеди против распутства и роскоши.
Скончался в изгнании. Дни памяти святого — 14 сентября ст. ст. (27 сентября н. ст.), 13 ноября ст. ст. (26 ноября н. ст.).
Иоанн Златоуст цитаты
- * Боязливой и нетвердой бывает душа в невежестве, а не по сути.
- * Если же встречу некогда храброго, а теперь боязливого, понимаю, что это случилось не по природе порока, ибо природа так сильно не изменяется.
- * Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний, ни мучений и публичных убийств.
- * Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
- * Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезное.
* Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
* Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
* Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.
- * Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
- * Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил.
- * Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
- * Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
- * Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
- * Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
- * Нельзя творить зло или ненавидеть какого бы то ни было человека, хоть нечестивого, хоть еретика, пока не приносит он вреда нашей душе.
* Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее. * Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспречинный, громким ревом вокруг разнесенный.
* Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
* Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
>> Иоанн Златоуст цитаты…
Все авторы: IV век нашей эры:
Августин Аврелий (Блаженный)
Василий Великий
Григорий Богослов
Иоанн Златоуст Все цитаты: IV века нашей эры >> Читать Рекомендованное
Гесиод
Цитаты древнего мира
Arzamas + Издательство Яндекса. Видео на тему: ▶ Древний Рим за XX минут
Предложения партнеров
Источник: https://ra-ja.ru/glavnaya/aforizmy/vyskazyvaniya-rimskih-filosofov/iv-vek-n-e-aforizmy/ioann-zlatoust-tsitaty/
Иоанн Златоуст: «О Боге»
«Иерусалим, Иерусалим»! Что значит это сугубое воззвание? Это голос милосердия, сострадания и великой любви. Как будто женщину, которую постоянно любили и которая презрела любившего ее и тем заслужила наказание, Он оправдывает, когда намерен был уже поразить казнью. То же делает Он и через пророков, когда говорит: «Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась» (Иер. 3, 7). И так воззвав к Иерусалиму, Христос исчисляет совершенные им убийства: «избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» И Он продолжает: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 37–38), то есть без Его покровительства. Итак, Сам Он прежде покровительствовал им, поддерживал, хранил их, Сам Он и наказывал их всегда. И теперь Он угрожает казнью, которой они всегда чрезвычайно страшились, ибо она обещает совершенное изменение их гражданского быта. «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 39). И это голос пламенной любви, призывающий их во имя не только прошедшего, но и будущего; ибо здесь Он говорит о дне Своего Второго пришествия… Не оставлен ли дом их пустым? Не постигли ли их все наказания? Как все это сбылось, так сбудется и последнее Его предсказание, и тогда, без, сомнения, они покорятся Ему, но это уже не послужит им оправданием. Потому, пока есть время, будем делать добро.
В избранное Первоисточник
Мы говорили так много о благости не для того, чтобы, уповая на нее, нам дозволять себе все, но чтобы не отчаиваться во грехах, а каяться. Благость Божия ведет тебя к покаянию, а не к большей неправде.
Если же ты становишься чрез благость порочным, ты возводишь на нее особенную клевету пред людьми, — потому что многие… обвиняют долготерпение Божие, — так что понесешь наказание за то, что не воспользовался ею на должное.
Бог милосерд, но Он и правый Судия: прощая грехи, Он однако каждому воздает по делам его. Он оставляет неправду, уничтожает беззаконие, но Он же и испытывает.
В избранное Первоисточник
Бог, невидимый для всей созданной твари, не имеющий меры и величины, всюду присутствующий и все наблюдающий, все обнимающий, так что нет места вне Его Владычества, каждому открывает Себя соответственно: святым Ангелам, как святым, посылая неизреченные повеления, а злым духам, как злым, давая согласие на испытание людей.
Смотри, как постепенно Господь переходит от малых наказаний к большим. Тем самым Он как бы защищает Себя пред тобою, показывая, что Он вовсе не хотел бы употреблять подобные угрозы, но мы вынуждаем Его. Господь предупреждает (Мф. 5, 21–24): «Не гневайся напрасно, ибо будешь повинен суду.
Ты пренебрег этим, смотри же, что породил гнев твой: он заставил тебя поносить другого. Ты сказал брату своему: глупец. За это Я подверг тебя другому наказанию – суду сонмища.
