Что такое икона божией матери одигитрии: описание и значение

Одигитрия икона Божией Матери: значение, в чем она помогает

Что хранит в себе, и какое имеет Одигитрия икона Божией Матери значение в чем она помогает народу православному и чем отличима от остальных икон, рассказать спешим вам сейчас. Какие слова читать можно подле этой святыни, вы тоже поймете после ознакомления с нашей статьей.

Икона Оидигитрия | История Одигитрии | Как выглядит чудотворная кона Одигитрия? |Когда вспоминают икону эту? |Кому помогает она в трудный час? |Как молиться и какие молитвы читать, глядя на нее?

История Одигитрии

  • Пришла икона Одигитрия к нам, как говорят историки, из Византии.
  • Случилось это еще в 11 веке.
  • Владимир Мономах передал ее тогда на хранение в Собор Успения Богородицы, в городе Смоленске расположенный.
  • Поэтому-то и дали второе название этой иконе — Смоленская икона Божие Матери за то, что долгое время находилась в том городе и спасала его от вторжения врагов.
  • Ее прозвали «Путеводительница», потому как указывала путь правильный она путешественникам заплутавшим, торговцев в пути охраняла и тем, кто с пути жизненного свернул помогала найти снова призвание свое.
  • Долго она в Смоленске «жила», до самого 1941 года.
  • А когда Германия на Россию напала, то икона эта без следов исчезла, и где находится она сейчас не известно.
  • А вот самый почитаемый список Одигитрии так и хранится в Успенском соборе в Смоленске.
  • Он дорого украшен, и его очень любит местный народ.

Как выглядит чудотворная кона Одигитрия?

  • Стоит на иконе этой Богородица и держит на руках свое чадо — Иисуса Христа.
  • Лица их серьезны и немного печальны.
  • Иисус одной рукой благословляющий жест показывает, а во второй — в левой, сверточек держит.
  • Богоматерь правую руку свою преподнесла к Христу маленькому.

ЧИТАЙ ЕЩЕ  Как заговорить грыжу у младенца самостоятельно

  • Дней празднования у Одигитрии несколько.
  • Первый раз ее чтят 10 августа, за то, что спасла Россию — Матушку от нападок литовских войск.
  • Второй раз — 18 ноября. В этот день ее чтят за то, что от Наполеоновского вторжения защитила.
  • А третий раз празднуют день этой иконы 7 декабря, когда народ Смоленска разгромил войска татаро-монгольские.

Кому помогает она в трудный час?

  • Помощь эта чудотворная икона оказывает тем, кто в пути находится.
  • Кто занят военным делом, тот тоже молитвы прочитать спасительные может возле Одигитрии.
  • Больные, неизлечимыми болезнями к ней тоже смело могут обращаться за помощью.
  • Когда эпидемии различные ходят, то и здесь спасет от заболевания Одигитрия. Особенно часто к ней обращаются молодые мамы во время эпидемии гриппа, чтоб уберечь от него своих детишек.
  • Помолиться можно Смоленской Божией Матери о том, чтоб мир был вокруг и согласие.
  • Чтобы на дом не напали ни разбойники, ни разбушевавшаяся стихия, тоже попросить Смоленскую икону Богоматери можно.
  • Тот может обратиться, кто счастья семейного обрасти никак не может долгие годы.

Как молиться и какие молитвы читать, глядя на нее?

  • Текст молитвы можно придумать самостоятельно. Главное — вложить всю душу в него и говорить те слова, что идут от сердца.
  • Вот, к примеру, так сказать можете: «Доблестная Богоматерь Смоленская, услышь мои молитвы. Как отстаивала ты в свое время Смоленск и саму Россию от нападок войск чужих и людей злых, так и дом мой, прошу, сбереги от несчастий и бед. Аминь!»

Теперь вы знаете какое имеет для всего русского народа Одигитрия икона Божией Матери значение в чем она помогает нам и от чего защищает.

