Храм серафима вырицкого, его жизнь в вырице и все, что связано с его именем

Святой преподобный Серафим Вырицкий. Памятные места | Твой Святой

Биография старца иеросхимонаха Серафима (Муравьёва) неразрывно связана с Санкт-Петербургом–Ленинградом и его окрестностями.

В городе на Неве прошли его юность и первые шаги его трудовой деятельности, здесь его ожидал крупный успех как даровитого управляющего торгового предприятия, впоследствии же хозяина собственного прибыльного дела.

В Петербурге Василий Николаевич в 1890 г. женился. на Ольге Ивановне Нетрониной и от этого брака родились дети, Николай и Ольга (умерла во младенчестве).

Обратите внимание

В Александро-Невской лавре будущий старец принял постриг, священный сан, схиму и должность духовника обители. Лаврский период его жития продлился до 1930 г.

Далее последовали тяжёлая болезнь и переезд за город согласно рекомендациям врачей. Иеросхимонах Серафим жил сначала в Поповке, на даче настоятеля Троице-Измайловского собора о. Леонида Богоявленского (Колпинская улица, д.

378 — дом до нашего времени не сохранился), а затем в Вырице.

Вырицкие церковь в честь Казанской иконы Божией Матери и дом на Пильном проспекте, 7, где жил старец, представляют главные достопримечательности, связанные с его памятью.

Казанский храм – великолепный образец деревянного зодчества, нарядный и лёгкий, с высоким шатровым куполом. Построен в 1904 г. по проекту архитекторов В. П. Апышкова и М. В. Красовского.

В храме доступна для поклонения икона Божией Матери Казанская – родовой образ семьи Муравьёвых.

Близ стен находится могила старца Серафима, над которой в 2000 г., ко времени прославления, устроили часовню единого архитектурного стиля с церковью.

Вторая могила рядом в часовне – протоиерея Алексия Коровина, настоятеля Вырицкого прихода.

У часовни многолюдно, особенно в праздники, горят свечи. 3 апреля, согласно церковному богослужебному календарю, ежегодно отмечается день памяти преподобного. С расписанием служб в храме и часовне, схемой проезда и другой полезной информацией для паломников можно ознакомиться здесь.

Важно

В ветхом состоянии находится дом № 7 по Пильному проспекту, ранее принадлежавший семье провизора В. Томберга (часть этого дома отец Серафим снимал с 1931-го по 1945 г.).  К сожалению, нынешние владельцы дома посещение келии старца паломниками не приветствуют.

Паломники могут издали осмотреть усадьбу, в саду которой находится гранитный камень – место аскетических подвигов старца. Хорошо сохранился дом № 39 по Майскому проспекту, где старец провёл последние годы жизни до самой кончины, последовавшей 3 апреля 1949 г.

В Санкт-Петербурге с памятью преподобного Серафима связан ряд адресов. Так, семья Василия Николаевича проживала в Большом Казачьем переулке, дом 7, на Гороховой, 65, в Апраксином переулке, 20.

На Гороховой, 56, действовала контора по заготовке пушнины и магазин с огромными витринами. В Апраксином дворе было несколько контор: по Большой линии и у главного входа.

Муравьёвы тогда были прихожанами и членами попечительского совета церкви Воскресения Христова на Фонтанке. В 30-х гг. ХХ в. церковь была взорвана.

Путём архивных исследований в Александро-Невской лавре установлено местонахождение келии святого. Она располагается в Феодоровском корпусе, в левом крыле, примыкающем к Троицкому собору, за вторым и третьим окном второго этажа. В настоящее время в келии произведена реставрация и устроен домовой храм в честь преподобного Серафима Вырицкого.

12 декабря 2016 г., в связи со 150-летним юбилеем со дня рождения преподобного была открыта мемориальная доска по адресу Апраксин переулок, д. 20. Здесь семья Василия Николаевича и Ольги Ивановны Муравьевых проживала в период 1905 -1920 гг.

В Санкт-Петербурге и области построено несколько храмов и часовен в честь преподобного Серафима.

Совет

Помимо часовни над могилой старца в Вырице, имеются церковь и часовня преподобного Серафима Вырицкого в Купчино, на Загребском бульваре, 26.

В Апраксином дворе действует часовня во имя преподобного Серафима, как известно из жития, имевшего здесь торговые конторы и склад.

При Санкт-Петербургском Гостином дворе открыт храм в честь преподобного Серафима Вырицкого и Музей купечества. В поселке Тярлево под Павловском на месте дома четы Муравьёвых (утраченного) установлен поклонный крест.

Источник: http://tvoysvyatoy.ru/2017/04/01/svjatoj-prepodobnyj-serafim-vyrickij-pamjatnye-mesta/

Легенды Вырицы. Преподобный Серафим Вырицкий

“Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым и я всегда помогу вам», – так говорил ещё при жизни Серафим Вырицкий.

В 2000 году спустя 50 лет после смерти его причислили к лику святых Русской Православной церкви. В это же время здесь выросла эта часовня, на месте погребения Преподобного.

Святого старца в Вырице почитают особо, приходят, чтобы поклониться, попросить о помощи, а ещё здесь есть те, кто продолжают дело батюшки Серафима.

Мог ли кто-то из окружения торговца пушниной Василия Николаевича Муравьёва представить, что купец 2 гильдии, в будущем станет монахом? Зато вот сам предприниматель об этом знал наперёд. В семье Муравьёвых духовные ценности стояли выше материальных, и в решении полностью посвятить себя Богу Василий Николаевич был не одинок.

В 1920 году он принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре, а в Воскресенском Новодевичьем монастыре пострижена в монашество была его верная супруга Ольга.

Муж и жена в прошлом  в схиме получили одинаковые имена,  Серафим и Серафима, и, отдав всё своё крупное состояние церкви, поселились далеко от города, в посёлке Вырица.

 Наталья Давыдова, Заведующая Вырицкой поселковой библиотекой имени И. А. Ефремова “Серафим Вырицкий действительно он тут стал святым, неверно ещё до того, как его канонизировали.

Во-первых, обладал такими – ну действительно пророческими какими-то вот данными, многое предвидел. Было пророчество у него такое, что вот Алексий I будет патриархом, и будет он 25 лет патриархом.

