- Известно, что в 1625 году в Московской слободе Хамовники, где жили зажиточные ткачи, уже стояла деревянная церковь.
- Как каменный храм упоминается в 1657 году. А в документах 1677 году назван под своим нынешним именем. Что случилось с первоначальным храмом, неизвестно, но в 1679 году был заложен тот, который мы знаем на его месте.
- Следующие полтора века храм миновали серьезные потрясения, и лишь во время нашествия наполеоновской армии он подвергся частичным разрушениям, которые устранили к средине века. В это же время строится ограда, ворота, внутренний интерьер здания украшают росписями.
- Возможно, сыграло свою роль заступничество небесного покровителя, но Храм Николая Чудотворца относительно спокойно пережил лихие революционные годы, массовую антирелигиозную истерию 1920-х годов. Никоим образом не пострадал в Великую Отечественную войну. После ее завершения дважды реставрировался. Богослужения в храме никогда не прекращались.
- В 1992 году на храмовую колокольню установлен новый колокол массой в 1700 кг.
- Храм обладает особо почитаемой святыней – чудотворной иконой Божьей Матери «Споручница грешных», 160-летие перенесения которой под своды торжественно отпраздновал в 2008 году.
- Великий писатель и мыслитель Л. Н. Толстой проживал недалеко от храма, часто заходил сюда и оставил память о нем в своих сочинениях.
- Среди почитателей Храма Николая Чудотворца – всемирно известная исполнительница Мирей Матье. Она оказалась настолько поражена красотой и величием храма, что старается приходить сюда каждый раз, во время приездов в Москву.
- На настоящий момент, помимо богослужений, храм ведет активную общественную жизнь. При нем открыта воскресная школа и молодежный центр.
- Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».
- К ней приходят, когда надежды на врачей уже нет…
- К ней приходят с глубокой верой в душе, и она заботится и помогает, потому что она – Мать…
- В одном из красивейших храмов Москвы, храме Николая Чудотворца в Хамовниках, в одноименном пределе исцеляет больных одна из самых почитаемых на Руси икон – чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных».
- Обретение иконы
История появления «Споручницы грешных» в Николо-Хамовнической церкви удивительна. Собственно, эта икона – список с еще более древней иконы, прославленной в мужском Одрине Николаевском монастыре Орловской епархии.
Рассказывают, что «Споручница грешных» долго была в неизвестности и в невнимании к ней. Стояла она меж других икон в старой обветшавшей часовне подле ворот за монастырем. Потускнела и была так покрыта пылью, что даже и надписи на ней прочесть было невозможно.
Однако летом 1844 года в монастырь пришла жена купца Почепина с двухлетним сыном Тимофеем. Сын сильно страдал припадками, которые никто не мог не только вылечить, но даже облегчить.
Простояв в храме Литургию, безутешная мать попросила отслужить молебен перед иконою другой Матери – Божией, справедливо полагаясь на Ее понимание и сочувствие. И случилось чудо – больной сын выздоровел. Пораженные монахи взяли «Споручницу грешных» из часовни, промыли и поставили в монастыре в приличном месте.
Вскоре от этой иконы последовали другие чудесные знамения. И с тех пор икона Богоматери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре стала одной из самых почитаемых.
Спустя два года, в 1846 году, из Одрина монастыря в Москву прибыл иеромонах Смарагд для изготовления ризы на «Споручницу грешных». Иеромонах остановился в Москве у подполковника Дмитрия Николаевича Бонческула, жившего в приходе Николаевской в Хамовниках церкви.
В благодарность за гостеприимство для Бонческула был снят в Одрине монастыре на липовой доске точный список с Одринской иконы Богоматери «Споручница грешных» и в этом же 1846 году в июне по почте был прислан в Москву иеромонаху Смарагду, который и передал ее подполковнику. Список с Иконы Богоматери освятил священник Николаевской в Хамовниках церкви, и Бонческул поставил ее в домашнем иконостасе вместе с другими иконами. И позже всегда Бонческул говорил, что к присланной иконе он почувствовал необыкновенное благоговение и любовь.
Мироточение
В 1847 году однажды он рассказал своему знакомому священнику о чудесах от иконы Богоматери «Споручница грешных» в Одринском монастыре. Священник рассказал об этом же своей сестре купчихе Щербаковой, страдавшей жестокою болезнью спинного мозга.
Больная выпросила у Бонческула икону Богоматери «Споручница грешных» к себе в дом.
По ее желанию приходский причт (Николаевской церкви в Кобыльском) отслужил пред этою иконою всенощную с акафистом Покрову Богородицы, и после этого больная почувствовала облегчение, а потом и совсем выздоровела.
Храм святителя Николая в Хамовниках
В 1848 году в светлый день праздника Воскресения Христова Д. Н. Бонческул заметил, что икона Богоматери «Споручница грешных» сделалась блестящей и как бы стеклянной.
Через несколько недель после того в дом Бонческула прибыл иеромонах Феодосий из Пронского Спасского монастыря Рязанской епархии. Бонческул указал иеромонаху на необыкновенный блеск иконы и вдруг заметил на ней капли, похожие на дождевые, – икона мироточила.
Бонческул, позвав свою дочь, приказал ей снять каплю жидкости с иконы, и когда она ему помазала лоб, Бонческул почувствовал благоухание.
По уверению Бонческула, маслянистые капли на иконе продолжали появляться, и пользовавшиеся этими каплями начали получать исцеление от болезней.
