Что такое мощи святых, почему не тлеют как хранятся их фото и святая матрона

Как переоблачают нетленные мощи святых

Мы много знаем о святых, которые остаются телами нетленны. Мы спускались в пещеры Киево-Печерской Лавры и целовали теплые руки этих святых, умерших не одно столетие назад. Мы знаем, что, согласно церковному уставу, их переоблачают, как живых. Но как это делается, у нас есть уникальная возможность подсмотреть. Это великое таинство…

Когда будете смотреть, обратите внимание на лица священнослужителей, учавствующих в этом событии.

Итак, переоблачение мощей святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

Обратите внимание

До этого мощи Владыки омывались и облачались всего один раз – в преддверии его прославления и перенесения мощей из усыпальницы в собор в 1994 г.

Главным поводом к переоблачению послужило предложение тверского отделения движения «Православная молодежь» сшить для святителя новое облачение взамен старого. Новое облачение для святителя Иоанна было сшито с большой любовью и вкусом в мастерских Свято-Елизаветинского монастыря в Минске. Старое облачение будет передано в сооружаемый этим движением в Твери храм в честь святителя Иоанна.

Правящий архиерей Западно-Американской епархии Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл принял это предложение и дал свое благословение. Насельницы и духовенство этой обители очень почитают владыку Иоанна и тоже намерены построить храм в его честь.

Переоблачение было решено совершить во время очередного осеннего пастырского совещания духовенства епархии, для того чтобы любой священнослужитель или гость совещания мог принять участие в этом чине, увидеть открытые святые мощи и приложиться к ним.

Будущим участникам владыка рекомендовал взять на себя пост перед этим событием. Затем из выразивших желание был составлен список и было распределено, кто что будет делать в продолжении чина. На вечерней службе все духовенство исповедовалось.

Необходимо заметить, что опыта переоблачения мощей у нас в Северной Америке практически нет, так как мощей здесь немного, в отличие от Греции и других православных стран, где мощи переоблачают, как правило, ежегодно. Например, стертые тапочки святителя Спиридона Тримифунтского.

В нашей епархии пришлось положиться на опыт викарного архиерея, епископа Сиэтлийского Феодосия, постриженника Киево-Печерской лавры, а также на тех клириков епархии, которые принимали участие в открытии и переоблачении владыки Иоанна в 1993 году.

В половине девятого вечера архиепископ Кирилл, 23 священнослужителя, 1 монах и 2 чтеца собрались в храме. Среди участников были и те, кто свидетельствовал открытие мощей владыки Иоанна в 1993 году.

Важно

Двери храма были заперты, и духовенство занялось подготовкой к предстоящему чину. Были вынесены требники, последование службы св.

Иоанну с акафистом, облачение, новая подушка для гробницы, блюдо и губки для омовения мощей, стол и простыни на которые будут возложены мощи, ковчег для малых частиц.

Во время подготовки шло обсуждение предстоящего чина. Лишних разговоров не было, все были сосредоточены, чувствовался благоговейный трепет. Перед началом молебна участники попросили прощения друг у друга.

Ровно в 9 часов вечера у раки с мощами св. Иоанн был совершен молебен «Перед началом доброго дела» с пением величания святителю. Затем архимандрит Ириней произнес слово, в котором отметил, что предстоящее чинопоследование – это акт ответной любви к святителю Иоанну: как он заботился и заботится о нас, так и мы должны заботиться о его нетленных останках.

Затем началось чинопоследование, которое длилось два с половиной часа. В течение всего чина переоблачения четыре диакона стояли на амвоне и непрестанно кадили, а духовенство поочередно, тоже без остановки, пело службу Владыке, акафист, а в конце чина – песнопения архиерейского облачения.

Рака с мощами была вынесена на середину храма, ключарь собора открыл замки раки, и была снята крышка. Прислужник поднес кувшин с водой, и архиерей и духовенство помыли руки. Затем архиепископ Кирилл снял воздух с лица святителя Иоанна. Большинство участников впервые в жизни увидели лицо Владыки.

Затем священнослужители по очереди или попарно подходили к мощам и снимали по одной части облачения: требный крест в руках Владыки, требное Евангелие, жезл, митру, крест и панагию, омофор, поручи… Если кому-то нужна была помощь (например, было трудно снять саккос), то ему помогал один из собратьев. Старое белое облачение было аккуратно сложено на столике.

Освободившиеся священнослужители либо молились, поминая своих близких и прихожан, либо отходили к певчим.

Совет

Когда святитель остался облаченным лишь в белую рубаху и подризник, старшие протоиереи вынули мощи из раки и перенесли их на покрытый белой простыней стол. Мощи владыки Иоанна – хорошо сохранившееся, но усохшее тело: видны его ногти, борода и волосы. Мощи на удивление крепкие — у них совершенно нет признаков хрупкости, их можно взять за ноги и свободно поднять.

Часть участников начала чистить раку, с осторожностью и вниманием собирая маленькие частицы мощей и складывая их в специально подготовленный ковчег.

Белую рубаху и подрясник святителя сняли участники из монашествующих, они же омыли мощи и одели на Владыку новый подрясник и рубаху.

По отзыву одного из участников, православного американца: «Трудно описать ту атмосферу сокрушения и благодати, которая наполняла кафедральный собор в тот вечер.

Хотя все участники с большим трепетом и заботой отнеслись к своим обязанностям, царило какое-то особое мирное состояние. У многих на лице были слезы. Весь чин казался «вне времени».

Предполагалось, что переоблачение займет полтора часа, но на самом деле оно продолжалось три с половиной, и это время пролетело совершенно незаметно».

Интересно отметить, что некоторые прихожане кафедрального собора, проходя в это время мимо храма или по соседней улице, обратили внимание, что на улице стоит запах ладана и даже был виден дым от кадил!