Вот,  и когда в 49 году почил Серафим Вырицкий, Алексий I сказал, что: «Вот прошли 4 года из предсказанных мне 25».

Обратите внимание

В Храме Казанской иконы Божией Матери по сей день бережно хранятся святые образа из дома Преподобного: икона Богородицы и Серафима Саровского, ещё дореволюционная, с частицей мощей.

Сама же церковь была построена к 300-летию  дома Романовых по проекту архитектора Красовского.  Возводить храм в неорусском стиле помогал великий князь Иван Константинович Романов.

Святыня оказалась настолько крепкой, что выстояла и в революцию  и в последующих военных событиях.

Иеромонах Мефодий (Зинковский), клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице: “Было даже определённое чудо, что храм пережил войну.

Потому что советские войска, отступая отсюда в сентябре 41 года, они думали взорвать храм, потому что высокий купол, шатровый, считалось, что может быть наводкой для вражеской артиллерии немецкой. Но храм не был взорван по таким несколько странным обстоятельствам.

Тот офицер, который возглавлял сапёрную группу, он зашёл в храм и застрелился. Возможно, он был верующим. Мы не думаем, что это было самоубийство, знаете, вот как Матросов лёг на амбразуру”.

Немцы пришли в посёлок в 1941,  оккупация Вырицы продлилась 4 года. Всё это время батюшка Серафим беспрерывно молился о своей стране, о победе, о спасении людских жизней. Он повторил подвиг Святого Серафима Саровского.  1000 ночей, отстояв на камне.

Галина Степанова, Жительница посёлка Вырица: “Началась война, и мама пошла вот к отцу Серафиму, она очень почитала его, вот пошла к нему. Ну и говорит: «Батюшка, вернётся мой муж?». Он говорит: «Вернётся на трёх ногах».

Ну, он с костылём и приехал – на трёх ногах. Сестра моя бегала туда. Сколько – 10 лет было. И вот как раз во время войны. «Я, – говорит, – бегом, босиком помчалась в церковь.

Прихожу – он сидит посреди церкви, сзади 4 немца стоят, а он в кресле сидит посреди церкви».

Важно

Весть о том, что в Вырице живёт великий постник и молитвенник быстро разлетелась за пределы посёлка. Обратиться к Преподобному – посоветовали и будущему священнику Иоанну Миронову. Его судьба сложилась трагически.

Сначала во время коллективизации семью сослали в Синявинские болота, где погибли его братья и сестра. В 16 лет он был призван на фронт. Служил под Ленинградом, а потом освобождал страны Прибалтики.

А после демобилизации решил стать священником.

 Протоиерей Иоанн Миронов, Настоятель домового храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»:

“Поехал я к батюшке. Еду дорогой, плачу, думаю: «Господи, как же я такой грешник к такому человеку святому еду?». И вижу – присоединился я к отцу Василию – тогда Вася Ермаков и Толя Малинин. (…) Вызывает матушка Серафима (…): «Семинаристы, батюшка вас зовёт». Ну, они семинаристы и пошли, а я думаю, как, я не имею права, я ж не семинарист.

(…) Матушка говорит: «Ну а ты-то что не идёшь?» (…) Иди-иди, тебя батюшка ждёт. Ну я вот встал на колени, слёзы у меня, как град. Батюшка так ласково: «Ну что там у тебя?». Я говорю – “Батюшка, хотел бы поступить в семинарию, но документы то все потеряны, ничего нет после войны”.

Он говорит: «Собирай там, какие бумажки надо, примут, примут, хорошим будешь студентом».

Будучи духовным чадом Преподобного, отец Иоанн Миронов благословил уже своих духовных чад,  монахов Кирилла и Мефодия служить в Вырице.

Братья-близнецы организовали здесь центр приёмных семей «Умиление», где воспитываются дети с серьёзными проблемами здоровья. Их часто приводят сюда – приложиться к мощам Святого старца.

Ведь, не просто так именно в Вырицу вот уже многие годы стекается народ из разных уголков земного шара.

Иеромонах Мефодий (Зинковский), клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице:

Многие из-за границы приезжают, и из Греции, с Афона к нам приезжают. Они уже читали жизнеописание Святого Серафима, потому что оно переведено на греческий язык, на английский язык”.

Юлия Миханова, Антон Голубев, Олег Подъячев, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. Первый канал – Санкт-Петербург.

Источник: http://www.1tvspb.ru/event/Legendi_Virici_Prepodobnij_Serafim_Virickij_/

Преподобный Серафим Вырицкий

С Гатчинской епархией неразрывно связано имя преподобного Серафима Вырицкого. 

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в семье истинно верующих, благочестивых крестьян – Николая Ивановича и Хионии Алипьевны Муравьёвых.

Девяти лет от роду мальчик лишился отца, а в десятилетнем возрасте, по приглашению односельчанина, уехал в Санкт-Петербург на заработки. Отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина.

В дальнейшем владелец конторы, где работал мальчик, стал поручать ему все более и более сложные дела, которые Василий всегда выполнял с усердием и в срок.

Совет

Однако, находясь под влиянием часто читавшихся в семье житий древних подвижников, Василий носил в своём сердце тайное, но неугасимое стремление к монашеской жизни.

Однажды, когда ему было около четырнадцати лет, он в горячем порыве пришёл в Александро-Невскую лавру и поведал безызвестному нам старцу-схимнику о своём заветном желании.

В ответ Василий услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой.

Свободное время Василий делил между молитвой, чтением душеполезных книг и самообразованием. Обладая хорошими математическими способностями, Василий быстро овладевал коммерческими дисциплинами.

Хозяин Василия высоко ценил нравственные и деловые качества своего работника — необычайное трудолюбие, исполнительность и несомненный коммерческий талант. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначил юношу на должность приказчика, а еще через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком.

В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Это был удивительный и редчайший случай, ибо для того чтобы дослужиться до старшего приказчика, обычно требовалось не менее 10 лет.

По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, неизменно бывал он и в обители Преподобного Сергия Радонежского. Здесь Василий Николаевич познакомился с известным духовником своего времени, старцем Варнавой Гефсиманским. Их духовное общение продолжалось около 20 лет.

По благословению отца Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, всё время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.

Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался.

Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, в 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело: организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

Обратите внимание

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним.

В семье Муравьёвых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни больших праздников в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих.