Явления света
Тридцатого мая 1848 года подполковник Бонческул пожертвовал икону Богоматери «Споручница грешных» в приходскую Николаевскую в Хамовниках церковь, где ее поставили на аналой близ клироса в настоящей холодной церкви. Сначала никаких перемен на иконе не было заметно. Вскоре в алтаре начали происходить странные явления.
Квартальный надзиратель Хамовнической части Блоцкий, квартира которого была прямо против алтаря Николохамовнической церкви, 2 июня ночью вместе с другими видел через окно в алтаре непонятные явления огня или света.
Эти явления в одни и те же часы (обычно с одиннадцати часов вечера до двух часов ночи) повторялись в следующие дни.
По преданию, жертвователю иконы было видение, гдеБогоматерь с присущей истинной матери скромностью
пожелала, чтобы эта икона не была украшена ризою
Явления огня или света представлялись в виде звезд, которые постепенно становились все ярче и то исчезали, то опять возобновлялись. С 4 июня на иконе начали появляться и капли елея.
- Когда об этом донесли митрополиту Филарету, он предписал:
- 1) икону оставить в церкви на месте, где она поставлена;
- 2) молебствия для желающих не возбранять;
- 3) но из церкви икону до усмотрения без особого разрешения не выносить.
- Кроме этого поручено было приходскому священнику и местному благочинному наблюдать над происходящим при иконе и о последствиях доносить.
- По случаю необыкновенных явлений к Николаевской в Хамовниках церкви и ночью, и днем собиралось множество народа: ночью для наблюдения за появлявшимся в алтаре светом, а днем для совершения молебствий пред иконою Богоматери «Споручница грешных».
Когда все надежды на докторов оказывались утраченными, люди шли к иконе Богоматери, и она как истинная Мать не оставалась глуха к их чаяниям и молитвам
Столпотворение народа привлекло внимание полиции. Полицейские, будучи людьми сугубо практическими, объявили было, что эти световые явления происходят от горящих лампад.
Однако и при потушенных по требованию полиции лампадах явления света продолжились.
Тогда решено было, что явления происходят от лунного света, но и в совершенно безлунные ночи ничего не изменилось – свет в алтаре продолжался до 10 июня.
10 июня световые явления прекратились внезапно, как и начались. Истечения же капель на иконе Богоматери продолжались: обильная влага появлялась на иконе в разных местах. Сначала в виде булавочной головки, которая переходила в дождевую каплю, а потом растекалась по иконе. Диакон, стоявший подле, отирал влагу хлопчатою бумагою и раздавал ее народу.
Она слышит каждого
С этого дня потянулись к «Споручнице грешных» больные. И икона прославилась во всей Москве и за ее пределами, даря людям выздоровление от свирепствовавшей в том году холеры, от неизлечимых припадков и множества иных недугов.
Когда все надежды на докторов оказывались утраченными, люди шли к иконе Богоматери, и она как истинная Мать не оставалась глуха к их чаяниям и молитвам: лечила и маслом лампадным от Своей иконы, и святою водою.
Известны многие случаи избавления от болезней, которые иначе как чудесными и не назовешь.
С той поры «Споручница грешных» стала одной из самых почитаемых в Москве в Николо-Хамовнической церкви. Особенно интересно то, что икона Богоматери «Споручница грешных» не украшена драгоценной ризой, хотя сделать ее было много желающих. По преданию, жертвователю иконы было видение, где Богоматерь с присущей истинной матери скромностью пожелала, чтобы эта икона не была украшена ризою.
Причт и прихожане, получив соответствующее позволение, переименовали придел, где находилась икона, во имя Богоматери Споручницы грешных.
Пасхальная служба
Предполагают, что изображение иконы Божией Матери «Споручница грешных» появилось в южных пределах Русской Церкви. Там в подражание латинским обычаям издавна было принято изображать Богоматерь и Богомладенца с богато украшенными коронами. Название святой иконы произошло по надписи на ней: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…».
Споручница – означает Поручительница перед Иисусом Христом за людей, склонных к греховности. Пожалуй, именно эта икона Богородицы с точностью отражает саму суть небесного служения Богородицы.
Вся земная жизнь Божией Матери была примером совершенной веры, непоколебимой надежды и чистой любви к человеческому роду.
Являясь по рождению человеком, по успению Своему Богородица обещала каждому человеку свое заступничество перед Господом: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Каждый знает, что и ныне Богородица молится обо всех, с поистине материнской любовью принимая и целомудренного, и кающегося грешника.
- Икона прославилась во всей Москве и за ее пределами, даря людям выздоровление
- «Споручница грешных» в Англии
- Осенью 2011 года икона на короткое время была вывезена в Англию, чтобы ей могли поклониться наши соотечественники.
- По прибытии из аэропорта Хитроу святыня была вначале принесена в Посольство Российской Федерации в Великобритании, где пробыла несколько часов, затем ее торжественно встречали в Успенском кафедральном соборе Лондона, двери которого уже не закрывались для верующих на протяжении трех суток.
- 26 ноября икона «Споручница грешных» была принесена на поклонениев собор Успения Пресвятой Богородицы и Святых Царственных Мучеников в Чизике.
- 27 ноября святыня посетила храм святителя Николая в Оксфорде.
- 28 декабря перед отбытием чудотворной иконы «Споручница грешных» в Москву были совершены утреня и молебен в Лондонском Успенском кафедральном соборе.
И вот она снова на родине. И встречает православных в Никольском храме в Хамовниках.
- Епископ Сурожский Елисей совершает в кафедральном соборе Лондона молебн перед московской святыней
- В блокнот паломнику:
- Адрес Никольского храма в Хамовниках:
улица Льва Толстого, д. 2.