Облачение святителя Иоанна происходило в том же порядке, что и разоблачение: тот священник, который снимал старые поручи, надевал Владыке новые поручи. Новое облачение, главным образом синего, красного и золотого цвета, богато и с большим вкусом вышито. Новая соответствующая новому облачению митра еще не готова.

После того, как Владыка был облачен (кроме митры, креста и панагии), мощи были вновь перенесены и положены в раку. Уже в раке на Владыку были возложены митра (пока прежняя белая), крест и панагия.

Обратите внимание

Крест и панагия были подшиты нитками, чтобы они не двигались, так как рака с мощами Владыки ежегодно выносится на середину храма в день его праздника в июле.

После этого рака была закрыта и перенесена на свое место. Участники чина приложились к мощам и, получив благословение архиепископа, пошли разоблачаться.

На закрытии Пастырского совещания благочинный Северного округа Западно-Американской епархии протоиерей Алексей Котар от имени участников чина переоблачения мощей иже во святых отца нашего Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, сказал, что все участники были тронуты до глубины сердца участием в этом чине и благодарят Господа за эту честь, а правящего архиерея – за живую, очную встречу с Владыкой Иоанном.

Дивен Бог во святых Своих!

Текст и фотографии протоиерей Петра Перекрестова, Ключаря кафедрального собора Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско

Источник: http://voskrcerkov.ru/2013/06/08/kak-pereoblachayut-netlennye-moshhi-svyatyx/

Чудо святых мощей: почему их почитают православные?

Содержание:

Среди православных святынь особое место занимают святые мощи угодников Божиих.

Благодаря им совершается множество чудес, исцеляются безнадежно больные, бесноватые, разрешаются житейские трудности, подается другая благодатная помощь верующим.

Случается, правда, что ажиотаж вокруг священного предмета выходит за рамки благоразумия, приобретает черты магического культа. О правильном почитании останков праведников мы собираемся поговорить в этой статье.

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро.

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой. Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф.

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.

Каким образом подается помощь?

Читать также:

Тело и душа — что важнее в человеке?

Чудодейственную силу мощей признают многие люди, и даже не особо верующие. Например, когда видят, что происходит с одержимыми злым духом при приближении к святым останкам.

Какая же сила заставляет бесноватых так себя вести? Очевидно, что эта сила — благодать Божия, которая действовала в угодниках и при их жизни.

Уже само название указывает на источник чудотворений, оно происходит от слова «мощь», то есть «сила».

Следовательно, не кости сами по себе, не материя являются источником благодати, они только являются ее проводником. Сам Господь через святые мощи, принадлежащие Его угодникам, посылает эту незримую помощь, благодатную силу. Ефрем Сирин об этом так говорил:

Православное почитание святыни

В сказанном выше заключается объяснение традиции почитания мощей православными. Как и в случае с иконами, мы не поклоняемся самому предмету, материи, но молитвенно обращаемся к праведникам, почитаем благодатной силу Божию, которая пребывает в них. О почитании останков святых профессор А. И. Осипов говорит так:

«И благостно почитая святые мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы Бога живого, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого, и по премудрому благоволению Своему творит чудеса — от них и через них.»

Уже в Ветхом Завете встречаются некоторые свидетельства благоговейного отношения к костям умерших праведников. Это и перенесение Моисеем из Египта останков праведника Иосифа (Исх. 13:19), и воскресение человека после прикосновения к костям пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Однако главным основанием для почитания святых мощей является, конечно же, факт Боговоплощения.

Своим вочеловечением Господь превознес тело человека на невиданную до этого высоту, будучи взят с ним даже на Небо и показав, что тело наравне с душой может являться вместилищем Святого Духа. Причем проводником благодати становится не только тело, но и одежда, предметы, принадлежащие угоднику Божию. Вспомним, что даже от тени апостола Петра происходили исцеления (Деян. 5:15).

Уже в ранний период христианства в числе православных святынь чествовались тела убитых мучеников. Первые Евхаристии (агапы) совершались на их могилах. И сегодня непременным условием для совершения Литургии является наличие антиминса — специального плата, в который вшита частичка святых мощей.

В качестве обязательного почитание останков угодников Божиих было обосновано в VIII веке на Седьмом Вселенском Соборе. Его постановление гласит:

Обязательно ли нетление останков для их почитания?

Довольно частым явлением, которое случается с останками святых, бывает их полная или частичная сохранность по смерти. Это чудо называется нетлением. Чаще всего в случае нетления кожа угодника Божия несколько ссыхается и приобретает коричневый оттенок, само тело при этом не разлагается. Обычно также при этом от усопшего исходит приятное, ни с чем не сравнимое благоухание.

Читайте также:  Звезда давида: значение, история происхождения, отношение к символу в христианстве

Нужно понимать, что все это происходит без каких-либо внешних воздействий или вмешательств, не имеет ничего общего с мумификацией или бальзамированием. Объяснить такое явление научно невозможно, несмотря на многочисленные попытки, почему оно и относится к разряду чудесных. Температура тела у почившего в Бозе праведника при этом тоже соответствует температуре живого тела.

Нетление святых мощей, в то же время, не является обязательным условием для их почитания. Это ошибочное представление пришло к нам в XVIII веке, очевидно, под влиянием католической церкви.

Важно

Вспомним, что честные останки многих мучеников представляли собой отдельные фрагменты, а то и вовсе не сохранились, например, при сжигании.

Однако из-за того, что от останков преподобного Серафима Саровского остался лишь скелет, в то время как тело Александра Свирского сохранилось почти как живое, нельзя сделать вывод, что один праведник «святее» другого.

Главной материей, которую обычно воспринимают в качестве святыни, является кость. К тому же следует учитывать разные традиции и климатические условия. На Афоне, к примеру, существует совершенно отличное от русской традиции представление о нетлении святых мощей.

