Икона царственных страстотерпцев

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью».

Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей.

Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Икона Царственных Страстотерпцев

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов.

Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью.

Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома.

В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Икона Царственных Страстотерпцев

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Икона Царственных Страстотерпцев

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

  • Икона Царственных Страстотерпцев
  • Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.
  • Икона Царственных Страстотерпцев
  • На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.
  • Икона Царственных Страстотерпцев

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению.

Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал  своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов.

Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы»  4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.

Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим.

Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих.

Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 

(4

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-tsarskoy-semi-romanovyh/

Икона "Святые царственные страстотерпцы"

Икона “Святые царственные страстотерпцы”

Икона Царственных Страстотерпцев

  • В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы и их слуги были расстреляны в подвале Ипатьевского дома по постановлению «Уральского областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», возглавлявшегося большевиками.
  • Список жертв:
  • Почитание Царской семьи, начатое уже Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском соборе в Москве по убиенному Императору через три дня после екатеринбургского убийства, продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию — на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории.

Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской семьи. В последние годы во многих домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи, во множестве стали распространяться и иконы с изображением Царственных мучеников.

Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг Царской семьи.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации Царской семьи — под некоторыми из таких обращений стояли тысячи подписей.

К моменту прославления Царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи — об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон с изображениями Императора Николая и Царственных мучеников, о благоухании и появлении на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета.

Икона царственных страстотерпцев Романовых

  20 августа 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русская Православная Церковь приняла решение канонизировать в лике православных Святых мучеников императора Николая Второго с его семьёй.

 Икона Царственных страстотерпцев изображает Николая II Романова, его жену Александру Фёдоровну и их пятерых детей – Великих княгинь Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и тринадцатилетнего Цесаревича Алексея Николаевича, растрелянных в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева.

 “Царственные страстотерпцы” в традициях иконописи Русской Православной Церкви включают в себя только членов царской семьи, в отличие от икон Русской Зарубежной Церкви, где дополнительно изображены и канонизированные слуги семьи Николая II Романова.

На иконе “Царственных страстотерпцев” вся семья императора держит в руках мученические кресты, символизирующих их мученическую кончину, а в верхней части иконы изображены два ангела, несущие образ “Державной” Богородицы, явившейся русским людям в день отречения Николая Второго от престола.

  Учитывая тот факт, что инаугурационное миропомазание Святым миром во время церемонии венчания на царство ставило собой целью принять будущего правителя дары Духа Святого и посредством этих особых даров делало государя подобным Христу, то становится понятным практически религиозное почтение верующих к царю. Обстоятельства гибели царя и его семьи, убийство безоружных дочерей Николая и больного гемофилией юного сына – все эти факторы привели к тому, что растрелянные члены царской семьи стали восприниматься православными верующими как мученики – страстотерпцы.

  Особую роль в канонизации Николая II и его семьи послужило истинно христианское смирение царя, отсутствие злобы и истинное “непротивление злу насилием”, так свойственное страстотерпцам, пострадавшим во имя Христа.

За рубежом Николай II с семьёй достаточно быстро приобрели статус местночтимых святых, а в 1981 году Русская Зарубежная Церковь канонизировала их в статусе страстотерпцев – людей, пострадавших за исполнение Божьих Заповедей, так же как и Святые благоверные князья Борис и Глеб.

Русская Православная Церковь только через 20 лет – в 2000 году, после многих лет прений и споров по поводу правомерности канонизирования растрелянной царской семьи смогла причислить её к лику страстотерпцев, хотя сестра императрицы Елизавета Фёдоровна, основательница Марфо-Мариинской обители, была причислена к лику Святых уже в 1992 году.

  Немалую роль в конечном признании Николая II Романова и его семьи как Святых сыграли многочисленные чудеса, совершённые по молению к иконе Царственных страстотерпцев – чудесные исцеления, воссоединение семей, мироточение икон мучеников. 

Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками. По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвенным воззванием к Царю-мученику, Государю Российскому — и невероятным образом вышли из окружения.

В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне Императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России — через несколько месяцев сын вернулся домой.

В октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла бы легко затянуть неосторожных путешественниц.