Святыни и достопримечательности храма
Главная святыня, которой располагает храм Святителя Николая в Хамовниках (фото внизу), — икона Богородицы «Споручница грешных». Она находится в левом приделе, названном ее именем.
Икона была пожертвована в храм Николая Святителя в Хамовниках в 1848 году одним из прихожан церкви. По преданию, вскоре после приобретения изображения Богоматери владелец начал замечать, что во время молитвы внешний вид иконы меняется, на поверхности появляются масляные благоуханные капли.
Некоторые больные исцелились благодаря молитве и этому маслу. Владелец передал икону в храм Николая Святителя в Хамовниках, где чудеса продолжались. Народ потек в храм рекой. Изображению приписывается ряд чудесных исцелений.
Особенно явно это проявилось во время свирепствования холеры в 1848 году.
В 2008 году храм Николая Святителя в Хамовниках отметил 160 лет со времени обретения чудотворного образа. 20 марта празднуется день иконы Богоматери «Споручница грешных».
В 2011 году списку Чудотворной иконы смогли поклониться православные христиане, проживающие в Англии. Икона пребывала там несколько дней на поклонении.
Наряду с иконой «Споручница грешных», которой по праву гордится храм Святителя Николая в Хамовниках, иконы, находящиеся в церкви, имеют не меньшую известность и почетную историю.
В главном иконостасе находится икона святого Алексия (митрополита Московского), написанная в 1688 году царским иконописцем Иваном Максимовым.
Другими почитаемыми святынями являются: Смоленская икона Пречистой Богородицы, созданная в 17 веке, и икона мученика Иоанна Воина, 18-го века.
В главном приделе храма также находится мощевик с частицами мощей, принадлежащих разным святым, в церкви внимание посетителей привлекает древняя сень над плащаницей – специальный навес, художественно оформленный.
Источник: https://kanal21.ru/hram-hamovniki-raspisanie/
О храме
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
|
Приход храма Святителя Чудотворца Николая в Хамовниках известен с ХIV века. Современное здание было построено в 1679 году. Главный придел в честь святителя Николая Мирликийского. Правый придел святителя Алексия Московского. Левый придел иконы Божией Матери «Споручница грешных». В 1812 году храм был осквернен и разграблен, но после оставление Москвы французами, богослужения возобновились. |
- СВЯТЫНИ ХРАМА
- БОГОСЛУЖЕНИЕ
- ДУХОВЕНСТВО
Образ Божией Матери «Споручница грешных», Ковчег с мощами Святителя Николая Мирликийского подаренный Его Святейшеством Патриархом КИРИЛЛОМ в 2010 году. Так же в храме много чтимых икон и большей мощивик в главном приделе храма
Ежедневно: в будни и субботу литургия в 8:00, вечернее богослужение в 17:00, в воскресные и двунадесятые праздники, а так же в родительские субботы: литургия в 7:00 и 10:00, богослужение в 17:00.
Во вторник вечером Акафист иконе Божией Матери «Споручницы грешных»,в четверг вечером Акафист свт. Николаю Чудотворцу, в воскресение вечером Акафист Иисусу Сладчайшему
|
Протоиерей Андрей Александрович ОВЧИННИКОВ, настоятель Родился 24 февраля 1970 года. Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия. 6 июня 1998 года рукоположен в сан диакона. 6 января 1999 года – в сан пресвитера. 5 февраля 2018 года — назначен настоятелем храма |
|
Протоиерей Владимир Игоревич БЫСТРЫЙ Родился: 1 июня 1965 года. Образование: Московский институт Стали и Сплавов; Московская Духовная Семинария. 14 октября 1990 года, был рукоположен в сан диакона. 3 сентября 1991 года был рукоположен в сан священника. |
|
Протоиерей Михаил Анатольевич ЖУКОВ. Родился: 4 декабря 1959 года. Образование: Московский Энергетический институт на кафедре Автоматики и Вычислительной техники; Московская Духовная Семинария и Академия. 12 мая 1991 г. рукоположен в сан диакона. 4 декабря 1991 г. рукоположен в сан иерея. |
![]() |
Иеромонах НИКОДИМ (Колесников Вадим Валентинович) Родился: 19 апреля 1974 года. Образование: Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина; Томская Духовная Семинария. 29 сентября 2002 года рукоположен в сан иеродиакона. 24 декабря 2006 года рукоположен в сан иеромонаха. |
|
Священник Илия Анатольевич ВОРОНКОВ Родился: 14 ноября 1979 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 декабря 2002г. был рукоположен в сан диакона.20 апреля 2003г. был рукоположен в сан священника. |
|
Священник Александр Владиславович ШУМСКИЙ Родился: 25 мая 1954 года. Образование: МГПИ им. В. И. Ленина, Московская Духовная Семинария. |
Источник: https://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/centroblag/nikolakhamovniki.htm
Архиерейское богослужение в храме свт.Николая в Хамовниках | Храм святой великомученицы Екатерины в Риме
Пятница, 28.04.2017
27 апреля, в день памяти святителя Мартина Исповедника, папы Римского, в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках г. Москвы митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, совершил Божественную литургию.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной Академии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; настоятель храма Святителя Николая в Хамовниках епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством; епископ Воскресенский Савва, Управляющий Юго-восточным викариатством г. Москвы и викариатством Новых территорий г. Москвы, Первый заместитель Управляющего делами Московской Патриархии; епископ Владикавказский и Аланский Леонид; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный храмов Сергиевского округа г. Москвы; протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы; протоиерей Валентин Тимаков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы; протоиерей Сергий Ткаченко, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине г. Москвы; протоиерей Андрей Рахновский, настоятель храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в Леонове г. Москвы; протоиерей Андрей Кожевников, настоятель храма Торжества Православия Патриаршего подворья в Алтуфьеве г. Москвы; протоиерей Алексий Яковлев, настоятель храма прп. Серафима Саровского в Раеве г. Москвы; иерей Владислав Мишин, и.о. настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Бибиреве г. Москвы; иерей Иоанн Чигинов, и. о. настоятеля храма свт. Спиридона, епископа Тримифунтского Патриаршего подворья в Лианозове г. Москвы; иерей Павел Симонов, настоятель храма св. блгв. кн. Димитрия Донского в Раеве г. Москвы.
Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Платонов, клирик Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы.
За богослужением молились настоятели и клирики храмов Северо-Восточного Московского викариатства. Пел хор храма святителя Николая Чудотворца в Хамовниках под управлением С. Г. Козаря.
После пения запричастного стиха проповедь произнес иерей Максим Юдаков, клирик храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще г. Москвы.
По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, поздравив всех молящихся с Пасхой Христовой, обратился к епископу Тихону со словами поздравления:
Святейший Патриарх Кирилл по случаю пятидесятилетия епископа Подольского Тихона благословил нам собраться в этом святом храме для молитвы, чтобы вознести молитвы благодарения Господу о том светлом пути, которым прошел Владыка Тихон за свою жизнь.
Дорогой и возлюбленный Владыка Тихон! 13 апреля этого года Святейший Патриарх удостоил Вас награждения орденом преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского за Ваши многолетние, обширные труды. А сегодня мы, любящие Вас, собратья архипастыри и пастыри, и Ваша возлюбленная паства приветствуем Вас в этом святом храме, где Вы совершаете свое архипастырское служение.
Я, направляясь к Вам, полистал журнал Московской патриархии, где опубликованы материалы, связанные с Вашей архиерейской хиротонией, и обратил внимание на то, что Вы при наречении сказали: «вся моя жизнь от рождения была связана с Церковью». Не каждый может с дерзновением и радостью так сказать.
А Вы, действительно, от колыбели матери до сего дня живете облагодатствованный Таинствами Церкви и сами Их преподаете, и, возрастая, никогда не покидая Церкви, но на всех степенях своего служения были верным и преданным сыном Церкви.
Вам посчастливилось в святых обителях наших молиться, и особое утешение, конечно, Вы получили, я уверен, когда совершали свое служение в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. А в епископском служении, какое бы Вам послушание не давал Святейший Патриарх, Вы с усердием и смирением исполняли это служение.
Вы являетесь, поэтому добрым примером для Ваших братьев архипастырей, конечно и для пастырей и особенно для мирян. Мне посчастливилось сегодня, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, сказать Вам первое приветственное слово.
Вы прожили еще всего полвека и поэтому, как я уверен, долгий, долгий путь Вам предстоит еще служения святой Церкви. Я от себя и от всех, кто сегодня с нами молился горячо желаю, чтобы Господь умножал силы Ваши для Вашего архипастырского служения, и какие бы Вы не получали от Священноначалия послушания, чтобы Господь давал Вам возможность исполнить их по Вашим силам.
Затем Его Высокопреосвященство преподнес епископу Тихону на молитвенную память искусно расписанное пасхальное яйцо, памятную панагию, и букет цветов. После возглашения многолетия Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, епископ Подольский Тихон обратился к митрополиту Ювеналию с ответным словом:
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Ювеналий, дорогие во Христе собратия архипастыри, всечестные отцы, братья и сестры. Я сердечно поздравляю всех Вас с праздником святой Пасхи и вслед за Владыкой Митрополитом приветствую Вас: Христос Воскресе!
Я сердечно благодарю Его Святейшество, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за ту радость, которую он доставил, удовлетворив мое прошение, чтобы в этот значимый, знаменательный для меня день разделить радость торжества вместе с Вами, дорогие Владыки, всечестные отцы, братья и сестры.
Мы переживаем праздник Святой Пасхи и сердца наши исполняются радостью. И мы, исполненные радостью, благодарим Бога за то, что Он посещает нас Своею милостью. Для меня в жизни самой высокой наградой от Господа были люди, которым я обязан своим рождением, воспитанием, духовным становлением, образованием, поддержкой как в годы юности, так и сегодня.
Среди них, конечно же, часть тех людей – архиереев, которые предстоят перед Вами.
Я благодарю Бога, что поступив в духовную школу, я нуждался в духовной поддержке и ее нашел в лице митрополита Ювеналия. Три года проведенные рядом с ним, дали мне очень много, воспитали и укрепили во мне внутреннего человека.
Затем я встретил на своем пути митрополита Кирилла, ныне Святейшего Патриарха, который избрал меня быть начальником Русской Духовной Миссии, сначала пройдя степень члена миссии.
Я благодарен безмерно Его Святейшеству, потому что это был незаменимый опыт жизни, пастырского служения, опыт скорбей и слез, которые люди во множестве, притекавшие ко Гробу Господню и Божественной Голгофе, приносили, открывая свои сердца в том числе и мне.
Я благодарю всех тех архипастырей, которые сегодня сослужили, потому что они были в минуту и радости и скорби, они были примером для меня, они помогали мне в особо трудных испытаниях. Я не могу ни сказать слова благодарности и Вам, дорогие священнослужители, пастыри.
В детстве своем я мечтал быть священником простым и сельским, чтобы служить Богу в тишине и глубинке, и молиться за народ, который бы приходил, обращаясь к Богу, и получал бы советы от пастыря. Но Господь судил иначе. Ему ведомы судьбы человеческие, и Он определяет и управляет жизнью каждого во благо.