Обычай захоронения монахов на Афоне

Афонский обычай предписывает следующую практику захоронения монахов из числа братии. Тело умершего не омывают и не переоблачают, зашивают его в мантию, на голову кладут куколь (монашеский головной убор). Хоронить принято сразу же, желательно в тот же день. Как правило, в заранее приготовленную могилу опускают честные останки, засыпают их грунтом.

После этого вся братия усердно молится о почившем в течение трех лет, поминая его ежедневно на проскомидии, и… выкапывает кости. Если кожа полностью истлела, то их переносят, если нет, то закапывают обратно — значит, «земля их не приняла» по причине каких-то грехов. Усиливают молитву, молятся до тех пор, пока кожа полностью не истлеет.

Останки святых, угодивших Богу монахов определяют по цвету костей, черепа. Желтоватый оттенок (и часто — благоухание) черепа свидетельствует о праведной жизни его обладателя, белый цвет говорит о том, что монах честно подвизался, благодаря чему спасен, а вот темные кости обличают грешную душу покойного.

Далее с останками совершается следующий обряд: их омывают в воде с вином и помещают в костницу.

Это специальный склеп, по виду напоминающий часовню, где по полочкам рядами разложены черепа монахов, а вдоль стены — кости. На черепах обычно пишут имя монаха и дату смерти.

Могила же, в которой находилось тело брата, используется для захоронения очередного умершего из числа монастырской братии.

Как видим, традиция почитания мощей на Афонской горе несколько отличается от нашей практики. Многие останки, которые почитаются у нас, по представлениям афонитов, должны были бы принадлежать людям грешным, так как для них нетление — признак небогоугодной жизни. Но такие различия в практике выявления останков святых объясняются лишь климатическими особенностями континента и ничем более.

Как правильно прикладываться ко святыне

Как и к любой святыне, к раке или мощевику следует подходить, в первую очередь, осознанно и благоговейно. Если мы хотим получить благодатную помощь от угодника Божия, то отнюдь не лишним будет заранее поинтересоваться его житием.

К сожалению, очень часто случается, что люди, видя длинную очередь в храм, становятся туда «на всякий случай» или «за компанию», даже не зная, к чьим святым мощам и зачем они подходят. «А вдруг поможет!» Никакой пользы такое «стояние», конечно же, принести не может. Нельзя воспринимать святыню как какое-то внешнее, независимое от нас средство, как волшебство.

Подходить к православной святыне нужно спокойно, неторопливо, никого не смущая и не толкая, молясь про себя.

Если очередь окажется большой, то ее можно воспринимать как разновидность крестного хода, тогда от совместного пребывания в храме молящихся будет большая польза.

Просить о чем-то праведника можно своими словами, можно также выучить тропарь или величание ему. В случае длинной очереди перекреститься перед мощами лучше заранее, чтобы не задерживать других.

Совет

Прикладываться к останкам святых нужно следующим образом. У мощевичка нужно поцеловать стекло в месте, где находится сама частичка.

Если же перед нами находится рака, то целуют голову (лоб) и стопы (или только в голову). При этом на губах у нас не должно быть никакой губной помады.

Когда же очереди перед святыней нет, то перед ней мы совершаем два земных или поясных поклона, затем целуем ее, отходим и делаем еще один поклон.

По нескольку раз подходить к честным останкам не стоит — это признак маловерия. Нужно помнить, что все чудеса совершаются по нашей вере и согласно удивительному Божьему замыслу о нас, только во благо.

Также о православном почитании святыни смотрите фильм:

Источник: http://megapoisk.com/svjatye-moschi-pravoslavnoe-pochitanie-svjatyni

Что такое мощи?

В старославянском языке мощами назывались любые людские останки. Слово «мощи» происходит от однокоренного слова «мощь», поскольку считалось, что человеческая сила заключалась именно в скелете.

Тогда что такое мощи святого? Православная религия приравнивает к святыням останки людей, причисленных к числу святых за свои поступки. Такие мощи называют нетленными и наделяют их способностью исцелять.

Что такое мощи с научной точки зрения

Современная наука не может отрицать факт сохранения останков некоторых людей в нетленном виде. Пытаясь объяснить данное явление, ученые выдвигают несколько гипотез.

Согласно первой, мощи святых не разлагаются по той причине, что практически всю жизнь они воздерживались в еде, питались скоромной пищей. Из-за этого их тела были поджарыми, содержали минимум жира и влаги. Однако, каким бы ни было «сухим» тело, сохранить мощи на протяжении столетий довольно сложно.

Другая версия базируется на свойствах почвы, в которой покоятся останки. Но при захоронении никто не разделял умерших на грешных и праведных. При этом большинство мощей сотлели в прах и лишь некоторые из них частично сохранились.

Таким образом достоверно установить причину, по которой человеческие мощи остаются нетленными, не удалось. Верующие люди находят свое объяснение данному явлению и преклоняются перед останками святых, которые сохранились до наших дней.

Почитание мощей

Свидетельства преклонения перед мощами святых и возношения им молитв относятся еще к периоду раннего христианства.

К святым останкам угодников в православной религии всегда было особое благоговейное отношение. Им приписывают чудодейственную силу исцеления болезней и изгнания злых духов.

В Ветхом завете описаны случаи излечения и даже оживления людей после прикосновения к останкам и вещам Божьих угодников.

Обратите внимание

В православной религии мощами называют не только нетленные останки, но и сохранившиеся кости или прах. Частицы мощей одного и того же святого могут храниться в нескольких местах.

Например, останки одной из наиболее почитаемых святых Матроны Московской.

Похоронена Матрона на Даниловском кладбище в Москве, а поклониться ее мощам можно в Покровском монастыре, в храме Воскресения Христова и других московских храмах.