Но одна из них вспомнила описание чудесного избавления отряда казаков — и по их примеру стала усердно молить о помощи Царственных мучеников: «Убиенные Царственные мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно в темноте женщины увидели светящийся сук от дерева; ухватившись за него, выбрались на сухое место, а затем вышли на широкую просеку, по которой дошли до деревни. Примечательно, что вторая женщина, также свидетельствовавшая об этом чуде, была в то время еще далеким от Церкви человеком.

Учащаяся средней школы из города Подольска Марина — православная христианка, особо почитающая Царскую Семью — чудесным заступничеством Царских детей была избавлена от хулиганского нападения.

Читайте также:  Аборт — это грех или нет прощает ли бог этот грех, можно ли замаливать этот грех

Нападавшие трое молодых людей хотели затащить ее в машину, увезти и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Позднее они признались, что увидели Императорских детей, которые заступились за девушку. Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году.

Впоследствии стало известно, что молодые люди покаялись и в корне изменили свою жизнь.

Датчанин Ян-Майкл в течение шестнадцати лет был алкоголиком и наркоманом, причем пристрастился к этим порокам с ранней молодости. По совету добрых знакомых в 1995 году он отправился в паломническую поездку по историческим местам России; попал он и в Царское Село.

На Божественной литургии в домовой церкви, где некогда молились Царственные Мученики, он обратился к ним с горячей мольбой о помощи — и почувствовал, что Господь избавляет его от греховной страсти.

17 июля 1999 года он принял православную веру с именем Николай в честь святого Царя-мученика.

Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 года получил в подарок икону Царя-мученика, перед которой практически ежедневно молился, и в сентябре стал замечать на иконе небольшие пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский монастырь; во время молебна все молящиеся почувствовали от иконы сильное благоухание.

Икона была перенесена в алтарь, где находилась в течение трех недель, причем благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; было многократно засвидетельствовано мироточение от этого образа, свидетелями которого были сотни прихожан.

В 1999 году чудесным образом у мироточивой иконы Царя-мученика Николая II исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление — зрение вернулось.

Мироточивая икона побывала в ряде епархий — Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской… Везде, где побывала икона, были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы перед иконой.

Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред этой чудотворной иконой: от тяжелого гепатита была исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила.

Во время Юбилейного Архиерейского Собора прихожанки строящегося в Москве храма в честь преподобного Андрея Рублева собрались для совместной молитвы Царственным мученикам: один из приделов будущего храма планируется освятить в честь новомучеников. При чтении акафиста молящиеся почувствовали сильное благоухание, исходившее от книг. Это благоухание продолжалось в течение нескольких дней.

  1. К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.
  2. Память святым страстотерпцам Императору Николаю, Императрице Александре, их чадам – Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день их убиения 4 (17) июля, и в день соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).
  3.  Молитва святым Царственным страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, цесаревичу Алексию, царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии

 Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию. Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.

Не оставите нас, заступления вашего просящих.

Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Царственных Страстотерпцев

Источник: http://xn--80aaasqvd0adi0be.xn--p1ai/ikona-svyatyye-tsarstvennyye-strastoterptsy

Олег Стародубцев. Иконография образа «Царственных страстотерпцев» / Православие.Ru

Принято считать, что истоки упадка русской иконописи коренятся в начале XVIII века. Фактически же это произошло на несколько десятилетий раньше. Именно в середине XVII столетия западное влияние на русскую иконопись оказалось столь сильным, что патриарх Никон вынужден был прибегнуть к самым решительным мерам: велел отбирать иконы, писанные по образцу западных картин.

Собственно, само по себе искусство, привнесенное из западной церковной традиции, не является антихудожественным или принципиально несовместимым с традиционной русской иконописью.

Причина кроется в подходе к сути изображаемого: в разрушении древнего иконографического канона и исторической правдивости, когда, так называемая, «авторская свобода», то есть вольное истолкование иконописных образов, растворяет догматическую суть иконописного образа и, тем самым, уводит от правдивого изображения исторической реальности.

Православная икона пишется с точки зрения вечности, она – свидетельство Царства Божия, а свидетельство не имеет права на интерпретацию. То, что допустимо в религиозной живописи, интерпретирующей определенный священный сюжет, немыслимо в иконе, где изображенное должно следовать (или восходить) первообразу.

Определение VII Вселенского Собора гласит: «честь воздаваемая образу, переходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».