Приняв жребий другого служения, я оказался в Троице-Сергиевой лавре, там большинство архипастырей, ныне сослуживших, были мне добрыми помощниками и добрыми друзьями, перед которыми я открывал свое сердце, в лице которых находил поддержку. Как это важно находить поддержку в лице тех, кто тебя понимает, кто тебя любит, кто тебе подскажет.
Святейший Патриарх избрал меня на святительское служение. Я приклонил колени своего сердца перед неизреченными судьбами Божиими. И оглядываясь назад на путь, пройденный тогда, я благодарю Господа. За то, что четыре с половиной года, как паломник прошел стопами по Святой Земле, молясь за тех, кто меня воспитал, кто дал мне образование, кто поддержал меня.
Я молился и ныне продолжаю молиться, потому что Господь даровал мне всегда, как я сказал, самый дорогой дар – прекрасных людей, в душе которых увидел и распознавал то, что у меня самого не было, и примером которых я зажигался.
Их не перечесть сейчас, да и не стоит, они все в моем сердце, как и вы, дорогие мои: Святейший Патриарх, Владыка Ювеналий, все сослужившие архипастыри, всечестное пресвитерство, диаконство и, конечно, христолюбивый, православный русский народ.
Преподобный Иоанна Лествичник говорит, что человек в жизни своей никогда не преткнется, если будет опираться на молитву. Поэтому считайте для себя благом, радостью духовной сегодняшний день – потому что он начинается с молитвы. С молитвы собора архипастырей, отцов и вас дорогие мои, составляющих единый хор благодарящих Господа православных христианских сердец.
Я благодарю всех Вас за Ваши теплые молитвы, за Вашу поддержку, за все то, что Вы делаете для Церкви Христовой. И в Вашем лице я нахожу людей, на которых возможно опереться, чтобы выполнить то, к чему призван. Чтобы самому идти ко спасению и другим показывать этот путь.
Я сердечно благодарю Вас дорогой Владыка Ювеналий, за теплоту Вашего слова, за пример подлинной пастырской жизни, который я видел всегда и вижу в Вашем лице.
Вместе со Святейшим Патриархом Вы являетесь сегодня людьми, которые воспитывают духовенство и народ Божий в любви к Церкви, в любви к пастырству.
Затем епископ Тихон с пожеланиями доброго здравия преподнес митрополиту Ювеналию в дар пасхальное яйцо и букет цветов. В знак братской любви и пасхального приветствия всем сослужившим архипастырям воспитанники воскресной школы Николо-Хамовничческого храма преподнесли букеты цветов.
От лица духовенства и прихожан храмов Северо-Восточного столичного викариатства епископа Тихона поздравил протоиерей Георгий Климов, который преподнес Управляющему викариатством знаки архиерейского отличия – крест и панагию.
При выходе из храма Высокопреосвященнейшего митрополита Ювеналия и епископа Тихона приветствовала многочисленная молодежь Северо-Восточного викариатства г. Москвы, которая поздравила Владык с праздником Пасхи, епископа Тихона с юбилеем, преподнесла цветы и торт, и в завершении вместе с юбиляром выпустила в небо 50 красных шаров.
http://nikola-khamovniki.ru/torzhestva-po-sluchayu-pyatidesyatiletnego-yubileya-episkopa-podolskogo-tihona/
Источник: http://stcaterina.com/arhiereyskoe-bogosluzhenie-v-hrame-svt-nikolaya-v-hamovnikah/
История храма Святителя Николая в Хамовниках . Храм Святителя Николая в Хамовниках
Первое упоминание о деревянном храме относится к 1625, в 1657 он был уже каменный, а в 1677 церковь уже названа своим полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен».
Ныне существующая церковь заложена несколько в стороне от первоначальной 21 мая 1679 при царе Федоре Алексеевиче, а освящение основного храма состоялось 25 июня 1682. Одностолпная трапезная с приделами и колокольня были пристроены позднее.
В 1812 во время Отечественной войны 1812 года частично был разрушен интерьер здания, но был восстановлен к 1849. В 1845 в храме появилась настенная роспись. В начале XIX века возведены ограда и ворота.
Храм был реставрирован в 1896, 1949 и 1972 годах. Всё время оставался действующим.
В 1992 на колокольню был поднят колокол весом в 108 пудов.
В 2008 году Храм Св. Николая в Хамовниках праздновал 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Древний храм в новой истории
Хамовники – это один из самых старых районов современной Москвы. Несколько веков назад здесь располагалась слобода ткачей. Зарабатывали ремесленники себе на жизнь тем, что продавали сукно.
Ткачей прозвали хамовниками, по наименованию производимого ими дешевого шелка «хамьян».
Отсюда и получила слобода свое название – Хамовная, а совсем не от слова хам (как некоторые думают), которым мы награждаем невежественных людей.
Еще до революции в Хамовниках располагалось много известных храмов и монастырей. Некоторым из них не удалось избежать участи разрушения в годы безудержного гонения. Эта беда обошла стороной древний храм Николая Чудотворца, и по сегодняшний день он остается украшением старинного района.
Храм этот был построен на личные средства ремесленников-ткачей. Своим покровителем они считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского. В честь этого великого святого и была освящена церковь в Хамовниках.
С начала своей истории она была деревянной постройки, упоминание о которой относится к 1625 году. А уже в 1757 году в летописи говорится о каменном храме. Архитектура напоминает корабль – такая схема строительства православных храмов была принята во второй половине 17 века.
Стоит отметить, что шатровая колокольня Николо-Хамовнической церкви является одной из самых больших в столице.