ЧИТАЙ ЕЩЕ  Смоленская икона Божией Матери: значение, в чем она помогает

Источник: http://nasheptala.org/odigitriya-ikona-bozhiej-materi-znachenie-v-chem-ona-pomogaet/

Божья Матерь Одигитрия

/ > Иконография > Божья Матерь > Одигитрия

Одигитрия. Тихвинская икона Божьей Матери, XV — XVI вв., Тихвинский монастырь

Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы.

Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе.

Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.

Обратите внимание

Догматический смысл одигитрии — пришествие великого судии и царя на землю — определяет композиционное решение иконы. Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону.

В левой руке Иисус держит свиток как символ Учения, а правой благословляет зрителя.

При этом, в отличие от похожего в целом и также распространенного типа изображения «Елиуса» (Умиление), Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру.

Любой иконописный тип и, в частности, одигитрия — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ Путеводительницы уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.

Помимо поясных икон, которые наиболее распространены, существуют высокие «ростовые» одигитрии, которые, в массе своей, относятся к поздневизантийскому периоду. Встречается также укороченный огрудный вариант изображения, известный, прежде всего, по иконе Божьей Матери Казанской.

Богородица и младенец Христос могут смотреть на зрителя или же друг на друга, как будто ведя беседу.

Свиток в руках Иисуса может отсутствовать, кроме того в композицию одигитрии могут быть включены дополнительные элементы: изображения ангелов, скипетр и держава («Призри на смирении») или, например, рука («Троеручица»).

История данного иконописного типа тесно переплетается с историей христианской культуры в целом. Древнейшие одигитрии, Тихвинская и Влахернская, были написаны, по преданию, евангелистом Лукой, став образцами для многих иконописцев в последующие времена.

Влахернская икона прославилась многими чудесами, включая исцеление двух слепых путников в Антиохии, что, как считается, определило ее название «Одигитрия», которое распространилось впоследствии и на другие иконы.

На протяжении многих лет образ хранился во Влахернском соборе Константинополя (по другим сведениям — в монастыре Одигон) и не единожды выставлялся на крепостные стены, охраняя столицу Восточной империи от нападения врагов.

Важно

На Руси одигитрия стала в числе наиболее распространенных типов изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых сегодня икон Божьей Матери были созданы именно в иконографии одигитрии. Среди них — чудотворная Казанская икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году и Смоленская икона, приписываемая руке знаменитого мастера Дионисия.

Источник: http://mirikon.org/ikonografiya/bozhya_mater/odigitriya/

«Смоленская» – каноническая икона Божьей Матери

Появление Смоленской иконы Божией Матери возносится к временам евангелиста Луки. Предание гласит, что, кроме трудов по написанию Евангелия, Лука оставил после себя несколько собственноручно созданных образов Младенца Иисуса с Матерью. Эти иконы обладали общим композиционным решением, которое впоследствии стало называться Одигитрия.

Одигитрия: особенности композиции

Существует несколько типов иконографического расположения Богородицы – Оранта, Елеус (Умиления), Панахранта (Всемилостивая), Одигитрия и пр.

Согласно того, к какому типу иконографического расположения фигур Божией Матери и Младенца соответствует икона, приписывается ее каноническое значение – одним возносятся молитвы о спасении, покровительстве над большими проблемами в обществе, другим больше вопиют о человеческих проблемах и неурядицах, третьи почитаемы, как разрешительницы проблем со здоровьем.

Иконы Умиления, к примеру, помогают женщинам сохранять брак, покровительствуют молитвам о здравии детей. Одна из них, Волоколамская Богоматерь, обрела общенародную известность – ей возносится молитва о сохранении любви между супругами и спасении от всякого бесовского наваждения.

Идея святого образа

Бог Младенец – это Небесный Царь, который одной рукой благословляет паству, а второй дает закон, по которому должны следовать христиане, дабы достичь Вечной Жизни. Он же наш Грядущий Судья, пришествие которого в земной мир первый раз ознаменовалось спасением человечества. Второй раз он придет уже, как Тот, волею которого будет вершиться справедливый Суд.