Московский Собор 1667 года свидетельствует: “чесо ради иконописцы пишут стаго Петра, Алексия и Иону московских чудотворцев в белых клобуках, неправедно: зане они клобуки белыя не носиша, и ниже бысть еще в Российских странах при них сей обычай?…Иконописцы ложно сие пишут, тяко и ина много ко прелести невеждам”.[1]

К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности, которая очевидна в религиозной живописи.

100 правило VI Вселенского Собора гласит: «Изображение на досках или ином чем представляемыя, обаяющыя зрение, растлевающыя умы, и производящия воспламенения нечистых удовольствий, непозволимо отныне, каким бы то ни было способом начертавати».

Современные условия требуют от иконописцев не бездумно копировать готовые образцы, но быть вдумчивыми творцами, высоко образованными, как в иконописном деле, так и в истории.

К сожалению, при выборе стиля и образцов художники-иконописцы нередко руководствуются преимущественно лишь своими вкусами или желаниями заказчика.

В итоге, выразительная форма оказывается не выражением догматического содержания, а его интерпретацией, зачастую весьма вольной.

Создание новых иконографий всегда было делом трудным и очень ответственным. Сегодня мы становимся свидетелями создания иконографий святых нового времени. Самый обширный пласт новой иконографии составляют образы новомучеников.

За период с 1988 года и до настоящего времени в Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых. Только на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года было прославлено 1154 святых. По традиции, при канонизации каждому святому пишется икона, но для многих новомучеников еще не найдено общепризнанного образа.

Те иконы, которые все-таки пишутся сегодня, не всегда удовлетворяют каноническим и художественным требованиям.

Каждая икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико-каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

Очертив круг наиболее важных требований, которые предъявляются к традиционной русской иконописи, попытаемся рассмотреть несколько образов иконографии «Царственных мучеников», столь широко ныне почитаемых.

Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных

Среди других, наиболее известных икон с изображением Царской семьи, обращает на себя внимание икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных» из храма Христа Спасителя. Средник этой иконы очень известен, благодаря многократному литографическому тиражированию.

Фрагмент

В центральной нижней части средника изображена Царская семья. И, в первую очередь, обращает на себя внимание все та же историческая ошибка. Император, императрица и все члены царской семьи изображены в  стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон XVI-XVII веков. Вызывает недоумение, почему царь Николай II и царица Александра изображены на втором плане семифигурной композиции. В иконографических традициях ключевые фигуры святых изображаются в центре, обозначая, тем самым, композиционный и смысловой центр. Возможно, что иконописцы поместили их в глубину композиции с целью избежать некоторых проблем, связанных с детализацией изображения образов. Но, так или иначе, это нарушает существующие иконописные каноны.

В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики».

Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия.

В древней традиции православной иконописи через надписание святых, а не через портретную схожесть, написанному образу усвояется статус иконы для поклонения и почитания. В данном случае икона надписана как «Царственные мученики».

Согласно определению Освященного Архиерейского Собора 2000 года, прославившего Царскую Семью, говорится: «прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских».

[3] Слово «страстотерпец» восходит к посланиям апостола Павла (2 Тим 2 : 3, 5; Евр 10, 32), причем в послании к Евреям говорится о стойкости (славянский синоним – терпение) в перенесении страданий. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.

), Игорь Черниговский (1147 г.), Андрей Боголюбский (1174 г.), Михаил Тверской (1319 г.), которые, в строгом смысле, не были мучениками за христианскую веру, но завершили свою жизнь от рук гонителей веры и убийц.

Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности, терпения и личного мужества. Тем самым, чтобы не нарушать, пусть и незначительную, но все же разницу в сложившихся понятиях, надписание икон должно жестко следовать определению о канонизации.

Читайте также:  Молитва по соглашению николаю чудотворцу, текст

В древней иконографии встречаются примеры, когда страстотерпцам, как и мученикам, усвояются в правую руку мученические кресты (как, например, на иконе свв. Бориса и Глеба – первая половина XIV в).

[4] Святые изображены с мученическими крестами в правой руке и с мечами — в левой. На иконе «Царственные мученики» все члены Царской Семьи имеют в руках мученические кресты, причем у св. Николая и св.

Александры — один крест, значительно больших размеров, и св. Николай держит его в левой руке.