В 1812 году, когда в Москве недолго хозяйничали французы, храм был частично разрушен и полностью восстановлен только к 1849 году. А несколькими годами ранее в нем появилась настенная роспись, которую современники могут увидеть и поныне.
Никольская церковь никогда не закрывалась. И даже в годы воинствующего безбожия люди могли придти и помолиться о тех, кому нужна была помощь в то нелегкое время. Как тогда, так и сегодня, люди, пришедшие в храм, обязательно преклоняют свои колени перед храмовой святыней – иконой Божией Матери «Споручница грешных».
Четыре года назад приход отметил памятную дату: 160 лет назад под своды храма был принесен и прославлен чудотворный образ Божией Матери.
Обретение храмом своей главной святыни
История этого события такова. Хранился образ в Николо-Одрином монастыре, что в Орловской губернии.
Икона эта была всеми забыта, пока жена одного купца, чей сын был подвержен сильнейшим припадкам, не пришла в монастырь и не попросила отслужить молебен перед образом «Споручницы грешных». Молебен был отслужен, после чего двухлетний больной ребенок выздоровел.
После произошедшего икона была перенесена в монастырский храм, где в дальнейшем еще не раз являла свою чудодейственную силу молящимся, и поныне она хранится в Николо-Одрином монастыре.
А в Николо-Хамовническом храме оказался другой образ. В 1846 году из орловского монастыря в Москву был отправлен иеромонах, чтобы сделать в столице ризу для чудотворной иконы. Его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул.
Желая отблагодарить хозяина за оказанное гостеприимство, иеромонах прислал ему список с чудотворного образа, который был помещен в домашнем киоте вместе с другими иконами.
Вскоре к этому списку отовсюду стали стекаться люди и получали от чудесного образа исцеление.
На иконе был замечен необыкновенный блеск и капли масляной влаги. Миром этим стали помазывать больных, после чего они становились здоровыми. Видя чудеса, которые происходили от образа, Дмитрий Бонческул пожертвовал икону «Споручница грешных» Никольскому храму в Хамовниках. Вот так и оказался чудотворный образ в нашем храме и по сегодняшний день остается главной его святыней.
Настоятель храма и приходская активность
Сегодня настоятелем храма является епископ Павлово-Посадский ФОМА, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. На сегодняшний день при храме действуют воскресная школа и молодежная группа, которая было организована весной 2010 года, по благословению настоятеля.
Встречи проводятся еженедельно по субботам в 15:00 в помещении при храме. После окончания встреч члены молодежной группы принимают участие в вечернем богослужении в храме, а также в Божественной Литургии в воскресные и праздничные дни.
Для неформального общения, обсуждения и координации работы была создана группа в социальной сети «В контакте» — «Молодежная группа храма святителя Николая в Хамовниках» (http://vkontakte.ru/club19982954). В ней проводятся интерактивные обсуждения планов работы, времени встреч и других актуальных вопросов, связанных с деятельностью молодежной группы на приходе, выкладываются фотографии с различных мероприятий, паломничеств и экскурсий
В рамках встреч молодежной группы проводятся совместные чаепития, обсуждения различных проблем церковной и общественной жизни, просмотры и обсуждение художественных кинофильмов актуальных вопросов церковной и общественной жизни. Участники группы принимают участие в социальном служении, осуществляемым приходом.
Источник: http://nikola-khamovniki.ru/hram/istoriya/
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках Москва
На фото: интерьер храма Николая Чудотворца в Хамовниках, Москва.
«Внутри храма почти не осталось старины», — сетовали дореволюционные путеводители по Москве. Неудивительно, если вспомнить, что в пожар 1812 года церковь практически полностью выгорела.
Впрочем, к нашим временам старины не то чтобы прибавилось, просто роспись, утварь и иконы, казавшиеся «новыми» в 1910-х годах, в 2010-х представляются вполне «старыми».
А учитывая, что церковь Николы Чудотворца в Хамовниках не закрывалась в советскую эпоху, перед нами — интересный пример оформления храма в середине XIX века.
Вход в храм Николая Чудотворца в Хамовниках — традиционно через подколокольное помещение. Из трапезной раскрывается внутреннее пространство, которое, впрочем, не кажется столь же высоким внутри, сколь и снаружи.
Наверное, дело в относительно низком расположении оконного ряда второго света — все окна храма располагаются визуально ближе к полу, нежели к потолку.
Возможно, это оптическая иллюзия, создаваемая кривизной свода и тем, что свод этот — глухой: находясь внутри, понимаешь, что барабаны главы церкви — чисто декоративные, участия в организации внутреннего объема они не принимают.
Сформированный в силу этого конструктивного решения сплошной купол, как и стены, необыкновенно богато расписан.
Росписи в храме встречаются везде, где нет икон, карнизов и лепнины с затейливым резным орнаментом (ею украшены декоративные подкарнизные пояса и оттенены внутренние ниши окон и порталов).
Это и сцены из земной жизни Иисуса Христа, и различные ветхозаветные сюжеты, и выполняющие орнаментальную роль изображения серафимов, и, конечно, центр композиции — Пресвятая Троица с предстоящими ангелами над алтарем.
Настенная роспись датируется 1840-ми годами.
Она характерна для XIX века, когда индивидуальные особенности различных русских иконописно-художественных школ уже ушли в прошлое, а храмы расписывались по единому «академическому» канону.
Фигуры и пейзажи выглядят скорее как картины, изображения весьма реалистичны, хотя и кажутся упрощенными и, возможно, даже несколько наивными по сравнению, например, с росписями ведущих изографов XVII века.