В зависимости от вида мощей для их хранения используются различные сосуды:

  • Ковчежец – небольшой ящичек, обычно сделанный из драгоценных металлов. Многие из них являются настоящим произведением ювелирного искусства. К сосуду могут прикладываться вещи усопшего или частицы гроба. Переносят такой ковчежец священнослужители на своих головах. Широко известен ковчег Дионисия, который хранится в музеях Московского Кремля.
  • Рака – сделанный из дерева или металла гроб. Рака может быть установлена в храме или пещерах монастыря. В открытой раке мощи облачают в соответствующую статусу святого одежду. Рака также может быть изготовлена из ценных металлов и украшена драгоценными камнями. Наиболее известная рака – Сергия Радонежского находится в Троице-Сергиевой лавре.
  • Мощевик – крупная емкость, в которой могут храниться останки и личные вещи как одного, так и нескольких святых. Ярким примером мощевика служит Кийский крест, хранящий частицы мощей 108 святых.
  • Реликварий —  большой сосуд или постройка в храме наподобие алтаря. Самый большой европейский реликварий находится в Кельнском соборе.

Перед тем, как молиться святым мощам, нужно оставить все свои житейские проблемы в стороне, заранее поинтересоваться жизнеописанием святого. Подходить к святыне нужно не спеша, дважды осенив себя крестным знамением. После приложения к мощам нужно отойти и перекреститься третий раз.

Источник: https://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe-moschi

Святые угодники: Кто и как зарабатывает на мощах

Кто организовывает привозы и как устроен черный рынок мощей

С 21 мая у храма Христа Спасителя в Москве образовалась огромная очередь из желающих поклониться мощам Николая Чудотворца.

В столице святыню уже посетили более 350 тысяч человек, а с 13 по 28 июля паломники смогут это сделать в Санкт-Петербурге. Туры иностранных святынь по стране РПЦ при поддержке православных меценатов устраивает каждый год.

The Village разобрался, что признают мощами, сколько стоят самые дорогие святыни и где их можно купить в Москве.

Мощами называют останки людей, которые были официально признаны церковью святыми, то есть канонизированы. Святыней могут признать целые тела, десницы (кисти правой руки), пальцы, стопы или даже отдельные фрагменты тканей.

Все эти «частицы святых», вне зависимости от их размера, почитаются церковью одинаково, хотя паломников и простых верующих больше привлекают крупные мощи. Христианская церковь канонизирует либо людей, о «чудесах» которых сохранились хотя бы два свидетельства, либо мучеников, подвергшихся гонениям за свою веру.

По иным политическим, общественным или даже миссионерским причинам получить статус святого невозможно.

Как рассказал The Village руководитель паломнического центра св. апостола Фомы в Германии Тимофей Китнис, задача церкви здесь — «зафиксировать, что Бог действительно прославил человека».

Важно

Для этого создается специальная комиссия, которая изучает биографию и собирает свидетельства чудесной помощи. Потом комиссия предлагает свои выводы на суд Архиерейского (православного, поместного. — Прим. ред.) или Вселенского (общехристианского. — Прим. ред.) собора.

Последний совещается и принимает решение, в православии это называется «консенсус патрум», или «согласие отцов».

Хранятся и выставляются мощи в специальных емкостях — мощевиках, ковчегах или реликвариях. Обычно церковь предлагает верующим «приложиться», поцеловать или просто потрогать реликварий с мощами. Очередь к ним — необходимая часть паломничества, она символизирует лишения на пути к святыне. Подобный культ существует во всех христианских конфессиях, кроме протестантских.

«Действие» мощей церковь объясняет не свойствами самих предметов, а волей святого, которому мощи принадлежат. «В почитании мощей нет ничего магического. С точки зрения церкви исцеление происходит из-за того, что человек обращается к тому или иному святому „с верой“, а не потому, что сам объект наделен какой-то силой.

Мощи являются просто проводником силы святого духа, к которой обращается верующий», — объясняет Китнис.

Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку

Паломники часто выбирают мощи и реликвии исходя из того, в чем им требуется помощь. Адресные запросы у верующих возникают из-за того, что они знают сюжеты в жизни святых, когда последние являли чудо.

Например, как у Сергия Радонежского просят успехов в учебе, после того как он сам чудесным образом стал успевать в школе.

«На самом деле вы можете обратиться к любому святому с любой просьбой, церковь не признает тут какую-то специализацию святых», — подытоживает Тимофей Китнис.

Сейчас в московском храме Христа Спасителя выставлены мощи Николая Мирликийского, или Чудотворца, — одного из самых популярных святых в православной России. Известно, что патриарх Кирилл и папа римский Франциск договорились об этом туре во время исторической встречи в Гаване в 2016 году.

Совет

Левое ребро Николая доставили из итальянского города Бари спецрейсом в Москву, где оно пробудет до 12 июля. После этого мощи перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до конца июля. Ежедневно святыню охраняет тысяча бойцов Росгвардии.

Читайте также:  Заповедь христа "возлюби ближнего своего как самого себя", понятие "ближнего", толкование заповеди

Для принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Италии в Россию набрали волонтеров, своих людей привлекало движение «Православные добровольцы».

РПЦ не раскрывает, сколько стоит акция по привозу мощей и какие доходы она приносит. Бывший представитель патриархии Всеволод Чаплин после увольнения из Синодального отдела в 2015 году объявил «закрытость бюджета» главной проблемой Русской православной церкви.

Сейчас пресс-секретарь патриарха Александр Волков назвал только имя самого крупного спонсора — владельца химического холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Телеканал «Дождь» заявляет, что Гурьев оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари последние четыре года.

По данным «РБК», «поддержку» тура мощей Николая оказывал еще и фонд святителя Григория Богослова, которым руководят митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, и Вадим Якунин, глава фармкомпании «Протек».

Еще около 3 миллионов рублей выделило правительство Москвы.