Среди часто издаваемых большими тиражами икон есть иконы и с изображением непосредственно св. царя Николая II. В целом, им, как правило, присущи те же иконографические противоречия, о которых говорилось выше.  Кроме того, стоит отметить, что изображение святого не в окружении членов Царской семьи все-таки тоже выходит за рамки канона.

В иконографической традиции, конечно, есть примеры, когда из собора святых изображались лишь избранные святые, но они единичны.

Для общего поклонения и почитания в традиции Русской Церкви с древности изображались соборы единопрославленных святых: «40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся», «Священномученики, в Херсонесе епископствовавшие» и др.

Таким образом, кратко обозначив круг основных требований иконографического канона и рассмотрев на общеизвестных примерах основные противоречия, существующие в современной иконографии «Царственных страстотерпцев», попытаемся определить, что же включает в себя исторически обоснованное и иконографически верное иконописное изображение.

Первоочередным здесь выступает требование следовать строго иконографическим традициям русской иконописи, не смешивая стили и художественные решения. С точки зрения иконографии нам представляется наиболее обоснованным следующее решение.

В центральной части образа в полный рост помещаются фигуры царя Николая II, царицы Александры и царевича Алексия. Композицию дополняют фигуры великих княжон: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Исторически обоснованным должно быть изображение одеяний святых. Как свидетельствует житие св. царя Николая и его семьи, после отречения от Престола и до часа своей кончины царь носил военный мундир (без погон), на груди — Георгиевский крест. Похоже одевался и царевич Алексий.

Скромными были одеяния и головной убор царицы Александры. Скромны и просты – одежды великих княжон. Головы великих княжон – не покрыты.

Соблюдая иконографические каноны, но, сохраняя черты исторической реальности, вероятно, наиболее обоснованным было бы изображать Царскую семью именно в таких одеяниях.

Портретные черты изображаемых святых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены – ровно настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма. Каждому святому должен усвояться в правую руку мученический крест, свидетельствующий о его личном подвиге.

Совершенно справедливо и оправдано, как с иконографической, так и с исторической точки зрения, изображение царских мученических венцов над головами изображенных.

В акте отречения Николая II говорится: «…признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть»,[5] но это лишь сложение верховной власти.

С церковной же точки зрения факт отречения Государя не является каноническим нарушением, потому что не было соборно принятых Православной Церковью установлений.

Более того, к моменту своей кончины св. Николай оставался единственным законно поставленным государем, единственным помазанником.

В России помазание Святым миром на царство было воспринято из традиции Византийской империи, но восходило ко временам Ветхозаветной Истории (вспомним помазание на царство царя Давида (1 Пар. 16,1.12)).

Согласно учению Церкви, Дары Духа Святого, которые подаются через таинство миропомазания, неизгладимы, и даже добровольно оставивший Престол св. царь  Николай оставался единственным законным правителем.

Завершить композицию иконы «Царственных страстотерпцев», с нашей точки зрения, необходимо изображением в верхней ее части образа Иисуса Христа с благословляющей десницей или двух ангелов, несущих образ Богородицы, именуемой «Державная». Икона Царской семьи, как определено в акте о канонизации, должна быть надписана «Царственные страстотерпцы» с перечислением имен всех членов семьи. [6]

Иконографически справедливым будет, с учетом сказанного, изображать Царскую семью и в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву должна занимать центральное место.

Иконопись, бесспорно, является верной хранительницей преемственности священных традиций. Эту мысль отразили в своих определениях Отцы VII Вселенского Собора, и эту мысль  должно продолжать во исполнение догматической и исторической истины.

[1] Деяния Московских соборов 1666 и 1667 годов. М.,  изд. 2, 1893 г., л,. 24.

[2] Как известно, Зарубежный Синод Русской Церкви причислил к лику новомучеников Царскую семью в 1981 году.

[3] Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Церкви. М. 2000 г.

[4] Икона хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

[5] Акт об отречении Государя Императора Николая II от Престола.

[6] Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Церкви. М. 2000 г.

Источник: https://pravoslavie.ru/1518.html

Икона Царственных Страстотерпцев

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста. В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Величие царственных страстотерпцев заключается в служении Господу и России ушедшей эпохи. Вместе с государем Николаем вторым мученическую смерть приняла его семья. Православный народ сохранил память о Царственных Страстотерпцах на многие года, а в 2018 году будет отмечаться столетие со дня их гибели.