Позолоченный иконостас храма — четырехъярусный (без праотеческого чина). Он современен росписям и золотисто-голубыми тонами прекрасно гармонируете ними. Венчает иконостас Распятие.
Приделы храма Николая Чудотворца в Хамовниках освящены во имя святителя Алексия, митрополита Московского, и в честь хранящейся в храме чтимой иконы Божией Матери «Споручница грешных». Они достаточно просторны и светлы, их стены также сплошь украшены яркими фресками.
Источник: https://posmotrim.by/article/cerkov-nikolaya-chudotvorca-hamovniki.html
Описание Храма Николая Чудотворца в Хамовниках в г. Москва | Православные паломничества
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках была построена в 1679-1682гг. несколько в стороне от старой каменной церкви в ткацкой (хамовной) слободе, поставлявшей белое (хамовное) полотно для царского двора. Эта слобода принадлежала Чудову монастырю и населена была тверскими мастерами, переселенными сюда в конце XVI века. После 1694г. к церкви были пристроены трапезная и шатровая колокольня. Перестройки почти не затронули этот необычный яркий храм — только в 1757г. к трапезной слева был пристроен придел св. Димитрия Ростовского (позднее, в 1872г., переосвященный в честь иконы Богоматери «Споручница грешных»).
Храм — кирпичный, отделан белым камнем и красно-зелеными поливными изразцами. Исследователи относят его к стилю московского барокко конца XVII века.
При этом храм сохраняет черты древнерусской архитектуры, но уже несколько стилизованные: фасады не разделены лопатками, а по углам украшены колонками, утопленными в стену и пестро раскрашенными.
Южный и северный фасады венчает ряд из трех ложных закомар с килевидными завершениями, а восточный и западный — из пяти ложных закомар меньшего размера. Над ними поставлен ряд кокошников — переход к кровле с пятью главами. Кокошники окружают и каждый барабан.
Необычайно красивы окна храма — обрамленные резными разноцветными наличниками, близкими скорее к стилю русского узорочья. Примечательно и то, что под нижними закомарами не проведен карниз, отчего стены храма выглядят выше и кажутся устремленными ввысь. Барабаны украшены в соответствии с остальным зданием цветными аркатурно-колончатыми поясами и фризом.
Шатровая двухъярусная колокольня — одна из самых высоких шатровых колоколен в Москве, с глухим первым ярусом-четвериком.
Второй ярус восьмигранный, состоящий из ряда арочных проемов, завершающихся кокошниками с килевидным верхом, перекликающимся с основным объемом церкви.
Сам шатер — с тремя рядами отверстий-слухов (всего 32 отверстия), увенчанный маленькой главкой. Каждое отверстие в шатре колокольни обрамлено узорчатыми наличниками.
Интерьер храма значительно пострадал во время войны 1812 года, но к 1849г. был восстановлен. В 1848г. в храм была пожертвована чудотворная икона «Споручница грешных», скопированная с образа, хранившегося в Николаевском Одрине монастыре Орловской губернии.
В советское время храм не закрывался; сохранились колокола на колокольне, а в 1949 и 1972 гг. была проведена реставрация здания. Ограда храма, относящаяся к 1880-м гг., также сохранилась и только была передвинута ближе к церкви при расширении Комсомольского проспекта.
Храм Николы в Хамовниках — один из редких сохранившихся почти без перестроек с момента возведения, и по праву может называться одним из красивейших московских храмов.
Источник: http://www.hramy.ru/regions/r77/cao/hamovniki/nikham.htm
Паломнические поездки к Храму Николая Чудотворца в Хамовниках в г. Москва
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/hram-nc-v-hamovnikah.htm
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках: точный адрес и расписание богослужений
В одном из старейших районов российской столицы раскинулось красивое строение – храм Николая Чудотворца в Хамовниках, который имеет богатую историю, потому что дата его основания относится к первой половине 17 века. Расскажем об особенностях священной обители и как до нее добраться.
Становление святыни
Первое упоминание о святыне датируется 1625 годом, когда в местных краях была возведена деревянная церквушка для жителей окрестностей. Поначалу здесь располагалась небольшая слобода, жители которой занимались, преимущественно, одним ремеслом – ткали пряжу и продавали заезжим купцам.
Так как ремесло процветало, в слободе становилось все больше жителей. Поселенцы из окрестностей перебирались ближе к центру ремесленнической жизни, и в скором времени слобода выросла, превратившись в большое поселение.
Это интересно! Сильная молитва на удачную продажу квартиры.
Вследствие увеличения числа жителей населенного пункта и их духовных потребностей, в Хамовниках начали строить храмы.
Деревянная церковь теперь стала не единственным строением, куда можно было пойти, чтобы помолиться.
Но чудом именно этой постройки, габариты которой изначально совершенно не внушали восторга, суждено было выстоять во времена жестоких гонений. Остальные церквушки были снесены во время революции.
Церковь изначально строилась на личные средства местных ремесленников-ткачей, на протяжении ее существования строительные работы по обновлению неоднократно финансировались и другими меценатами. Название святыне было дано в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Во времена русско-французской войны, когда на территорию страны вошли войска под командованием Наполеона, церковное строение было частично разрушено огнем и стрелами.
Хоть русские войска и одержали победу в войне, но на то время местные жители были слишком истощены последними политическими событиями, чтобы заниматься реставрацией святыни.
Это интересно! Работы по восстановлению завершились только к 1849 году. Примерно в то же время внутри появилась легендарная настенная роспись, которой прихожане могут любоваться и сегодня.
Главная святыня
Никольская церковь, как часто называют храм, никогда не закрывалась. Даже в самые страшные революционные и военные годы сюда могли прийти люди, нуждающиеся в общении с Богом.