Андрей Кураев

протодиакон

Организация любых туров с мощами — это доходное предприятие. Верующие и паломники раскупают большое количество типографской продукции и свечей, жертвуют в копилку — доходность и посещаемость конкретного храма резко увеличиваются.

Маршрут, по которому повезут мощи, четко оговаривается в закрытых внутренних договорах, там же распределяются и доли на выручку за конкретный срок: сколько получит иностранный владелец мощей, сколько — церковь (площадка), организатор тура, епархия.

Есть вариант и прямого дохода: например, католический приход в самом городе Бари продает миро с мощей святителя Николая, в том числе и на перепродажу в православной общине.

Мне кажется, здесь все устроено по принципу „доходы — нам, убытки — вам“. Государство тратится на сопровождение делегации, охрану святыни и паломничества, широчайшую рекламную компанию, пиар федеральных каналов. Все это могло бы стоить бешеных денег, но дается церкви безвозмездно — наши власти считают такое участие выгодным для себя.

На самом деле Гурьев новичок в паломническом бизнесе. С 2003 по 2013 год монополию на ввоз иностранных мощей сохранял Фонд Андрея Первозванного (ФАП) под руководством Владимира Якунина, экс-президента РЖД и члена дачного кооператива «Озеро».

В списке реликвий, турне которых организовал ФАП, — мощи Андрея Первозванного, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары, Иоанна Крестителя, евангелиста апостола Луки и Александра Невского (его турне организовано при поддержке миллиардера Искандера Махмудова).

Обратите внимание

Самыми массовыми стали турне «пояса Богородицы» в 2011 году, собравшее более 3 миллионов человек, и креста Андрея Первозванного в 2013-м, — миллион паломников. Миссионерская деятельность ФАП по привозу мощей резко прекратилась после публикации резонансного расследования Алексея Навального о семье Якунина.

Кроме того, финансирование ФАП начало проходить через фонд целевого капитала «Истоки» (УК «РусФин»). Единственная православная акция, которую фонд Якунина оставил за собой, — ежегодное принесение в Москву благодатного огня из храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Уже в 2015 году крупные паломнические мероприятия поделили между собой два других влиятельных фонда.

Привоз мощей Георгия Победоносца спонсировал Фонд великого князя Владимира, подконтрольный полковнику ФСБ Вячеславу Ротавчикову из спортивного общества «Динамо» (другие руководители общества — силовики и генералы спецслужб).

Тур по России и Беларуси мощей князя Владимира устроил уже Фонд святителя Василия Великого, за которым стоит миллиардер Константин Малофеев. Он же через год привез в Москву и мощи святого Силуана Афонского. Именно благотворительные фонды Малофеева «РБК» связал с финансированием ополченцев на юго-востоке Украины.

Сейчас митрополит Иларион заявляет, что Россия 930 лет ждала приезда мощей Николая Чудотворца. В действительности фрагмент мощей из Бари был официально передан частному Фонду святителя Николая еще 2002 году преподобным отцом Джованни Матера.

Более того, этот фонд в 2008–2010 годах уже устраивал широкий паломнический тур мощей по городам России.

Однако спонсируется он не российскими православными меценатами, а компанией «Энерги Баден-Вюртемберг АГ» — третьим по величине энергетическим холдингом Германии.

Важно

Те же мощи Николая Чудотворца, по данным Rublev.com, можно найти еще в 26 храмах Москвы и области. Большинство из них пускают на поклонение к мощам ежедневно, бесплатно и без очередей.

Однако, например, к мощам другой популярной святой — Матроны Московской в Покровском женском монастыре — и в обычный будний день придется простоять около двух-шести часов.

В разных московских приходах РПЦ выставлены мощевики апостола Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Димитрия Донского, Сергия Радонежского и других.

The Village собрал на карте 10 наиболее популярных московских святынь, доступ к которым открыт для всех. Это далеко не все мощи, которые хранятся в городе: их больше в десятки раз.

В Сети объявления о продаже мощевиков и реликвариев доступны на десятках аукционов и сайтов, но церковь резко осуждает такой бизнес. Крупнейший торговец святынями в России — Алексей (alexbishop) — разместил на разных платформах суммарно более 500 лотов.

Газете «Московский комсомолец» Алексей представился как «эксперт в области реликвий и мощей» Он заявил, что возит реликвии из Франции, Италии и Греции в Россию уже более 15 лет. Свой способ получения реликвий Алексей не раскрывает — «коммерческая тайна», встретиться с покупателем предлагает на станции метро «Китай-город».

Цены зависят от древности предмета и значительности святого. Например, небольшой мощевик Николая Чудотворца можно купить за 65 тысяч рублей, а вот мощевик апостола Петра, с кардинальским сертификатом подлинности 1777 года, уже за 255 тысяч рублей.

Один из самых дорогих лотов — реликварий-календарь, содержащий в себе частицы мощей 365 святых и мучеников, за 365 тысяч рублей (то есть по цене тысяча за святого).

Совет

Впрочем, 26 мая модераторы площадки Avito.ru заблокировали и удалили с сайта все лоты с мощами (скриншоты с аукциона доступны по ссылке).

Представители сервиса рассказали The Village, что на объявления поступало много жалоб, а проверка администрацией «выявила нарушения пользовательского соглашения».

Через два дня все лоты были временно заблокированы и на другом аккаунте Алексея, на портале коллекционеров Au.ru — формальной причиной указан «отпуск продавца».

Конечно, подлинность мощей до покупки проверить невозможно. Подделка реликвий — чрезвычайно распространенное явление. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев в интервью изданию «Православие и мир» рассказал о четырех мастерах подделки, известных лично ему.

К примеру, некто Маркус из Штутгарта имитирует оттиски печатей епископа на современных пробирках-мощевиках, подписывая содержимое именами святых. Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями, которые часто невозможно идентифицировать.

Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку, заявляя, что ранее выкупил имущество одного католического монастыря.

Информация о мощах, которые дублируют друг друга в разных епархиях, возникает постоянно.

Наиболее крупное исследование провел французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 году, когда он насчитал 11 найденных указательных пальцев Иоанна Крестителя, три целых туловища пророка Исайи, 8 черепов и 12 рук и ног апостола Филиппа.

В 2007 году пресс-секретарь Московской патриархии заявлял, что голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе РПЦ, хотя греческие православные считают подлинной свою голову Златоуста, на Афоне. Точно так же «подлинный» череп Андрея Первозванного есть и в Италии, и в Греции.

Обратите внимание

После окончания экспедиции левое ребро Николая Чудотворца вернется в итальянский город Бари. Формально мощи святого принадлежат доминиканскому монашескому ордену католической церкви. Именно орден дает разрешение на все манипуляции с останками. Конечный владелец всего церковного имущества — папа римский. Но это не значит, что мощи могут принадлежать только церковным организациям.

Как рассказывает руководитель европейского паломнического центра Тимофей Китнис, в том же Бари есть семьи, которые когда-то получили в знак высшей благодарности мельчайшую частицу мощей. «Естественно, законы о захоронении, об обращении с останками не действовали в XI веке.

До сих пор к ним относятся именно как к святыням вроде икон, а не как к простым костям».

При транспортировке от повреждения страхуют целиком весь опечатанный реликварий, в котором перевозят мощи, — юридически границу они тоже проходят именно как «ковчег с мощами», а не как останки в отдельности.

Самый громкий скандал, касающийся собственника мощей, подняла в 2013 году Суздальская православная церковь, не входящая в епархию РПЦ и не подчиняющаяся федеральной структуре. Приставы силой изъяли у Русской православной автономной церкви (РПАЦ) мощи Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые до раскола принадлежали Российской Федерации.

Отец Валентин попытался вернуть их через суд, настаивая на историческом значении мощей для Иверского храма. Но в 2014 году областной суд все-таки принял сторону Росимущества, а последнее передало останки РПЦ.

С точки зрения закона мощи никак не отличаются от любых других материальных предметов, для них не прописаны особые условия хранения или перевозки.

Евгений Корчаго

председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»

«Вопрос о юридическом статусе святых мощей поднимался в 2014 году, тогда дело дошло даже до Конституционного суда.

Заявитель оспаривал возможность отнесения мощей к объектам гражданских прав, предусмотренных именно статьей 128 Гражданского кодекса РФ. В итоге суд не согласился с жалобой на неконституционность статьи.

Важно

При этом судья Гадис Гаджиев указал в особом мнении, что правовой режим использования мощей должен регулироваться отдельно. Однако до сих пор изменений в закон никто не вносил.

Сейчас конкретных положений, которые бы говорили о правовом статусе мощей, нет. Есть только практика, и там они выступают в роли совершенно обычных объектов гражданских прав. Все споры вокруг мощей обычно относятся к разряду религиозных. Законодатель и ведомства стараются не заходить на эту территорию».

Источник: https://www.the-village.ru/village/city/city-guide/268707-moschi

Почему мощи Святых не хоронят

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мощи Святых не хоронят? Ведь наверняка вы не раз слышали, что мощи того или иного Святого прибывают периодически в определенные Храмы России и приглашается народ для прикосновения к этим мощам. Но какой же силой они обладают, и для чего народ к ним так стремиться прикоснуться, мы выясним в данной статье.

Мощи и чудо | Что такое мощи? | Зачем их разделяют на части? |Какой силой обладают мощи Святых людей? |Какую молитву можно читать у мощей?

Что такое мощи?

  • Мощи — это останки тех людей, которые причислены были к лику Святых.
  • Мощи, как правило, не хоронят, а разделяют на части и берегут в Храмах мира.

Зачем их разделяют на части?

  • Разделение мощей происходит для того, чтобы все верующие мира могли к ним прикоснуться, ведь мощи обладают чудотворной силой.
  • Со всего мира паломники стремятся попасть в Храмы, где хранятся мощи Святых. Каждый Святой помогает в определенной проблеме, и люди верят, что их беда будет устранена, если они прикоснутся к мощам Святого.
  • К мощам можно придти с совершенно любой бедой.
  • К примеру, если у вас муж или другой родственник злоупотребляет спиртными напитками, и от этого страдает не только он сам, но и все окружающие, то мощи в этом случае, как-раз, и могут помочь. Надо постараться уговорить этого пьющего родственника прикоснуться к мощам и попросить помощи или же сделать это за него и попросить исцеления для этого больного у Святых.
  • Если ваше здоровье слабое, и вы хотите избавиться от какого-либо недуга, от которого традиционная медицина уже помочь не в силах, то и здесь поддержка мощей вам пригодится.
  • Если вы не можете замуж выйти или найти свою любовь, то и в этих делах можно помощи у Святых просить. В таких делах особенно сильна Матрона Московская.
  • Если не дает Господь малыша, а вы его очень хотите, то здесь можно помощи попросить у мощей Богородицы.

ЧИТАЙ ЕЩЕ  Почему нельзя убираться, когда кто-то уехал

Какую молитву можно читать у мощей?

  • Ваша молитва возле останков кого-то из Святых может содержать совершенно произвольные слова. Они зависят от вашей конкретной ситуации.
  • Если, скажем, хотите вы ребенка, то обратитесь к мощам Богородицы с такими словами: «Матушка наша, пресвятая Богородица! Помоги мне в беде и пошли мне ребеночка. Хочу стать я матерью и быть своему чаду примером во всем. Не могу я более так жить в мучениях и слезах. Устала я пытаться зачать ребеночка. Только на тебя одну рассчитываю я и надеюсь на помощь твою, милая Дева Мария. Как испытала ты всю радость материнства, так и я хочу это счастье познать. Аминь!».
  • Не лишним будет в этой ситуации иконку с изображением богородицы иметь в своем доме и каждый день молиться пред ликом ее, чтоб послали Небеса вам чадо.