Но если ты, презрев и это, останешься столь же наглым, Я не буду больше налагать на тебя этих умеренных наказаний, но подвергну тебя вечному огню гееннскому, чтобы ты, в конце концов, не покусился и на убийство.
Ибо ничто не бывает так непереносимо, как оскорбление, ничто так не уязвляет человеческую душу; а чем язвительнее слова, тем сильнее разгорается огонь. Итак, не считай неважным, если ты назвал другого глупцом.
Ибо, отнимая у брата своего то, чем мы отличаемся от бессловесных, и что преимущественно делает нас людьми, то есть ум, ты лишаешь его всякого благородства». Итак, не на слова только мы должны обращать внимание, но и на смысл их и на впечатление, представляя, какой удар может нанести слово и какое причинить зло.
Поэтому и апостол Павел изгоняет из Царствия Небесного не только прелюбодеев и блудников, но и «досадителей», и весьма справедливо. Ибо оскорбляющий разоряет благо, созидаемое любовью, подвергает ближнего бесчисленным бедствиям, производит непрестанную вражду, разрывает члены Христовы, нарушает желанный Богу мир, приуготовляет диаволу просторное жилище и делает его сильнее. Христос и поставил этот закон, чтобы ослабить диавола, ибо Он заботится о любви, потому что любовь – мать всех благ и отличительный признак Его учеников; она одна содержит в себе все совершенства, свойственные человеку.
В избранное Первоисточник
Благотворит людям, Сам ничего не получив от них.
Если, желая найти что-нибудь, мы употребляем все меры к тому, чтобы найти желаемое, то не тем ли более касательно Бога нам следует поступать так, как при отыскании чего-нибудь необходимого, или, лучше сказать, не так, а гораздо более? Но так как мы немощны, то ищи Бога по крайней мере так, как ты ищешь своих денег или сына.
Не предпринимаешь ли ты для этого путешествий? Искание требует многих забот, особенно касательно Бога, потому что при этом много препятствий, много недоразумений, много такого, что поражает наши чувства…
если мы закопаем себя в глубину порочных пожеланий и во мрак страстей и дел житейских, то с трудом в состоянии будем взглянуть , с трудом поднять голову.
В избранное Первоисточник
Я решительно доказываю, что если бы Бог не требовал отчета , то Он не был бы благ; а так как Он требует отчета, то — благ…
Если бы Он не требовал от нас отчета, то могла ли бы продолжаться жизнь человеческая? Не обратились ли бы мы в диких зверей? Если и теперь, когда тяготеет над нами страх суда и наказания, мы превзошли рыб, пожирая друг друга, взяли перевес над львами и волками, грабя друг друга, то какого смятения и расстройства не исполнилась бы жизнь наша, если бы Он не требовал от нас отчета и мы были бы убеждены в этом? Что был бы баснословный лабиринт в сравнении с беспорядками в нашем мире? Не увидел ли бы ты бесчисленного множества бесчинств и неурядиц? Кто стал бы, наконец, уважать отца? Кто не оскорбил бы матери? Кто не был бы предан всяким удовольствиям и всяким порокам? А что это так, я постараюсь убедить тебя, представив в пример один только дом… Если бы у кого-нибудь из вас… были рабы и я объявил бы им, что, сколько бы они ни противились власти господ, хотя бы наносили им оскорбления действием, хотя бы расхитили все их имущество, хотя бы все поставили вверх дном и обращались с ними, как враги, не будут угрожать им, не будут наказывать, не будут мучить и даже не огорчат их неприятным словом, то, как вы думаете, было ли бы это делом благости? Я, напротив, полагаю, что было бы делом крайней жестокости — предавать на поругание не только жену и детей таким неуместным снисхождением, но еще и прежде того допускать до погибели самих виновных. Они ведь сделаются и пьяницами, и развратниками, и бесстыдными, и наглыми, и бессмысленнейшими всех зверей. Это ли, скажи мне, дело благости, чтобы попирать благородство души и губить их и друг друга?
Источник: https://svyatye.com/Sviatitel-Ioann-Zlatoust/O-Boge/
Иоанн Златоуст цитаты (199 цитат) | Цитаты известных личностей
Discover interesting quotes and translate them.