Богородица жестом указывает на Сына своего – молитесь и поклоняйтесь Ему, обращайте свои помыслы и просьбы. Он есть Сын Божий, ваш Спаситель и Покровитель. К тому же своим жестом она выражает личное преклонение перед Богородным Чадом своим, понимая, какое будущее уготовано ему.

  • Одигитрия – в иконографических композициях для такого типа характерно изображение Божией Матери и Бога Младенца почти фронтально, их лики не соприкасаются. Иисус-младенец восседает у Матери на руках. Сложив персты правой руки, он благословляет молящихся, а в левую принято вкладывать Ему список, иногда – книгу. Чаще Божья Матерь изображена в пояс, но существует и оплечное изображение – Казанская икона. Также встречаются ростовые композиции. Каждой иконе соответствует собственная молитва, с которой принято обращаться, прося разрешение проблем.
  • Младенец Иисус чаще расположен слева, но встречаются Одигитрии, где ему отводится место на правой руке Богородицы. Одна из таких икон – Праворучица, также приписывается кисти одного из семидесяти учеников Христа – евангелисту Луке. Праворучица чаще помогает в качестве покровительницы тех, кто старательно идет к знаниям, – учеников, студентов. Ее же просят в помощь нерадивому школяру, дабы радовал родителей своими успехами.

Этот тип иконографического изображения является одним из древнейших. Сложился он в Палестине, а в VI веке распространился на Восток и в Византию. Оттуда взяли начало православные традиции, и дошли главные известные иконы под общим названием Одигитрия.

История возникновения и значение термина Одигитрия

Из Святой Земли, примерно в средине V века, в Константинополь была привезена первая из икон подобной иконографии – Влахернская. Волею императрицы Евдокии, супруги Феодосия Младшего, святой образ был передан в женский монастырь Одигон.

Монастырь сей был прославлен источником, который имел великую силу – истовая молитва около него совершала чудеса исцеления незрячих. Благодаря стараниям монахинь, которые заботами окружали приходивших в поисках исцеления слепых, это место получило название «проводников».

Монастырь же в свою очередь получил прозвище «Проводник» – Одигон.

https://www.youtube.com/watch?v=aBdZkWIzzqQ

Главная святыня монастыря – лик Богородицы, получила название Одигитрия. Впоследствии обычное топографическое обозначение приняло по праву свой сакральный смысл: Святая Мать – Путеводительница, указывающая и наставляющая верующих на путь праведный, а молитва ей приобрела небывалую славу.

Эта икона считалась одной из главнейших святынь Константинополя. Ей приписывались чудесные свойства ограждать от врагов, поэтому при первой же опасности и подозрении на нападение недругов, святой лик выносили на городские стены, дабы силой Господней отразить коварство нападавших.

  • «Икону ту всякий вторник выносят на удивление людям. Что есть великое чудо для всех местных и приезжих из других городов и стран. Ибо величественное зрелище предстает пред очи любому – искусно кованная большая икона носима усилием всего лишь одного человека. Будто Ангельской помощью удерживаемая, она представляет собой величественное зрелище. Весь собравшийся люд с плачем вопиет: «Господи, помилуй!». А носитель иконы идет с легкостью, словно ничем не гружен. Многочисленные исцеления и чудеса происходят при этом, по милости Господа да на удивление всякому пришедшему узреть ее великолепие», – из сказания, оставленного русским паломником Стефаном Новгородцем, посетившем Византию в 1348 – 49 гг.

Путешествие иконы на Русь – история Смоленской иконы Богородицы

Согласно преданию, несколько Одигитрий кисти апостола Луки, принесенные из Святой Земли, были прототипами списков (повторений), которые распространились во многие пределы земные. Одними из них стали Праворучица и Влахернская Одигитрия.