Икона Царственных Страстотерпцев

Житие святых Царственных Страстотерпцев

Последний царь Российской империи Николай второй родился в день мученика Иова Многострадального и назван был в его честь. В учении государь отличался необыкновенной памятью и уникальными способностями. Он получил экономическое, юридическое образование и прошел военную подготовку.

Дочь герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV Алиса приняла православие с именем Александра и вступила в брак с Николаем вторым после смерти его отца Александра третьего. Во время коронации Николая второго был особый праздник с раздачей подарков, но тожественное событие сменила трагедия. В ужасной давке погибло много людей.

Государь распорядился оказать помощь пострадавшим семьям.

Николай второй во время миропомазания на коронацию стал священной особой и начал свое правление с богоугодных дел. Изменились условия жизни заключенных в тюрьмах, были прощены долги, получили поддержку ученые, студенты и творческие люди.

Российский император был против войны и принял участие в конференции по предотвращению войны в Нидерландах. Государь был также против смертной казни, и ни одно помилование не осталось без его внимания.

Он не любил праздности, расточительства и роскоши. Его доброта отражалась не только в глазах, но и делах. Около четырех миллионов рублей он пожертвовал на содержание госпиталей и благотворительность.

Многие люди принимали кротость, доброту и скромность за слабость характера. Но это не так. Когда необходимо было принять важное решение для Российской империи, он проявлял твердость, мужество и настойчивость.

Во время русско-японской войны 1904 года он отказался заключать позорный мир с Японией.

Царские дети воспитывались в соответствии с православными нормами и русскими традициями простоты и строгости, одежда бала скромной, а питание простым. Рождение сына в 1904 году стало огромной радостью для царской семьи, это наследник престола. Но мальчик от рождения страдал редким заболеванием гемофилией, и родители старались скрывать этот факт.

За двадцать лет правления императором Николаем вторым Россия превратилась в основного поставщика зерновых и экономисты пришли к выводу, что она станет господствовать в Европе в экономическом, финансовом и политическом отношении.

Но начатые военные действия в 2014 году с Австро-Венгрией приостановили дальнейшее развитие Российской империи. Октябрьская революция была последним ударом для царственной семьи.

Чтобы избежать кровопролития по требованию временного правительства государь Николай второй отрекся от престола.

Сначала царская семья находилась в полной изоляции в Царском селе, затем их перевезли в Екатеринбург. В ночь с 3 на 4 июля царских супругов, пятеро детей Ольгу, Татьяну, Марию, Анастасию и сына Алексея и прислугу расстреляли большевики.

Кто такие новомученики исповедники и Царственные Страстотерпцы

Страсторепцы это те, кто принял мучительную смерть не за веру, а за непротивление насилию и за терпение мучений от иноверцев. Первыми канонизированными страстотерпцами были князья Глеб и Борис, вторыми — царская семья Николая второго.

В 2000 году собор русской православной церкви канонизировал святых, которые терпели гонения после революции 1917 года, их называют новомученики и исповедники. К преподобномученикам относятся монахи и священники в монашеском постриге.

Иконы святых Царственных Страстотерпцев

До канонизации было написано два изображения царственных новомучеников, которые можно узнать сразу:

  • на иконе вся семья;
  • крест знак мучений и победы;
  • преобладание красного тона как символа страданий, веры и царственности;
  • соблюдение иконописных тонов красного, белого и золотого.

Многие специалисты отмечают неточности иконописания на иконах Царственных Страстотерпцев, крест у государя в левой руке, у царицы его нет. На первом плане царевич Алексий, а не государь. Но каждый художник отражает подвиг царственной семьи своим творческим замыслом, а интерпретацию образов любой человек видит по-своему.

Смотрите еще видео рассказ об иконе святых мучеников:

Икона Царственных Страстотерпцев

  • Молитва Иоанну Воину
  • Икона София, Вера, Надежда, Любовь

Источник: https://tolkovanie.info/ikona-tsarstvennyh-strastoterptsev/

Икона Царственных Страстотерпцев

Среди множества православных икон можно найти те, которые изображают мирян, принявших мученическую смерть. Икона Царственных Страстотерпцев горячо почитается в православном мире, и многие христиане обращаются к ней за помощью и советом.