Start translating
Page 2
— Иоанн Златоуст Беседа 33. О том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/33
Page 3
— Иоанн Златоуст Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_2/8
Page 4
— Иоанн Златоуст Беседа 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» (1Кор. 1:1), и о смиренномудрии http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/12
Page 5
— Иоанн Златоуст Беседа 29. На слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя (1Тим. 5:9), и о воспитании детей, и о милостыне http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/29
Page 6
— Иоанн Златоуст Беседа пятнадцатая. На слова (Писания): «Знай, что ты посреди сетей идешь», — и о том, что клясться хуже, чем убивать http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_1/15
Page 7
— Иоанн ЗлатоустО Лазаре, Не видишь ли, сколь многие из живых добродетельно претерпели многочисленные бедствия и отошли, не получив ничего доброго, а другие, напротив, жили весьма нечестиво, похищали чужое имущество, грабили и притесняли вдов и сирот, наслаждались богатством, роскошью и бесчисленными благами и отошли, не потерпев ни малейшего зла? Итак, когда же и первые получат награду за добродетель и последние понесут наказание за нечестие, если дела наши оканчиваются со здешней жизнью? Если Бог существует, как и действительно существует, то всякий скажет, что Он праведен, если же праведен, то надобно согласиться, что и тем и другим воздаст по достоинству. Если же Бог имеет воздать тем и другим по достоинству, а здесь никто из них не получил: тот — наказания за грехи, а этот — награды за добродетель, то ясно, что будет еще время, когда и тот и другой получат должное воздаяние. Слово четвертое http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/1_2/13_4
Page 8
— Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.
Писания, даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство. Беседа 47. о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_2/47
Page 9
— Иоанн Златоуст Беседа пятнадцатая. На слова (Писания): «Знай, что ты посреди сетей идешь», — и о том, что клясться хуже, чем убивать http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/2_1/15
Page 10
— Иоанн ЗлатоустБеседы на разные места Св.
Писания, Беседа 19. На слова: жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так (1Кор.7:39—40) http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/19
Page 11
— Иоанн Златоуст Беседа 114. Беседа об отречении Петра, и о кресте, и о том, как Иосиф послужил прообразом Христа http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/8_2/114
Page 12
Page 13
Help us translate this quote
— John ChrysostomSt. John Chrysostom, Homily 24 on the Epistle to the Romans [PG 60:626-27] https://www.patheos.com/blogs/davearmstrong/2017/10/contraception-early-church-teaching-william-klimon.html
Источник: https://ru.citaty.net/avtory/ioann-zlatoust/
Quotes by Иоанн Златоуст
Не видите ли, что пчела, ужалив, умирает? Через это насекомое Бог учит нас тому, чтобы мы не оскорбляли ближних, потому что в таком случае сами наперед подвергаемся смерти. Уязвляя их, мы, может быть, причиняем им некоторую боль, но сами, подобно этому насекомому, уже не остаемся живы.
Страшен не грех, но бесстыдство после греха.
Не будь искушения, не было бы и венца; не будь подвигов, не было бы и наград; не будь борьбы, не было бы и почестей; не будь скорби, не было бы и утешения; не будь зимы, не было бы и лета.
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.
Нет ничего равного терпению. Оно — царица добродетелей, основание совершенств, безмятежная пристань, мир во время войн, тишина во время бури, безопасность среди злоумышлений, оно делает обладающего им крепче адаманта.
Больному не следует скрывать свою болезнь от врача, а бедняку прикрывать нищету свою перед друзьями.
Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.
Одухотворенный муж назначен к тому, чтобы восходить, а ничтожный — всегда опускаться. Ведь очень трудно снизу забраться наверх, но сверху спускаться легко, не то что восходить.
Постыдимся хотя бы зверей. У зверей всё общее: и земля, и источники, и пастбища, и горы, и леса. А человек делается свирепее зверя, говоря эти холодные слова: «То твоё, а это моё».
Вступать или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.
Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
Из письма к епископу Елгавдию.
Как враги, обложившие город и осаждающие его извне, когда возбуждают в нем междоусобную брань, тогда и одерживают победу, так и оскорбляющий, если не возбудит в нас самих страсти, не в состоянии будет преодолеть нас, если мы сами не воспламенимся, то он не будет иметь никакой силы.
Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
Источник: https://citaty.info/man/ioann-zlatoust