После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришёл под кров его дома. После трапезы хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику.

В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако последняя отошла ко Господу еще младенцем, и после её кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.

Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

В 1905 году Василий Николаевич Муравьёв стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского.

Читайте также:  Честолюбивый человек - какой это? честолюбие - хорошо или плохо? как избавиться от честолюбия?

Служение в обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. В течение многих лет Василий Николаевич вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые обществом. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих.

Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Важно

В 1917 году для семьи Муравьёвых наступил новый период жизни. Мятеж и перемена власти лишили их торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение богослужебных книг, уединённую молитву.

13 сентября 1920 года В. Н. Муравьёв подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии.

29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьёва в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского.

Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьёва с наречением ей имени Христина. Все имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. Послушание на кладбище доставшееся отцу Варнаве, было одним из наиболее сложных в обители. Страну охватило пламя междоусобной брани.

В храмах Александро-Невской лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Провожать почивших, утешать родных и близких погибших… Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель.

Активное участие принимал отец Варнава в деятельности Александро-Невского братства защиты святой православной веры

11 сентября 1921 года, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи — подвигоположника и покровителя монашества — митрополит Вениамин (Казанский) возвёл отца Варнаву в иеромонаха.

Служение отца Варнавы всегда отличалось неподдельной искренностью. Как вспоминают очевидцы, за Литургией лицо его озарялось духовной радостью, и не случайно, что на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьёва) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью.

Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утончённого интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве.

Всё шире становился, круг его духовных чад, а у дверей его келий всё чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением.

Совет

Нелегко было монашествующим сохранять внутренний мир в это смутное время. Тем заметнее для всех в лавре были спокойствие отца Варнавы и его покорность воле Божией, удивительным образом сочетавшиеся с непреклонной решимостью следовать истине.

В эти тревожные годы он стал настоящей опорой для братии, тяжко переживавшей как нападки на Церковь извне, так и внутрицерковные разделения и соблазны. Во всём: и в молитве, и на послушании, и в самоотверженном служении людям — подавал отец Варнава пример истинно монашеской ревности о Господе, трудолюбия и терпения.

Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варнава вместе с тем служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел.

Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия лавры решили избрать иеромонаха Варнаву (Муравьёва) членом Духовного Собора с назначением его на один из ключевых административных постов лавры — пост казначея.

В течение второй половины 1926 года архимандрит Сергий (Бирюков) стал готовить отца Варнаву к принятию послушания духовника.

Перед тем как начать своё старческое служение, отец Варнава выразил желание облечься в великую схиму.

При постриге он был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.

На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьёв) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней.

Обратите внимание

Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми.

Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.

Медики настоятельно советовали выехать старцу из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. К лету 1930 года отец Серафим покинул город святого апостола Петра.

Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру — Ольга Ивановна Муравьёва) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в лавру, навещая отца Серафима.

Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.

В то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный, живой — чистое сердце отца Серафима.

В истории Церкви не раз случалось, что во времена самых жестоких гонений и упадка веры Господь посылал в помощь людям Своих особых избранников — хранителей чистоты Православия.

Таким избранником в России 30-40-х годов стал святой преподобный Серафим Вырицкий.

Поначалу вырицкого подвижника посещали только самые близкие духовные чада, но вскоре к блаженному старцу вновь устремился нескончаемый людской поток.

Ехали к нему богомольцы из северной столицы и других городов, стекались жители Вырицы и окрестных селений.

Важно

В иные дни это были сотни посетителей, которые с раннего утра и до глубокой ночи «осаждали» келию старца. Часто приезжали целыми группами или семьями.

Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!»

Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем, который не только помогал духовно, но и практическими советами, устройством на работу, а также и деньгами через добрых людей.

Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду. Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям.

Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца.

Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно.

Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.

Совет

В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение, батюшка сразу начинал прием страждущих.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.

Отпевание отца Серафима отличалось редкой торжественностью. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», — вспоминают многие. 1 октября 2000 года, на юбилейном Архиерейском соборе иеросхимонах Серафим (Муравьёв) был прославлен в лике преподобных Русской Православной Церкви.

Житие по книге: Филимонов В. П. Житие преподобного Серафима Вырицкого. СПб.: «Сатисъ», 2000. С. 4-71.

Источник: http://gatchina-eparhia.ru/saints/prepodobnyj-serafim-vyrickij/

Преподобный серафим вырицкий

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру – Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года (по старому стилю) в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Родители его – Николай Иванович (1837–1876 гг.

) и Хиония Алимпьевна были крестьянами. Младенца крестили 1 апреля 1866 года в церкви Спаса на Ухте села Спасского, находившегося неподалеку от села, где жила семья Муравьевых.

Восприемниками мальчика, названного Василием, стали крестьянин Егор Акимович и крестьянская девица Александра Егоровна.

СТАРЕЦ ИЕРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ. М. 1999 г. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

После Василия в семье родились две дочери – Елизавета (1871 г.) и Евдокия (1875 г.). Обе они умерли во младенчестве, не прожив и года. 5 сентября 1876 года на сороковом году жизни скончался от чахотки глава семьи, и десятилетний Василий остался с больной матерью.

Господь помог осиротевшей семье: среди соседей нашелся добрый человек, работавший приказчиком в Санкт-Петербурге. Вместе с ним Василий направился в столицу на заработки, где устроился на службу в купеческую лавку. До революции ярославцы славились как отличные приказчики: недаром в тогдашнем Гостином дворе они составляли большинство.

В душе мальчик хранил заветную мечту – уйти в монастырь. Однажды он решил попытать счастья: испросив разрешения у хозяина, ранним утром пришел он к вратам Александро-Невской Лавры, желая встретиться с наместником. Из-за раннего часа ему предложили побеседовать с лаврским схимником.

Василий встал перед старцем на колени, умоляя взять его в монастырь на любую работу. Ответ прозорливого старца был таков: оставаться в миру, создать благочестивую семью, воспитать детей, после чего вместе с супругой посвятить оставшуюся жизнь монашескому подвигу.

Отец Серафим спустя много лет сам рассказал об этом, но имени схимника не назвал.

ПРП. СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ. ИКОНА

По своей кротости, смирению и молитвенной настроенности Василий воспринял слова лаврского старца как Божие благословение и всю последующую жизнь прожил так, как определил ему Господь через Своего посланника.