А на Руси особое почитание обрели Одигитрии, что получили собственные названия, – Казанская, Иверская, Седьмиезерная, Тихвинская, Торопецкая и, собственно, Смоленская.

Каждой из них соответствует своя молитва и акафист, которые исполняются в праздничные дни и на особенные случаи.

Константин Мономах, выдававший замуж свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил этой иконой их брак.

Сама икона, в качестве подарка, прибыла в обозе достопочтимой невесты с остальными ценными дарами и стала одной из главных святынь их двора. А уж их сын, Владимир Всеволодович Мономах, перенес святой образ в Смоленск.

Там был заложен храм Успения Богородицы, где и обрела святыня свою нынешнюю известность – как покровительница христиан на Руси, которая помогает оборонять народ от набегов неприятельских.

  • В предании описывают 1239 г. У стен Смоленска полчища хана Батыя устроили долгую осаду. Растерянность и страх сковали волю обороняющихся, никто не понимал, что же делать далее. Некий ратник, по имени Меркурий, истово молясь пред иконой Божией Матери с Младенцем Господом, получает откровение и благословение на подвиг, с указанием и напутствием выйти смело на врага, стоящего у ворот.
  • Паника и ужас охватил вражеское войско. Бросая оружие и раненых, враг стремглав бежал прочь. Ибо против них вышло войско, сопровождаемое Лучезарной Женой и ратью невиданной мощи. Это было зримое сошествие Божьей силы, которая помогает отважным и чистым сердцам. Меркурий, приняв в бою мученическую погибель, был причислен к святым Православной Церкви за храбрость и самоотверженность в защите родного Отечества. Молитва ему оберегает ратников и сохраняет бесстрашие в борьбе за свой народ.
Читайте также:  Молитва по соглашению как правильно молиться, что такое молитва по соглашению, когда какой текст читать

ЧИТАТЬ ЕЩЁ СТАТЬИ  Что говорить своим близким в Прощеное Воскресенье

Затем по воле истории, Смоленская Одигитрия переносится в Москву. Особо чтимую святыню размещают в Благовещенском соборе. Сталось это после того, как Смоленск перешел под управление княжества Литовского. Историками допускаются разные версии переноса иконы из Смоленска в Москву, но выделяют среди них три, как наиболее возможные.

  1. Перенос связан с династическим браком дочери князя Витовта, Софьи. Став супругой Василия Дмитриевича, князя Московского, она привезла с собой в качестве подарка от своего сиятельного отца несколько икон греческого письма. В их числе могла быть и Смоленская Богоматерь, как одна из наиболее ценных и почитаемых.
  2. Другая версия допускает то, что изгнанный из Смоленска князь Юрий Святославович перевез с собой святыню в Москву. Так как изгнание его было рук Витовта, литовского князя, то с собой были прихвачены второпях наиболее значимые иконы для Православной Церкви, дабы не были утрачены святыни Руси.
  3. В «Русском временнике» изложена третья версия, по которой некто Юрга, пан Свилколдович, уезжая от Свидригайла (литовского князя), по дороге в Москву к великому князю Василию Васильевичу разграбил Смоленск. Поэтому наиболее ценные и досточтимые святыни были привезены и подарены московскому князю, за предоставление покровительства и укрытие от преследователей.

В 1456 году, сопровождаемый знатью и наместником Смоленска, епископ Мисаил прибыл в Москву.

Главная просьба смолян к московскому великому князю Василию Васильевичу была в том, дабы вернуть сиятельный лик Богородицы в Смоленск.

Князь, руководимый Божьей Волей, узрел в мирном исходе залог будущего примирения земель и воссоединения Смоленска с Москвой, повелел вернуть святыню в законные пределы.

Но перед возвращением с иконы был сделан «мера в меру» список, оставшийся в Благовещенском соборе. На прощание Смоленскую икону пронесли крестным ходом из Кремля, пройдя путь до Девичьего поля, по выезду на Старую Смоленскую дорогу совершили большой молебен и с миром отпустили восвояси.