Теперь вы знаете почему мощи Святых не хоронят.

Источник: http://nasheptala.org/pochemu-moshhi-svyatyx-ne-xoronyat/

Святая Матрона Московская: правда и мифы

8 марта Русская православная церковь чтит память блаженной Матроны Московской (1881–1952), в связи с обретением ее мощей. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо.

Читайте также:  Честолюбивый человек - какой это? честолюбие - хорошо или плохо? как избавиться от честолюбия?

И всё же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи. Народная молва окружила жизнь одной из самых «молодых» и популярных святых колоссальным количеством домыслов. Среди них: встреча со Сталиным, видения бесов и даже колдовские дела – совершенно несовместимые с образом христианской святой.

Какой же в действительности была история святой Матроны?

Девочка с закрытыми глазами

Матрона родилась в 1881 году (по другим данным – в 1885) в Тульской губернии, в бедной крестьянской семье. Из-за невозможности прокормить четвертого ребенка родители решили отдать дочь по рождении в сиротский приют, организованный местным помещиком графом Ю. А. Олсуфьевым, человеком деятельным и богобоязненным.

От жизни в приюте еще не родившуюся святую спас сон, приснившийся ее матери – Наталье Никоновой. Она увидела белую птицу с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая села женщине на лицо. Решив, что сон вещий, мать оставила дитя.

Когда же Матрона родилась, ее глаза были сомкнуты, а глазные яблоки крайне недоразвиты – анофтальмия, врожденный порок развития. 

Церковный староста храма, в котором была крещена Матрона, вспоминал о проведении таинства в тот день следующее. Когда священник окунул девочку в купель, из нее до самого потолка поднялся столб не то пара, не то благоухающего дыма. Священник, будучи весьма удивленным, сказал, что видит такое впервые, а младенец станет святым.

Сельские дети, довольно жестокие в силу возраста, потешались над «не такой» девочкой с увечьем. То окружат ее на улице и бьют крапивой, мол, угадай, особенная, кто тебя ударил.

То в яму посадят и смотрят, как слепая на ощупь пытается вылезти. Утешая Матрону, священник говорил, что она обладает чем-то большим, нежели другие дети.

Так, в раннем возрасте блаженная погрузилась во внутренний мир души, мир, в котором физическое зрение не нужно.

Совет

Однажды Матрона предсказала смерть сельского священника, затем пожар. Как-то раз, когда отец девочки, Дмитрий Никонов, остался читать службу дома, а мама Наталья отправилась в церковь, по ее возвращении дочь сказала, что мамы в храме не было, а папа был.

Так прозорливо блаженная указала на то, что отец действительно дома молился, а мама в храме думала об отказавшемся посетить богослужение муже. Эти события принесли слепой блаженной Матроне определенную известность, к ней в село потянулись люди с просьбами о молитве и, как принято, вознаграждали.

В результате ребенок, к которому сперва чуть не отнеслись как к «лишнему рту» в семье, стал ее кормильцем.

Москва

В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги. Тогда последовали ее первые предсказания о будущих гонениях на христиан в России. В 1925 году Матроне пришлось перебраться в Москву. Два ее старших брата к тому моменту вступили в партию, и блаженная сестра с множеством паломников изрядно стала им досаждать.

Московская жизнь Матроны была сопряжена с постоянными скитаниями по не самым пригодным для жилья местам. Порой непродолжительное время удавалось пожить в квартирах, непродолжительное – потому что за такую сожительницу хозяевам грозили серьезные проблемы. В родное село Матрона все же возвращалась, старых родителей навестить. Арестов избегала не без чудес.

Один случай особенно примечателен: когда ее пришел арестовывать милиционер, блаженная сказала бежать ему домой – там беда, а она не убежит, ведь ноги не двигаются. Дома милиционер обнаружил обгоревшую в результате несчастного случая жену, успел отвезти ее в больницу, женщину спасли. На следующий день милиционер категорически отказался осуществить арест старицы.

Московская жизнь святой не была сладка и потому, что пришлась на очень страшное для нашей страны время.

Сперва окончание Гражданской войны, принесшей нищету и голод, затем печально известные 1937–1938 годы, когда наркомом внутренних дел СССР являлся Николай Ежов, а потом пришла самая ужасная в истории человечества война.

Обратите внимание

В этой обстановке к Матроне стекалось множество людей, порой отчаявшихся, для которых блаженная старица была последней надеждой. Согласно свидетельствам, Матроне открывались судьбы фронтовиков, а те, кто считались без вести пропавшими, после молитв Матроны возвращались домой.

Если обратиться к известным, но не просто приписываемым Матроне словам, то все, чему она учила, совершенно не противоречит христианству. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И все же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи.

Перед смертью на вопрос священника, пришедшего ее исповедать и причастить, она ответила, что так же, как и все, боится смерти. Почившую 2 мая 1952 года святую Матрону Московскую похоронили, согласно ее просьбе, поближе к храму, на Даниловском кладбище – «чтоб слышать службу».

Мифы

Посмотрим на два жития, которые рассматривала Синодальная комиссия по канонизации святых.

Первое из них, так называемое «Сказание о Матроне», – неофициальное житие, написанное Зинаидой Ждановой, некогда весьма популярное, а потому оказавшее влияние на общественное представление о блаженной старице. Кстати, Жданова однажды сама призналась, что многое в этом житии ею выдумано. Но вот только несколько примеров.