Во время работы в купеческой лавке он не только самостоятельно выучился грамоте, но обнаружил прекрасные способности к наукам. В шестнадцать лет хозяин назначил его младшим приказчиком, а в семнадцать – старшим. Старший приказчик считался заместителем хозяина. Жалованье Василия к этому времени поднялось до двенадцати рублей. Все деньги он отсылал матери в деревню.

Будущая супруга Василия – Ольга Ивановна Найденова (1872 года рождения) происходила из крестьянской семьи, жившей в деревне Кобылино того же Рыбинского уезда (деревня переименована после революции в Черемушки).

Обратите внимание

С отроческих лет Ольга мечтала о монашеской жизни и однажды упросила родственников взять ее на богомолье в Иверский женский монастырь. В обители Ольга имела беседу со схимонахиней Пелагией, эта встреча определила всю ее будущую жизнь.

Старица благословила Ольгу жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека и только после долгих лет семейной жизни по обоюдному согласию принять монашеский постриг.
Ольга восприняла это пророческое благословение с полным доверием и в 1890 году вышла замуж за двадцатичетырехлетнего Василия Николаевича Муравьева.

После свадьбы хозяин купеческой лавки, в которой служил Василий Николаевич, не пожалел довольно крупной суммы денег для своего любимого и исполнительного приказчика, чтобы тот мог начать самостоятельное дело.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ СПБ. ГДЕ ПРИНЯЛА ПОСТРИГ СУПРУГА ПРП. СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО

Василий Николаевич занялся заготовкой пушнины.

Торговля пошла успешно не только в России, но и во Франции, Германии, Англии и в других европейских странах.

Василий Николаевич стал миллионером, но никогда не забывал о благословении лаврского старца: старался творить добро, помогал нуждающимся. Большую часть своих доходов он отдавал в монастыри, храмы, богадельни.

В 1897 году Василий Николаевич закончил трехгодичные Высшие коммерческие курсы в Санкт-Петербурге. В семье Муравьевых родился сын Николай, а затем дочь Ольга.

После смерти годовалой дочери супруги по обоюдному согласию жили как брат с сестрой.

В 1903 году супруги Муравьевы побывали на торжествах прославления Серафима Саровского и привезли несколько икон преподобного, одна из которых хранилась в келье старца до последних дней его жизни.

Чета Муравьевых духовно окормлялась у знаменитого старца-утешителя иеромонаха Варнавы (Меркулова), который, вероятно, и дал благословение на большие перемены в их жизни – Господь призывал Своего избранника на особое служение.

Важно

По коммерческим делам Василий Николаевич не раз бывал за границей. Последняя из поездок была довольно долгой. Говорят, что он побывал и на Афоне. Видимо, уже тогда созрело у него желание всецело посвятить себя служению Богу и ближним. Принятию окончательного решения помог случай, посланный, конечно же, не без Промысла Божия.

Преподобный серафим вырицкий. ФЕССАЛОНИКИ (ГРЕЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ). 2003 г. ОБЛОЖКА

Когда Василий Николаевич возвратился из-за границы, его встретил на вокзале в Петербурге личный кучер и повез на квартиру.

На одной из улиц Василий Николаевич увидел сидевшего на мостовой крестьянина в рубище, который громко повторял: – Не как ты хочешь, а как Бог даст! Почувствовав, что ему нужно поговорить с этим крестьянином, Василий Николаевич, к большому неудовольствию кучера, пригласил «оборванца» в свою коляску и стал его расспрашивать.

Крестьянин рассказал, что в родной деревне остались у него больные тифом семеро детей, жена и отец. Соседи боялись заразиться и в дом к ним не заходили. Отец сказал ему: – Ты один у нас в силах. Иди, продай лошадь. Теперь весна, кто-нибудь купит на полевые работы, а на вырученные деньги купи корову. Может быть, с ней мы выживем.

Повел крестьянин лошадь в город, продал ее, но деньги у него отняли, так как он был очень слаб от голода и не мог сопротивляться обидчикам. Тогда он сел на мостовую и заплакал. Домой с пустыми руками возвращаться было невозможно.

Решив умереть здесь, крестьянин повторял как бы сам себе: – Не как ты хочешь, а как Бог даст! Тогда Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил пару лошадей, телегу, нагрузил ее продуктами, привязал к ней корову, затем подвел крестьянина к телеге и дал ему в руки вожжи. Тот стал отказываться, не веря своему счастью, на что получил ответ:

Читайте также:  Что такое икона божией матери одигитрии: описание и значение

– Не как ты хочешь, а как Бог даст.

Василий Николаевич приехал к себе домой, отпустил кучера и вызвал парикмахера. Тот пригласил его сесть в кресло, но Василий Николаевич взволнованно ходил по комнате, произнося вслух: – Не так, как ты хочешь, а как Бог даст. Парикмахер снова предложил свои услуги, но хозяин повторял: – Не как ты хочешь, а как Бог даст. Вдруг парикмахер упал на колени:

– Барин, откуда ты узнал про меня окаянного? – и признался, что хотел убить его и ограбить. Василий Николаевич простил его, но велел не попадаться ему на глаза.

После этого случая он раздал большую часть своего состояния, сделал вклады в Александро-Невскую Лавру, в Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, в Иверский женский монастырь, оставил значительные суммы и служащим, с которыми вел дело. Об этом периоде жизни сохранился рассказ самого старца.

Однажды в квартиру его забрался вор, собрал самое ценное, связал в узел и вышел. Почти у самого дома узел неожиданно развязался. Вор стал лихорадочно собирать рассыпавшиеся вещи. Тут возвратился хозяин.

Совет

Вор перепугался, но будущий старец подошел к нему, помог уложить все вещи и отпустил его, а сам отправился в дом. Старец говорил, что тем самым грех с этого человека снят: он не украл, ему подарили.

Отец Серафим часто повторял своим духовным чадам:
– Потерял – не огорчайся; нашел, получил что-то – не радуйся слишком, а за все благодари Бога.

Сохранились свидетельства, что еще до революции 1917 года Василий Николаевич принимал людей, давал духовные советы, помогал своей молитвой в житейских проблемах и в болезнях.