По воле Божьей, в 1514 году, усилиями московского великого князя Василия III Ивановича, Смоленск отвоевали у Литвы и вернули в лоно Отчизны.

Совет

В память этому великому воссоединению, в том месте, где москвичи прощались со Смоленской Одигитрией, был основан Новодевичий монастырь. А 28 июля 1525 года в монастырские пределы из Кремля перенесли тот самый список, что хранился в Благовещенском соборе.

Богатым окладом его украсили в царствование Бориса Годунова, в нем же и оказался он в 1927 году в Оружейной палате.

Одигитрия помогает сохранить покой

Исторически сложились и укрепились в народе Руси небывалая любовь и признание Божией Матери. Ей молятся, призывая о спасении от врага, выздоровлении детей и взрослых, исцелении от демонических наваждений. Иконе Смоленской Божией Матери отведено одно из почитаемых мест в сознании православных.

  • Иконой Смоленской Богородицы благословляли молодоженов для дальнейшего мирного жития, чтобы лик Божией Матери сопровождал их семью всю дальнейшую жизнь, укрывая от бед и невзгод.
  • Икона Богородицы Смоленская Одигитрия – это одна из главных в домашнем иконостасе любой православной семьи. Ее предпочитали первой вносить в новый дом, но прежде обходили крестным ходом всю усадьбу. Молитва ей призывала Божью Матерь укрыть дом от врагов и дать благополучие в его стенах.
  • В любой ситуации, когда возникала угроза здоровью членов семьи, именно Смоленской Одигитрии возносились мольбы о выздоровлении болящего.
  • Если семью постигало бедствие материального характера – неурожай, безработица, мор домашнего скота или разорение, то с иконой обходили вокруг дома с крестным ходом. Молитва призвана была улучшить материальное положение и отвести от долговой ямы. В современной интерпретации – это безработица, невозможность оплатить кредиты или иные долговые обязательства, получение денег с должников своих.
  • Также сильно помогает икона Богородицы в те моменты, когда колдовство и дьявольские происки стали разрушителями спокойствия в семье и доме – отвороты, привороты, зависть, порча на членов семьи. С ней обходят по периметру внутри стен и читают очистительные молитвы на изгнание бесов.
  • Одигитрия традиционно считается материнской иконой. Заболевшего ребенка кладут под ней, обычно стоящей в красному углу, и читают молитвы о здравии.

Спасение от домовых и бесовского колдовства

Часто эта напасть заводится в доме по чьему-то злому умыслу – порча, магические манипуляции, подселение. Но нередки случаи, когда потусторонние сущности заводятся в доме из-за халатности самих хозяев.

  1. злословие, чертыхание, нецензурная лексика;
  2. хранение в доме изображений, книг и кинофильмов, где есть культ насилия и сатаны;
  3. подобранные на улице чужие вещи и драгоценности;
  4. отсутствие веры Божией в сердце, маловерие;
  5. игнорирование обрядов и христианских традиций;
  6. критика, отторжение религиозных догм, ересь.

Там, где забывают Господа и дают волю дьяволу, появляется благодатная атмосфера для нечисти. Чтобы вымести из дому бесовские сущности, достаточно просто дать Богу и Его Небесным Угодникам власть над вашим домом. Конечно, самая лучшая подмога в этом случае – истовая, от всего сердца идущая молитва и домашний лик Пресвятой Богородицы.

  • Зажгите лампаду у домашней иконы Одигитрии и прочтите полный акафист, посвященный ей.
  • Затем аккуратно снимают икону с полки красного угла и, обернув ее в торжественную красивую ткань, обходят дом внутри. Читают молитвы и акафисты, пока не пройдут троекратно все комнаты и другие помещения.
  • Обязательно дом обносят по кругу свечой от Пасхальной службы. Ее обычно хранят весь год и меняют на новую после следующей праздничной литургии.
  • В завершение обряда обязательно исповедуются и принимают Святое Причастие.
  • Чтобы нечисть не нашла в вашем доме спокойствия и не вздумала вернуться, постарайтесь теперь усердно исполнять свои долги пред Господом – молитесь и посещайте воскресные службы в храме.