Главной святыней церкви во все времена считалась икона Божьей Матери «Споручница грешных». Не так давно здесь произошло масштабное радостное событие: был привезен образ Богородицы, который сделал эту святыню главной исторической, культурный и духовной достопримечательностью края.
Полезно знать! День Успения Пресвятой Богородицы: какова история праздника.
В 1846 году в этих краях пришлось побывать одному иеромонаху из Орловского монастыря. Его приютил местных житель, подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за радушный прием монах, вернувшись к себе на родину, прислал Бонческулу список со святой иконы Богородицы. Этот подарок хозяин разместил у себя дома рядом с остальными иконами.
Случилось так, что во время болезни подаренная святыня спасла жизнь одному из местных жителей, так что вскоре к иконе начали тянуться люди. Видя, какую пользу обществу приносит святой список, Бонческул передал икону местному Никольскому храму.
На древесине стали заметны масляные капли. Их происхождение никто не смог объяснить, но это масло отличалось целебными свойствами. Ими помазывали головы прихожан, нуждающихся в быстром выздоровлении. С тех пор образ стал главной местной святыней.
Полезно! История иконы Скоропослушница: каково ее значение и в чем она помогает.
Можно назвать еще несколько святынь, которые пользуются чрезвычайной популярностью среди прихожан:
- лик святого Алексия;
- список с иконы Смоленской Божьей Матери 17 в.;
- образ великомученика римского Иоанна Воина.
Храм в настоящее время
Сегодня храм Николая Чудотворца в Москве, чудотворные иконы которого способны творить удивительные вещи, успешно работает. Многочисленный приход — главное тому свидетельство. Прихожане могут посетить святыню в любой удобный день и склонить головы перед иконами, а также пообщаться со священнослужителями и получить ценные советы.
Интересно!Где находятся мощи святого Серафима Саровского.
Настоятелем назначен Андрей Овчинников, который следит за духовной жизнью прихожан. При храме функционирует воскресная школа, посещать которую могут все желающие.
Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/tochnyj-adres-hrama-svyatogo-nikolaya-chudotvortsa-i-raspisanie-bogosluzhenij.html
Церковь Николы в Хамовниках в Москве | Узнай Москву
Расписная церковь, стоящая на пригорке, ярко выделяется среди окружающих зданий – даже поздняя застройка не заслонила её и не уменьшила её значение в формировании облика района.
В 1620-х годах на юго-запад от Москвы, ограниченной в то время по линии современного Садового кольца, была переселена Хамовная слобода – поселение ткачей, изготовлявших «хам», белое полотно высокого качества.
Рядом располагалась слобода кремлёвского Чудова монастыря – Чудовка. В этой местности находилась и деревянная церковь во имя святого Николая Чудотворца, впервые упомянутая в 1625 году, но, как предполагают исследователи, основанная гораздо раньше.
В 1657 году церковь названа уже каменной. Наконец, в 1679 году по указу царя Фёдора Алексеевича несколько в стороне от прежнего места началось возведение новой каменной церкви, завершившееся в 1682 году.
А к 1694 году были достроены трапезная с приделами и колокольня – так храм святого Николая Чудотворца в Хамовниках приобрёл существующий внешний облик.
Церковь возведена по традиционной структуре: вытянутая по горизонтали, она начинается с запада колокольней, продолжается длинной трапезной, основным храмом, увенчанным пятиглавием, и заканчивается тремя алтарными выступами.
В то же время в её фасадах есть и черты «нарышкинского барокко», но главная ценность внешнего убранства церкви – многочисленные изразцы, обильно использованные на фасадах: это и зелёные «муравленые» изразцы, вставленные по три штуки в каждый кокошник основного храма, и многоцветные «поливные» изразцы в ширинках шатровой колокольни.
Прорезанная в шатре 32 окошками-слухами, она является одной из самых высоких шатровых колоколен Москвы. На северной стене церкви сохранились каменные надгробные таблицы XVIII века, напоминающие о былом приходском кладбище.
В трапезной в 1694 году был освящён придел в честь митрополита Алексия – выбор наименования был связан с Чудовской слободой, так как именно митрополит Алексий был основателем Чудова монастыря в Кремле.
В 1757 году добавился придел святого Димитрия Ростовского, для пристройки которого трапезная была расширена с севера.
Это связано с увеличением числа прихожан: в XVIII веке продолжался бурный рост Хамовной слободы, на её основе вместе с Государевым суконным двором основана Казённая полотняная фабрика, затем голландец Иван Тамес создал фабрику парусинных и лентовых материалов.
Однако в начале XIX века текстильное производство из этой местности почти полностью было выведено (о нём сегодня напоминают только палаты Хамовного двора на улице Льва Толстого), а его место заняли Хамовнические казармы и другие здания военного ведомства.
Во время Отечественной войны 1812 года храм пострадал изнутри, но вскоре был восстановлен. В 1840-х годах появилась новая настенная роспись. В 1872 году вместо Димитриевского был устроен придел иконы Божией Матери «Споручница грешных».
В ХХ веке Никольская церковь не закрывалась и сохранила своё убранство почти нетронутым (за исключением утраченного в 1922 году при изъятии церковных ценностей).
Даже расширение соседней улицы и создание Комсомольского проспекта не затронули её – лишь ограда в 1959 году была перевезена ближе к самому храму. Сохранились и старинные колокола, в том числе колокол 1685 года.
Время сильно переменило Хамовную слободу, и только церковь святого Николая Чудотворца более 300 лет остаётся на своём месте.
Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov-nikoly-v-khamovnikakh/