БРАТИЯ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ С ЕПИСКОПОМ ГРИГОРИЕМ (ЛЕБЕДЕВЫМ) .

ВТОРОЙ СПРАВА В ПЕРВОМ РЯДУ — ИЕРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ

Согласно опубликованным документам, в сентябре 1920 года Василий Николаевич Муравьев был принят в братство Александро-Невской Лавры, а 16/29 октября того же года он был пострижен с именем Варнава в лаврской Святодуховской церкви. Тогда же приняла постриг в Воскресенском Иверском монастыре Петрограда и супруга его с наречением имени Христина.

Вскоре отца Варнаву рукоположили во иеродиакона и дали послушание заведовать кладбищенской конторой.

А в 1921 году, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи – 29 августа/11 сентября митрополит Вениамин (Казанский) посвятил отца Варнаву в сан иеромонаха. После этого он нес послушание свечника, а затем казначея монастыря.

Здесь особенно проявились его знания и навыки прежней коммерческой деятельности. В июле 1922 года отец Варнава съездил на родину в Ярославскую губернию, чтобы навестить мать.

В 1927 году он принял схиму с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского, и братия выбрала его духовником Лавры.

ИEРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ — ДУХОВНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ. 1927 г.

Примечателен пророческий сон, который Василий Николаевич рассказал своему духовному отцу – старцу Варнаве Гефсиманскому: «Виделось мне, будто я иду на богомолье в Никольский монастырь, что близ моей родины в Гороховецком уезде.

Во сне дорога показалась мне незнакомою, и я блуждал по лесу. Вдруг вижу: впереди меня идет старец с сумой за плечами и в руках топорик. Поравнявшись со старцем, я спросил у него, как пройти в Никольский монастырь. Старец сказал:
– Пойдем, проведу тебя, я туда же иду.

Вглядываясь в своего спутника, я признал в нем отца Серафима и сам спросил у него: – Батюшка, вы будете отец Серафим? – Да, я Серафим,– ответил мне старец, и мы продолжали свой путь по лесу. Отец Серафим остановился подле попавшегося нам большого пня и сел на него, положив около ног суму и топорик. Сел рядом с ним и я.

Вдруг с другой стороны от меня неожиданно явился батюшка Варнава и сел подле меня так, что я оказался среди обоих старцев, которые были очень радостны, облобызались между собою и стали что-то говорить. Но что они говорили между собой, я не мог понять и проснулся».

Батюшка Варнава, выслушав этот рассказ, только весело заметил:

– Ну вот, был между нами, а не слыхал, что говорили!

Обратите внимание

Этот сон ясно показывает, что не случайно Василий Николаевич получил в монашеском постриге имя Варнава, а в схиме – Серафим. Сам старец не раз говорил, что чувствует особую близость своего небесного покровителя – преподобного Серафима Саровского. Из дальнейшего жизнеописания старца мы увидим, что он стал верным последователем и подражателем подвигов преподобного Серафима.

Сохранилась фотография старца в схимническом одеянии, сделанная в 1927 году. По ней видно, сколь страшной была та брань, которую вели старцы и подвижники Русской Церкви. Это взгляд сурового воина, стоящего насмерть в битве за спасение народного духа.

СТАРЕЦ СЕРАФИМ — ДУХОВНИК АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ

Весть о прозорливости духовника Лавры скоро распространилась среди верующих бывшего столичного града. Старец часто служил в Покровском приделе лаврской церкви, исповедовал и причащал народ. Его постоянно ожидала толпа посетителей. Принимал он людей и в своей келье.

Когда пришедших было особенно много или старец заболевал, подавали записки с вопросами через келейников с и получали ответы. Одна женщина вспоминала, что никак не могла из-за толпы подойти к старцу, стеснялась проталкиваться, да и сил недоставало.

Но всякий раз, как только она приходила, старец тут же посылал келейника, который спрашивал:
– Где тут такая-то, батюшка велит пройти к нему.

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=200&page=2

Читать онлайн Преподобный Серафим Вырицкий страница 27. Большая и бесплатная библиотека

Приложение 2

Храмы и часовни во имя преподобного Серафима Вырицкого

Храм во имя преподобного Серафима Вырицкого в селе Решетниково

В 2000 году в поселке Решетниково Клинского района Московской области вновь образовавшейся общине было передано здание старой котельной. На его основе началось строительство нового храма.

Строящаяся церковь была освящена в честь преподобного Серафима Вырицкого – это первый храм, посвященный подвижнику. Богослужения в храме проводятся по выходным дням и в праздники.

Также при храме действует воскресная школа.

Одной из главных святынь церкви в селе Решетниково является частица епитрахили преподобного Серафима Вырицкого.

Храм во имя преподобного Серафима Вырицкого в Купчино

В 1999 году в Санкт-Петербургском районе Купчино был зарегистрирован приход будущего храма. Первоначально предполагалось строительство храма во имя преподобного Серафима Саровского. Однако в 2000 году после канонизации преподобного Серафима Вырицкого было решено освятить храм во имя новопрославленного святого.

Проект храма был заказан в архитектурной мастерской Г. Б. Соколовой. Авторами проекта являются Г. Б. Соколова и А. В. Парфенов. Проект храма был утвержден митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром (Котляровым).

По своей структуре здание по типу можно отнести к крестово-купольным, что характерно для традиционной русской церковной архитектуры. Здание одноэтажное, но с просторным цокольным этажом, который предполагается использовать как второй вспомогательный храм, предназначенный в основном для совершения треб прихожан. Помимо этого, в цокольном этаже располагаются технические помещения.

К 2002 году на месте будущего храма была вытроена деревянная часовня и начаты богослужения.

Осенью 2004 года в часовне был совершен поджог, вследствие чего выгорела внутренняя часть алтаря и сильно пострадала средняя часть часовни. Во время пожара произошло чудо – икона Господь Вседержитель и Владимирская икона Божией Матери, находящиеся в алтаре, не сгорели, при этом алюминиевая купель для крещения наполовину расплавилась.

18 сентября 2005 года по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялся чин основания церкви. В июне 2007 года закончилось возведение нижнего цокольного храма.

6 января 2008 года, в канун празднования Рождества Христова, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в нижнем храме состоялась первая Божественная литургия.

2 декабря 2010 года на строящийся каменный храм во имя преподобного Серафима Вырицкого были установлены купол и крест.