Где Господней Силе отдана власть, а сердце преисполнено верой, там нет места бесовскому отродью. Святой Дух благословит стены вашего дома, а Богородица, как и положено Пресвятой Путеводительнице, приведет Силу Небесную на защиту вам и вашей семье.

Текст первой молитвы перед иконой «Смоленская»

Одигитрия – в помощь больному

Под семейной иконой, которой чаще всего бывает Одигитрия, находят исцеление от хворей телесных. Если в доме кто-то заболел, нужно лечь под иконами в красном углу и молить Силе Божией и Богородице об исцелении.

Стоит помнить, что Одигитрия – это лик Богородицы высшего поклонения. Ее не носят в руках без надобности, не кладут под подушку или на тумбочку. Вообще к ней необходимо отнестись с подобающим пиететом.

  • Лампаду под ней зажигают не только во время молебна и прошения милостей. Святой огонек должен зажигаться во все праздничные и памятные дни Богоматери.
  • Чаще возносите Царице Небесной молебны. Тогда она не останется глуха в нужную минуту, вернет вам благодатью вашу искреннюю молитву.
  • Больного кладут под иконами и читают молитвы с акафистом. Не забывайте зажечь свечи – это символ вашей веры христианской.
  • Больное дитя накрывают полотном, что хранится с крещения, – крыжмой.
  • Свяченой водой умывают того, кому нужна помощь, и дают сделать несколько глотков.

Нет ничего более целебного для болезненной плоти, чем Создатель и его Святые Угодники. Мы лишь должны открыть им себя, дабы получить Божьих врачевателей в помощь.

Текст второй молитвы перед иконой «Смоленская»

Святой лик охраняет добрые отношения в доме

К иконам всегда относились с почтением и доверяли им все самые сокровенные тайны. У них же принято было просить подмоги во всяких житейских вопросах. Не обошли эти традиции и Смоленскую Одигитрию, как наиболее распространенную в образе Богоматери домашних иконостасов.

  • Прежде всего, за ней принято хранить самые важные семейные ценности – документы, деньги, накопления. Подразумевается, что Сила Небесная, как наилучший охранник вашему материальному, отведет от лихого и позаботится о добре.
  • Существует нерушимая традиция – пару венчальных свечей после обряда заворачивают в платочек и так хранят всю оставшуюся жизнь, спрятав за Одигитрию – хранительницу семейного очага. Господня Сила за всем узрит и наставит супругов на путь добрых отношений – усмирит буйные сердца да отведет от дома завистников.
  • После появления в семье чада, прятать за домашние иконы полагается детские реликвии – молочные зубки, стриженые волосы или метрики. Так православные выражают доверие Богородице, в надежде, что она присмотрит за кровиночкой – отведет зло, сглаз и прочие напасти.

Конечно, икону не используют в роли сейфа, стягивая за нее все семейные богатства. Не забывайте с пиететом относиться к домашней святыне. Смысл скорее в том, чтобы Богородица своею милостью и добротой сохранила наиболее важные для людей моменты – семью, родных и спокойный уклад в доме.

Помните! После чудесного исцеления или избавления от трудностей воздайте хвалу Господу и Богородице за милость, проявленную к вам, и внимание. Обязательно соблюдайте каноны и не забывайте дорогу к храму. Только с Богом в сердце человек сможет преодолеть беды, найти утешение в трудностях и разделить радость от утоления печалей. По вере дано будет!

Источник: https://vseobryady.ru/mol/smolenskaya-kanonicheskaya-ikona-bozhej-materi.html

Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия»

Чудотворная икона Пресвятой Божьей Матери, именуемая «Одигитрия» Смоленская, известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.