Начнем со знаменитого эпизода: матушка Матрона благословляет лично приехавшего к ней Сталина осенью 1941-го. Такого эпизода в истории никогда не было и не могло быть, потому что ни в одном историческом источнике нет и намека на эту «встречу». К такому заключению пришли историки из Московской духовной академии и члены Синодальной комиссии по канонизации святых.

В этом же житии сообщается, что рвота после причастия – это исход бесов из человека. Совершенно кощунственное для христианина заявление. Там же говорится, что бесы проникают в человека при дыхании: это заявление из области манихейства – религиозного учения, возникшего в III веке и основательно раскритикованного, например, Блаженным Августином.

Про бесов, влетающих в форточки во время демонстраций, и «заговоренную водичку», упоминаемую в том же житии, – вещи из области колдовской практики. Преподобный Антоний говорил, что если бы бесы имели такие же, как у людей, тела, то от них можно было бы спрятаться за запертыми дверьми, но они не такие, а потому двери им не помеха.

Не удивительно, что Синодальная комиссия отвергла такое житие.

Зато «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы», которое было взято комиссией в качестве ориентира, сообщает, например, что помощь, подаваемая Матроной, не имела ничего общего с заговорами и прочей экстрасенсорикой с народным целительством. А люди, бывшие очень хорошо знакомыми с Матроной в Москве, говорили, что всякие оккультисты и колдуны терпеть не могли святую старицу.

Важно

Вероятнее всего, народные верования, долго сохранявшиеся на селе, перекочевали вместе с населением в города, а потому и наложили отпечаток на восприятие и интерпретацию земной жизни святой Матроны. Мы и сейчас наблюдаем подобные явления. То тут, то там встречаются рекламные объявления разных колдуний и знахарок.

Кто-то из знакомых повествует об особенной бабке из дремучей деревни, которая выдала ему особенной, заговоренной травки, которую надо заваривать и пить в строго определенное время.

И уж регулярно на Новый год многие вспоминают китайский языческий календарь, веря в гороскопы (ассоциировав себя с животными и планетами), а перед Пасхой идут освящать куличи и яйца.

Почему? Да потому что в головах этих людей нет разницы между «заговоренной водичкой» и святой водой, между освященным медом на Медовый Спас и «заговоренной землицей», между освященным куличом и «заговоренной травкой». Ведь это все намного проще, чем молитва, пост, причастие и ежедневная, ежечасная, постоянная работа над собой, присущая истинному христианину.

Комментарий от протоиерея Олега Стеняева

Изучив историю жития Матроны, мы заинтересовались тем, как выглядит процесс отбора материалов о святых. Как составляются «официальные» жития? Какими источниками руководствуется Церковь и какие свидетельства считает достоверными?

Об этом мы поговорили с богословом и публицистом, протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, как вышло, что неофициальное житие Матроны, написанное ее знакомой односельчанкой, обрело такую популярность? Можно ли доверять такому источнику? К примеру, встреча старицы со Сталиным – это явный миф, но многие в него верят.

– У вас ведь историческое издание, и вы должны понимать, что здесь должно быть несколько источников. Необходим хотя бы один исторический источник или показания свидетелей. Нельзя ни о чем писать голословно. Когда мы пишем церковную историю, мы никогда не пользуемся одним источником, их всегда несколько.

– Как происходит процесс составления жития святого? На какие источники Церковь опирается прежде всего?

– Во-первых, источниками являются мученические акты – это официальные документы.

– Что такое мученические акты?

– Когда римляне допрашивали мучеников, они составляли такой юридический документ, акт допроса. А потом христиане делали копии этих актов, или сами они сохранялись. И бывало так, что встречались разночтения.

– А как же быть с «молодыми» святыми, которых канонизировали совсем недавно? Ведь Матрона как раз из таких, и многие свидетельства о ней могут быть довольно сомнительными.

– Если говорить об отсутствии свидетелей, то возьмите, например, ситуацию с Родионовым, которого обезглавили в Чечне (Евгений Родионов – российский военнослужащий, который попал в плен к чеченским боевикам и из-за отказа снять с себя нательный крест и принять ислам был казнен боевиками. – Прим. ред.).

Вся информация об этом – со слов людей, которые его казнили, а они считаются недостоверными свидетелями, и нет ни одного свидетеля православного. На самом деле это сложный вопрос.

Тут действует такой принцип: в Библии сказано, что любое слово верно при устах двух или трех свидетелей («если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Евангелие от Матфея, 18:16). – Прим. ред.).

Даже Преображение Господне на Фаворе наблюдали три свидетеля: Петр, Иаков и Иоанн. Задумайтесь, почему у нас четыре Евангелия об одном и том же? По тому же принципу: любое слово верно при устах двух или трех свидетелей, а четыре – это даже сверх меры.

Это закон Моисея, он распространяется и на Писание, и на различные библейские вопросы, и т.д. К житиям святых всегда надо подходить очень осторожно – особенно когда долго не было канонизаций и люди были заинтересованы в том, чтобы канонизация произошла, они могли форсировать ситуацию.

– А как быть с описанием «заговоренной водички» и прочего колдовства? Как христианская церковь к такому относится?

– Библия допускает, что может быть колдовство, что есть волхвы, колдуны и так далее. Почитайте Пятикнижие Моисея; там написано, что когда Моисей творил чудеса, то египетские жрецы тоже повторяли некоторые из них, но только до определенного момента.

Совет

В понимании трех религий – иудаизма, христианства и ислама – есть две реальности: божественная и дьявольская (в том числе колдовство. – Прим. ред.). Конечно, это не перетягивание каната, и дьявол трепещет перед Богом, но в той мере, в какой Бог попускает, силы зла могут себя проявлять в этом мире.

Но вы в любом случае должны придерживаться только официального жития. А все остальное – это может быть фольклор.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/sviataia-matrona-moskovskaia-pravda-i-mify

Ссылка на основную публикацию