В настоящее время строительство храма в Купчино идет к завершению. Богослужения совершаются как в нижнем, так и в верхнем храме. Идет внутренняя отделка.

Храм преподобного Серафима Вырицкого в Долгопрудном

Церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого в Долгопрудном Московской области устроена в 2003 году. В 2007–2008 годах построен отдельный деревянный одноглавый храм с шатровой колокольней. Эта церковь расположена в военном городке в северо-восточной части города Долгопрудный. Приписана к Спасской церкви села Котово.

Домовая церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого в Александро-Невской лавре

Домовая церковь во имя преподобного Серафима Вырицкого находится на втором этаже Федоровского корпуса лавры, примыкающего к Троицкому собору слева. В начале XX века там была келья преподобного Серафима.

Келью отреставрировали и устроили там домовой храм. 28 декабря 2007 года состоялось торжественное открытие домовой церкви преподобного Серафима Вырицкого в Александро-Невской лавре.

Часовня во имя преподобного Серафима Вырицкого в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге

Часовня во имя святого Серафима Вырицкого есть в торговом центре Апраксин двор в Санкт-Петербурге. Главная святыня – икона преподобного Серафима Вырицкого с песком с его могилы.

Приложение 3

В память вечную будет праведник

Именно по благословению отца Серафима в жизни нашей семьи происходили очень важные, судьбоносные события, когда он благословлял поступать, казалось бы, вопреки логике жизни, требованиям окружающего мира. Продиктованные верой и почитанием преподобного Серафима поступки моих родителей, казавшиеся тогда странными для окружающих людей, на самом деле имели важные и благие последствия.

Поэтому память о преподобном Серафиме Вырицком всегда бережно хранилась в нашей семье; я очень радовался, когда он был причислен к лику святых и молился ему в особенно трудные моменты своей жизни.

* * *

Почему Серафим Вырицкий стал святым человеком? Почему к нему приходили сотни и тысячи? Почему с такой легкостью люди молятся на его могиле? Потому что он исправлял людей не силой и властью, но духом кротости.

Кирилл, Патриарх Московскийи всея Руси

Важно

Иеросхимонах Серафим Вырицкий (Муравьев; 1866–1949), – еще будучи мирянином, отличался не только высоким православным благочестием, но и поистине чудесным даром духовного утешения всех страждущих и обремененных, которые встречались на его жизненном пути.

Великое служение старца изобиловало дарами прозорливости, исцелениями болящих и другими чудотворениями, память о нем благоговейно почитается современными поколениями православных христиан не только Петербургской епархии, но и по всей России, и за ее пределами.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

Мы чтим святого, которого некоторые люди еще помнят живущим среди нас, несущим тяготы и скорби вместе с нами. Преподобный Серафим Вырицкий – это живая церковная история. Он наш современник и, можно сказать, родной. И к кому, как не к нему, прибегать нам с молитвой? Потому что он очень близок нам и дорог.

Епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, викарий Санкт-Петербургской и Ладожской епархии

Святой Серафим Вырицкий – известный подвижник, чудный старец… Серафим Вырицкий называется Вырицким, потому что пришлось ему служить и старчествовать в небольшом городке под Санкт-Петербургом (под Ленинградом) под названием Вырица, где он стал всероссийски известным старцем.

Это было уже в годы гонений, а потом уже и в годы Великой Отечественной войны… Много чудесных событий было в его жизни… Как всероссийского старца и молитвенника его знали тысячи и тысячи людей. «И по смерти, – говорил он, – приходите ко мне на могилу, я буду слушать вас и буду вам как живой».

Завет его исполняется и на могилу к старцу Серафиму приходят сегодня и приезжают миллионы людей… и многие знают силу его молитвенного заступления.

Протоиерей Андрей Ткачев, настоятельхрама преподобного Агапита Печерского в Киеве

В начале ХХ века купец Василий Муравьев был одним из самых богатых людей Петербурга. Когда город стал Петроградом, он принял монашество, а в советские годы – схиму. И молился в годы Великой Отечественной войны о победе России и спасении душ неприятелей. Это был старец Серафим Вырицкий – один из самых великих святых ХХ века.

Протоиерей Алексей Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах

Слово батюшки и его молитва пробуждали в людях любовь друг ко другу, кто-то вновь обретал потерянную веру и отвращался от греховной жизни.

Совет

Многие приходили для того, чтобы узнать о своих близких, которых разбросала война; приходили потому, что знали о даре прозорливости, которым Господь наградил о. Серафима.

Приходили люди и для того, чтобы попросить молитв или испросить совета в принятии какого-либо важного решения. Дверь кельи старца была распахнута для всех – мужчин и женщин, епископов, священников и мирян, образованных и простецов.

Иерей Константин Лебедев, священникхрама в честь Казанской иконы Божией Матери поселка Выриц

Божественная любовь батюшки Серафима оживотворяла самые омертвевшие души.

Мне приходилось видеть, как на глазах изменялась жизнь многих людей, как обретали они истину и славили Господа за то, что Он даровал им такого заступника и покровителя. Все, приходившие к старцу с верою, всегда получали просимое.

Вырицкий подвижник, как никто другой, умел носить бремена ближних. Сколько душ он привел ко спасению! «Сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 8).

Пришло время, когда покинул нас дорогой батюшка, но светлая память о нем жила во многих сердцах. Из уст в уста передавались рассказы о тех великих благодеяниях, которые посылал Господь по молитвам отца Серафима всем скорбящим.

Источник: https://dom-knig.com/read_342359-27

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Сегодня день памяти замечательного святого исповедника нашего времени –   преподобного Серафима Вырицкого, принявший монашеский постриг в годы гонений на Церковь, великий старец, стяжавший многие дары Святого Духа, молитвенник за всех скорбящих и страждущих. Размещаем статью Ольги Рожневой об этом удивительном человеке и чудесах происходящих по молитвам к нему.

Краткое житие старца

В детстве будущий старец зачитывался житиями святых и мечтал о монашестве. Но Господь судил иначе: умер отец, и вместо монашеского пострига Василию суждено было стать кормильцем семьи.

Когда мечтающий о монашестве отрок пришел в Александро-Невскую Лавру, он услышал от одного из старцев-схимников пророческие слова, которые открыли Промысл Божий о нем: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя».