Царская семья вошла не только в светскую, но и в церковную историю. Их мученическая смерть во времена хаоса и безбожия дала право церковнослужителям канонизировать их. Жизнь царской семьи до сих пор является символом мудрости, истинной веры и безграничной любви к ближним.

История иконы

Несмотря на слухи, воспитанию в царской семье придавалось большое значение, и все дети выросли не в праздности, а в суровых условиях, которые помогли венценосным особам развиваться не только физически и умственно, но и духовно. Родители привили своим отпрыскам любовь к ближнему и веру в Высшие Силы. Жизнь и смерть царской семьи известна каждому. Даже зная о перспективах своей жизни, царская семья не перестала заботиться об интересах жителей великой страны и молиться Господу о благополучном исходе.

Где находится икона Царственных Страстотерпцев

После того, как церковь канонизировала невинно убитых членов царской династии, по всей России начали возводить храмы и церкви в честь мучеников, мужественно принявших свою смерть.

Было написано множество икон, которые обладали чудесными свойствами исцеления и нередко мироточили, доказывая свою истинную силу. Сейчас практически в каждой церкви можно найти список с иконы.

 Самыми известными местами паломничества являются следующие церкви и храмы:

  • Храм-на-Крови в Екатеринбурге;
  • храм города Жуковского, что в Подмосковье;
  • Всехсвятское благочиние Московской епархии, город Москва;
  • деревня Стуколово Псковской области;
  • храм в городе Ангарск Иркутской области;
  • храм в городе Сосновка Кировской области;
  • храм в селе Рождество в Петушинском районе Владимирской области;
  • храм в Сатке Челябинской области;
  • храмы в Ижевске, Костроме, Чебоксарах, Калуге, Ярославле и других населенных пунктах России.
Читайте также:  Молитва ангелу-хранителю о помощи

Описание иконы

Каждый иконописец имеет свой взгляд на свои творения, поэтому в мире насчитывается более сотни образов Страстотерпцев, которые отличаются деталями. Однако общая картина узнаваема. На иконе присутствует крест как символ истинной веры и мученичества, большое количество красного цвета. Он указывает на царскую династию и одновременно на пламенную веру. На первом плане изображен царевич Алексей, а не глава семейства. Эта каноническая неточность не единственна. На некоторых иконах крест у царевны находится в левой руке, хотя по правилам его место в правой. Однако целостный образ великолепно написанной иконы завораживает.

Молитва перед иконой Царственных Страстотерпцев

«Святые Страстотерпцы, вынесшие страдания во славу Господа и всего рода людского! Обращаемся к вам со смиренной молитвой. Мученик Николай, помоги очистить души от греха вольного и невольного да помолись за здравие наше перед Господом. Испроси у него покровительства да указания пути верного. Не дай поддаться искушениям да предать родных и близких своих в угоду своим желаниям. Аминь».

Молитвы великомученикам можно возносить и о помощи в учебе, при различных сложных жизненных обстоятельствах. Святым молятся о здравии и благополучии своего рода, о рождении здорового потомства. Каждый может вознести искренние слова молитвы, и они будут услышаны на Небесах.

В чем помогает икона

К Страстотерпцам обращаются с молитвами о защите Отчизны от вражеских набегов, о сохранении мира среди православных христиан. Молитвы помогают обрести гармонию в браке, избавиться от негативных мыслей, исцелиться от различных недугов и очистить душу от прегрешений. Царю Николаю молятся о помощи в обучении.

Дата празднования

Память святых в церкви отмечается два раза в год. Первая дата — день гибели царской семьи — 4 (17) июля. Вторую дату церковь установила в честь новоявленных святых, канонизированных 25 января (7 февраля).

Каждая икона в православном мире имеет свое значение, и если вам необходима помощь Высших Сил, вы может обратиться к Небесным Покровителям за помощью.

Помните, что искренние слова молитвы должны исходить из самого сердца. Не заучивайте сложных церковных текстов, ведь от того, правильно или нет вы произносите слова, большего раскаяния и веры у вас не будет.

Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

В православный крещенский сочельник христиане традиционно соблюдают пост и не едят до первой звезды, возносят …

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что …

Николай Чудотворец — один из самых почитаемых и любимых святых среди православных христиан. Молитвы, обращенные …

Если вам тяжело справиться с трудностями самостоятельно, обратитесь за помощью к своему Ангелу-Хранителю. Он обязательно …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-tsarstvennyih-strastoterptsev/

Царственные страстотерпцы

Икона “Царственные страстотерпцы”посвящена царской семье, расстрелянной семнадцатого июля 1918 года. Семья прославлена РПЦ в лике страстотерпцев. Об этом лике надо сказать особо. Из разного отношения к нему вытекает разная оценка подвига царской семьи в народе и церкви.

Это разногласие сегодня, после многолетней борьбы за канонизацию семьи в РПЦ и ее завершения в 2000 году, ушло вглубь – в многочисленность и борьбу иконографических образов царственных мучеников.

Разобравшись в этих разногласиях, можно найти, как мне кажется, ключ к разгадке спорных, с точки зрения специалистов, образов и к невозможности прийти к единому.

Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как, например, мученики первых веков, которых язычники распинали, казнили и заставляли отрекаться от христианства, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу. Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.

Семья Николая II, расстрелянная большевиками 17.07.1918 г.

В церкви канонизация в этом лике считается низшей, в основном такой чести удостаиваются миряне, что само по себе достаточное редкое явление, хотя именно с этого чина на Руси вообще начинается прославление и почитание святых (XI век). Главным  почитателем святых страстотерпцев и их подвига непротивления является народ, он считает его высшим подвигом.

Самый яркий пример – Борис и Глеб, первые на Руси канонизированные в лике святых вообще и, в частности, в лике святых страстотерпцев. «Сказание» о братьях неизвестного автора рассказывает, как Борис узнает о том, что его хочет убить брат, но он принимает решение не сопротивляться смерти, несмотря на уговоры своей дружины.

Анастасия Романова

Тому же примеру следует и младший брат Бориса – Глеб. В «Сказании» смертный подвиг братьев лишен всякого героизма, наоборот, в нем подчеркивается их человеческая слабость, горький плач перед смертью, нежелание умирать.

Во всех русских сказаниях о страстотерпцах акцент делается не на политической деятельности святых, и не на их жизни, а на исполнении ими христианской заповеди любви и подражания Господу.

Даже если некоторые из них в жизни были слабыми и неудачниками, народ почитает их, оценивая намерения и жертвенность их смерти. Этой христианской идеи не было в Византии, которая канонизировала царей за их заслуги перед православием.

Она родилась только на Руси, из любви и милосердия. Русский народ почитает непротивление как высший человеческий подвиг, непротивленцы-страстотерпцы становятся во главу всех русских святых, поскольку их вольное мучение и добровольная смерть – полное исполнение евангельского смирения, любви и кротости.

Ольга Романова

Греческая церковь, поставлявшая на Руси в XI веке митрополитов из числа своих представителей,  очень сильно и долго сопротивлялась канонизации. Но глубокое почитание святых русским народом, сломило их долгое сопротивление и каноническое сомнение.

Подобное же повторилось спустя десять столетий в истории с канонизацией царской семьи. История ее канонизации длилась более 70 лет. В 1928 году царская семья причислена к лику святых мучеников Катакомбной церковью*.

В 1934 году убиенных в том же лике канонизировала Сербская Православная Церковь. В 1981 году Русская Церковь За рубежом (РПЦЗ) прославила их как святых мучеников, причислив к ним и четырех слуг, расстрелянных в ту же ночь.

Дольше всех не могла определиться с канонизацией царственной семьи и с ликом их прославления Московская Патриархия.

Татьяна Романова

Перед собором 2000 года, когда должен был окончательно решиться вопрос с их канонизацией, было написано две иконы новомучеников российских: с царственными мучениками в центре и без них.

Правда, закончена была только первая. Наконец, после долгого изучения и исследования материалов специальной синодальной комиссией царская семья 20 августа 2000 года года Собором РПЦ причислена к лику святых страстотерпцев.

При этом слуги семьи, расстрелянные вместе с семьей, не были канонизированы Московской патриархией, в отличие от РПЦ(З). В силу того, что канонизация шла очень сложно и долго, в том числе и по политическим мотивам,

в разных церквях царская семья канонизировалась в разных ликах (как мученики, как страстотерпцы, как мученики и страстотерпцы). Разное отношение к ним в церкви и народе нашло отражение в многочисленных иконографических образах.