Обратите внимание

Вся дальнейшая жизнь Василия Николаевича в миру стала подготовкой к иноческой жизни. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.

Читайте также:  Грех чревоугодия: определение, значение в истории мира, метод борьбы

Василий Николаевич жил под духовным руководством знаменитого старца иеромонаха Варнавы из Гефсиманского скита, по благословению творил Иисусову молитву и стяжал непрестанную молитву уже в молодом возрасте. По благословению отца Варнавы Василий обвенчался с благочестивой девушкой Ольгой Ивановной.

Господу было угодно, чтобы молодой подвижник, прежде чем отречься от мира, прошел школу жизни, научился понимать людей разных сословий и помогать неимущим. Незаурядные способности позволили молодому человеку стать одним из крупнейших мехоторговцев Петербурга.

Василий Николаевич отличался поразительным милосердием и жертвенностью. Ольга Ивановна впоследствии признавалась, что, несмотря на ее доброту, даже ей порой было трудно понять супруга, который раздавал из дома последнее и при этом несказанно радовался. Один Бог ведает, сколько нищих и убогих от всего сердца поминали в своих горячих молитвах его имя.

В годы революции, когда многие состоятельные люди России переводили за границу капиталы, Василий Николаевич выплатил щедрые выходные пособия своим служащим и пожертвовал монастырям весь свой капитал. В 1920 году супруги приняли монашеский постриг.

Василий Николаевич быстро вырос от послушника до схииеромонаха, духовника Лавры.

При постриге в великую схиму его нарекли именем Серафим – в честь святого преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился он подражать в течение всей своей жизни.

С 1930 года и до своей кончины отец Серафим жил в Вырице и стал здесь тем, кем знает и помнит его вся Россия, – знаменитым старцем, который нес пророческое служение, наставлял людей, утешал их в скорбях, исцелял в болезнях, молился за всю Россию.

Наставления старца

Преподобный Серафим Вырицкий

Обязательно молись за врагов

«Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто в огонь керосин льешь – пламя всё больше и больше разгорается».

О скорбях

«Всегда и за всё, даже за скорби, благодари Господа и Пресвятую Богородицу».

«Всемогущий Господь управляет миром, и всё, вершащееся в нем, совершается или по милости Божией, или по попущению Божию.

Судьбы же Божии непостижимы для человека… Только такое воззрение на сущность всего происходящего привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к Вечности и доставляет терпение в скорбях. Да и сами скорби представляются тогда кратковременными, ничтожными и мелочными».

Молитва – меч духовный, истребляющий всякий грех

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

«Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

О священстве

«Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос».

«Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов».

Болезнь – это школа смирения

«Буди на всё воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою».

«От Меня это было»

«Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя, – от Меня это было.

Важно

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами, и неслучайно ты оказался на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается».

«Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказался прикованный к одру твоему – от Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познал ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптал бы за сие ниспосылаемое тебе испытание и чтобы ты не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонил бы главу твою под благость Мою о тебе».

«Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе, в сей день от Меня это было. Храни их, знай и помни – всегда, где бы ты ни был, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всём видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей».

Свидетельства о чудесной помощи преподобного Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий

В конце 1927 года архиепископ Алексий (Симанский) приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он опасался очередного ареста за свое дворянское происхождение и спрашивал совета, не уехать ли ему за границу, дабы его не расстреляли.

Отец Серафим ответил пророчески: «Владыко! А на кого вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь вам ее пасти! Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит вас. Будет много тяжких искушений, но всё, с Божией помощью, управится». И владыка Алексий навсегда оставил мысли об отъезде за границу.

Отец Серафим за 18 лет до избрания владыки Алексия патриархом предсказал его будущее служение, указал и срок его патриаршества – 25 лет.

Врач-профессор Михаил Сергеевич Фаворский: «Я, по нерадению, “провалил” вступительные экзамены в медицинский институт, и мы тут же поехали к батюшке. Как сейчас помню его слова: “Не расстраивайся, всё хорошо будет. На будущий год поступишь и еще профессором будешь”».

Клавдия Ивановна Печковская: «Сразу после войны моя подруга обратилась к старцу: “Муж пропал без вести. Как мне за него молиться?” “Молись о здравии, скоро он вернется из плена”, – ответил батюшка.

Действительно, через недолгое время пришел ее муж, побывавший в плену в Австрии. Батюшка исцелил от ряда заболеваний и мою престарелую маму.

Он накрыл ее епитрахилью и, возложив руки на главу болящей, сказал: “Сойдут с тебя все грехи, и пройдут тогда все болезни”».

Татьяна Николаевна Алихова, ученый-геолог: «Мою маму в течение многих лет мучил хронический тромбофлебит. На ногах у нее были открытые раны, которые приходилось перевязывать до одиннадцати раз в день.

Совет

В феврале 1946 года у нее начался сепсис… Врачи сказали, что мама вряд ли доживет до утра. 8 февраля ранним утром приехали к батюшке в Вырицу. По его виду мы догадались, что случай наш далеко не простой.

Тем не менее старец сказал: “Будем молиться! Бог даст – поживет…” Сепсис миновал через три дня! После этого мама прожила еще 15 лет».

Преподобный Серафим Вырицкий

Нина Кароль: «Отец, будучи членом КПСС и занимая ответственные посты, тайно веровал и молился. Мама же была откровенной безбожницей. Не исключено, что такое положение было одной из причин ее бесплодия. Весной 1947 года родители отправились к старцу.

Они даже не успели представиться, как батюшка с ласковой улыбкой произнес: “А, Наташенька ко мне из Латвии приехала! Ну, рассказывай, рассказывай…” Впервые что-то открылось у мамы в сердце, и она полностью доверилась старцу, который сказал им: “У вас будет девочка.

Она родится в первый день нового года. Будет счастливой и будет хорошо учиться!” Родилась я 1 января, спустя десять минут после боя курантов… Училась на самом деле всегда легко и закончила медицинское училище.

Духовное воздействие, которое оказал на маму вырицкий старец, было настолько мощным, что она стала глубоко верующим человеком».

Игумения Георгия, настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме: «В 1942 году погиб папа, в 1943-м – мама. До 1944 года мы с младшей сестренкой Лидочкой были в детском доме, а затем нас взяла на воспитание наша тетушка. В 15 лет появилось у меня сильное желание уйти в монастырь.

Всё больше и больше возгоралась моя душа, но когда человек становится на путь спасения, тогда-то и начинаются для него искушения. Тетушка Матрона категорически воспротивилась моему благому намерению. Немало пролила я слез и постоянно просила Царицу Небесную, чтобы смягчила Она тетушкино сердце.

Когда приехала к отцу Серафиму, старец ласково сказал: “Вот, деточка, это твой путь. Сама Матерь Божия тебя избрала!” Он показал рукой на фотографию, которая висела на стене. Я увидела чудную обитель. Это была Пюхтица. Старец благословил тете приехать к нему.

Матрона Степановна несколько дней не могла собраться с духом, чтобы поехать к батюшке Серафиму, но не выполнить благословение старца она не могла.

Обратите внимание

Вернулась тетя из Вырицы совершенно другим человеком – только тихо плакала, приговаривая: “Ты ведь еще совсем ребенок, но да будет воля Божия!” 25 января 1949 года мы с сестрой приехали в Пюхтицу. Здесь нас сразу устроили к старицам по келлиям и началась наша монашеская жизнь».

Александр Альбертович Савич, инженер-гидролог: «Из эвакуации я вернулся в Ленинград в крайне истощенном состоянии, с пороком сердца и очень неустойчивой нервной системой. Моя физическая неполноценность вызывала, естественно, ущербность нравственную. В семье и среди знакомых я вел себя безобразно – кривлялся, дерзил, передразнивал людей.

По дороге к дому отца Серафима тетя сказала мне, что я должен преклонить колени перед старцем. Я, конечно, наотрез отказался делать это и вообще вел себя так, будто бы делаю своей тете одолжение. Но когда мы вошли в келлию батюшки, я был совершенно потрясен тем, что очень ясно ощутил свет, исходящий из глаз его и как будто наполняющий меня.

Меня наполнило ощущение необыкновенной радости и любви ко всему миру… После первого посещения старца у меня по всему телу стали возникать большие нарывы, которые прорывались с выделением значительного количества гноя. Очевидно, при этом вышли из организма какие-то внутренние болезни. С тех пор я на здоровье не жалуюсь.

Соответственно нормализовалось и мое поведение – у меня появилось много друзей, в том числе и очень близких».

Наталия Н. Симакова, от рождения инвалид по зрению, член Общества слепых: «Я никогда ни о чем не просила батюшку по части каких-то земных благ или здоровья. Господь благословил меня быть слепой.

Я даже и не помышляла о каких-то исцелениях и надеялась, что за эту скорбь Господь, может быть, снимет с меня часть моих прегрешений и поможет в другом. Когда я приехала к старцу за благословением, он вдруг сказал мне: “А детки будут с глазками! Бог пошлет человека…” Со временем я, действительно, вышла замуж.

Родила двоих детей – сына и дочь. Работала на дому. Плела сумки, чтобы поддержать семью. Дома также всё делала сама».

Анна Яковлевна Рябова: «Во время войны жила в Вырице моя подруга. Случилось так, что ее шестилетний сын упал с очень высокого дерева. Мальчик не двигался и не дышал. По всем признакам он был мертв.

На руках принесла плачущая Мария ребенка к старцу: “Батюшка! Мой Толик убился!” Отец Серафим сказал: “Положи его”. Затем помолился над мальчиком и благословил.

Ребенок неожиданно встал и через несколько минут уже бегал по улице»…

Она же вспоминала, как старец говорил: «Я скоро от вас уйду, митрополит Григорий устроит мне новую келлийку… А вы не забывайте молиться за меня». Эта встреча происходила за семь месяцев до кончины старца, после которой стало известно, что гроб для погребения батюшки Серафима, действительно, прислал митрополит Григорий (Чуков).

Преподобный Серафим Вырицкий

Келейница старца монахиня Вероника (Котляревская): «Отец Серафим принимал несчетное количество посетителей. Иногда он буквально падал с ног от усталости. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить.

Важно

Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждущие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни – интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши.

Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным».

Протоиерей Василий Ермаков: «Неизмеримы заслуги отца Серафима перед Церковью. В течение многих лет, живя в Александро-Невской Лавре, а затем в Вырице, до самой своей праведной кончины поддерживал он православную веру среди безбожного, атеистического мира. Это было и в довоенные годы, когда казалось, что Церковь уже разрушена.

Это было и в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны, когда его вдохновенная молитва помогла устоять России перед натиском вражеского нашествия.

Особенно ярко воссиял свет вырицкого праведника в послевоенные годы, когда из многих городов и весей ехали к нему бесчисленные паломники за утешением в скорбях и болезнях, за духовным советом, молитвой и благословением».

Протоиерей Иоанн Миронов: «Духовное воздействие вырицкого старца имело необычайную силу. Людские сердца сами открывались перед ним. Без слез от батюшки Серафима никто не уходил.

Прикосновение небесной чистоты заставляло людей ощущать собственную греховность, а старец своей чуткой душою сразу всё прозревал. Он имел особый дар – взывать к покаянию.

Дух Святый на нем почивал, и это ясно ощущал всякий, кто перешагивал порог его келлии».

Андрей Никифорович Титов: «В 1952 году я получил травму ноги. Диагноз звучал как приговор: острый остеомиелит. Несмотря на все старания врачей, болезнетворный процесс принимал всё более и более тяжелые формы. Я постоянно терпел невообразимые муки.

Мои сослуживцы поехали в Казанский храм, отслужили там панихиду по отцу Серафиму и молебен о моем здравии. Привезли мне оттуда святой воды, пакетик песочка с могилки. Вечером я перемешал песочек с водичкой и приложил эту смесь на ночь к больной ноге, помолившись. После этого спокойно уснул.

Проснулся очень поздно и к великой радости своей обнаружил, что отек почти исчез. Всего за одну ночь! Боль также уменьшилась. Я продолжал прикладывать песочек с молитвой, и дела мои пошли на поправку.

Совет

Отец Серафим буквально вытащил меня с того света, а Всемилостивый Господь даровал мне время на покаяние. Слава Богу за всё!»

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Источник: http://www.newmartyros.ru/news/zhitie-i-nastavleniya-prep-serafima-vyrickogo.html

Ссылка на основную публикацию