Мария Романова

Существует уже около сотни различных образов, отражающих видение тем или иным иконописцем подвига царской семьи. Первые иконы с их образами были написаны за рубежом и уже оттуда пришли в Россию.

Потом стали появляться иконы царственных страстотерпцев, писанные российскими иконописцами. Мы посмотрим только два образа из этого множества, которые интересны как варианты смысловых акцентов, выраженных в сюжетном изображении страстотерпцев и в цветовом решении их духовного образа.

  • Главным при написании иконы является ее узнаваемость: с первого взгляда должно быть понятно, что за икона перед нами. Можно назвать три особенности, по которым распознаешь икону царственных страстотерпцев: наличие на иконе всей семьи;
  • наличие креста, как символа их мученичества и победы; обилие красного цвета – цвета пламенной веры, мученичества, царственности и пасхальной радости одновременно.
  • С этой точки зрения первая икона больше соответствует этим требоаваниям: она  проста, узнаваема, лаконична, имеет простые цветовые решения, общепризнаные в иконографии как символы мученичества, чистоты и нетварности.

Многие специалисты отмечают некоторые канонические неточности изображения: например, царь и царевна Татиана держат крест левой рукой, хотя он должен держаться правой. У царицы вообще нет креста. На первом плане – царевич Алексей, а не царь, как глава семейства. Отмечаются и другие неточности.

Но, на мой взгляд, эти неточности компенсируются точной цветовой гаммой, которая является в иконе главной. Вся икона выполнена в основных иконописных цветах: красном, белом и золотом. Сам сюжет при этом отходит на второй план. Икона делает акцент на красном – цвете мученичества, жертвенности и царственности семьи.

В красном выполнены и некоторые элементы одежды, что подчеркивает их личную жертвенность. Красные венцы являются одновременно символом царственности и мученичества.

Такой же силой обладает на иконе Белый цвет, цвет Нетварности и Вечности. Он символизирует святость, праведность и непорочность  душ. Белые ризы всех членов царственной семьи сливаются в единый образ, делая всю семью неделимым целым и центром композиции.

Дополняет основные цвета иконы золотой цвет – цвет Божественной благодати. Золото нимбов и золотые ассисты, которыми прорисовывается одежда страстотерпцев, подчеркивает Божественность Вечной жизни, в которой они пребывают.

Икона “Царственные страстотерпцы”

Зеленый цвет земли утверждает радость жизни, веру в Возрождение России, за которую они пролили кровь. Над всем образом вверху, освящая их, находится образ Богородицы «Державная», обретенная в год отречения царя от престола.

По-другому решен образ на второй иконе. Основа иконы – сюжет, а не цвет.

Очень тщательно вырисована каждая фигура, до копирования, например, военных мундиров царя и царевича, санитарных одежд царицы и ее старших дочерей Татианы и Ольги – сестер-милосердия.

Одежда младших сестер – вполне светская, подчеркивающая, что они не несли никакого служения, а находились дома. Этот стиль ближе к католическому письму, так как, приближен к земному, в отличие от первого образа, делающего акцент на символическом.

Царь – центр композиции. Но одежда выписана так, что каждый из членов семьи выглядит отдельно, их единство подчеркивается не целостностью и цветовой гаммой, а группировкой. Мученичество подчеркнуто красной мантией царевича Алексея, единственного, облаченного в этот цвет. Царственность подчеркнута коронами.

Основной фон – золотой и зеленый. Первый указывает на Божественность Вечной жизни, второй – на Возрождение и новую жизнь. Земля на иконе решена в темно-синем небесном цвете, которая отражается на сапогах и в одежде женских фигур. За обилием на иконе деталей и локальных цветов теряется лаконичность образа, так как, они оттягивают на себя много внимания, скрывая основной смысл подвига.

Но это мое личное мнение. Всякий, кто желает познакомиться с иконографией царственных страстотерпцев, может найти их изображения от монархических до маргинальных, и выбрать из них тот, что ближе по духу. Также волен каждый иметь свою интерпретацию образов, потому что каждому он открывается по-своему.

  1. Примечание:
    * Катакомбная или истинно-православная церковь (ИПЦ) – это представители русского духовенства и общин, не признающих юрисдикцию Московской патриархии, обвиняя ее в сотрудничестве с коммунистическими властями.
  2. Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/carstvennye-strastoterpcy/

Ссылка на основную публикацию