По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки. Когда Феофила не стало, образ был возвращен в Иерусалим, а в V веке благоверная императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала Одигитрию в Константинополь сестре императора царице Пульхерии, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

На Русь образ попал в 1046 году. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой.

После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Успенский собор (Смоленск)

История Смоленской иконы Божией Матери

В 1238 году к Смоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы.

Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий.

Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей.

Читайте также:  Порядок проведения поминок на 40 дней и что происходит с душой после смерти, что означает дата

Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца.

Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе.

Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV – XVI веками.

Причем в легенде сказано, что после погребения Меркурий явился тому же пономарю и велел повесить на место его упокоения щит и копье, принадлежавшие ему при жизни.

Сандалии святого мученника Меркурия — одна из святынь кафедрального собора Смоленска

В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы.

В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.

Благовещенский собор (Московский Кремль)

В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск.

28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен.

Обратите внимание

Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси (штурм города русскими войсками начался 29 июля – на следующий день после празднования Смоленской иконы).

В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь. Монастырь был освящен и начал действовать в 1525 году. С этого периода началось общероссийское прославление иконы, официально установленное Церковью.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь на Девичьем поле в Москве

Однако и москвичи не остались без святыни – в Москве остались две копии чудотвоной иконы. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России.

В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром.

Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.

Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу.

Молебен перед Бородинским сражением

26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к больным и раненым солдатам в Лефортовский дворец, чтобы те могли поклониться святыням, поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество и попросить о выздоровлении. Перед оставлением Москвы икона была перевезена в Ярославль.

После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.

В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен.

Сведения, которые можно считать достоверными, о Смоленской иконе Божьей Матери – первообразе других, последующих списков обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска.

Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии, икона считается чудотворной и место ее нахождения – место поклонения и паломничества. Больше о той иконе ничего неизвестно.

Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске, все еще верят, что придет время, и она явит себя из какого-нибудь тайника, где чудесным образом сохранялась все эти годы, как уже это когда-то было.

Икона Божией Матери Одигитрия Смоленская Надвратная, список со знаменитой Смоленской Иконы. Когда-то она висела над вратами Смоленского Кремля, сейчас она хранится в соборе на месте утерянной в 1941 году смоленской иконы

Списки с иконы

Существует много чтимых списков с чудотворной Смоленской Одигитрии. Многие списки с той, первоначальной, но утраченной иконы стали чудотворными (всего более 30) — Игрецкая Песочинская, Югская, Сергиевская в Троице-Сергиевой лавре, Костромская, Кирилло-Белозерская, Святогорская, Соловецкая и др.. Все эти образа в разное время и в разной мере явили свои чудотворные свойства.

Иконография

Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона, как известно, была утрачена в 1941 году, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности, и обтянута холстом.

Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его – «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом – «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.

Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.

Значение иконы

Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви (наряду с Владимирской и Казанской).

Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века.

Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства.

Важно

Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств, стремившихся установить свое влияние в российском государстве и военным, и политическим способами.

Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела – Успенского собора в Смоленске, были лишь стратегической необходимостью, а никак не согласием с присутствием и правлением иноземцев и довлеющей латинской верой на нашей земле. Соборные молитвы перед ней смолян, москвичей приносили свои чудесные плоды – рано или поздно враг был изгнан, и Смоленская Одигитрия возвращалась домой, в Смоленск.

Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»

Празднование

Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год – 28 июля/10 августа, установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.

Второй раз празднование совершается 5/18 ноября в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.

24 ноября/7 декабря празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее – Смоленской Одигитрией.

Смоленская Божья Матерь помогает всем, обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.

Тропарь, глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин Кондак, глас 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
О Пречудная н Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, изба-ви нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Документальный фильм «Искатели. СЛЕД ОДИГИТРИИ» (2014)

Успенский собор — одно из самых внушительных зданий Смоленска. Именно здесь со дня постройки храма хранилась знаменитая икона Смоленской Божией Матери — древняя Одигитрия.

Она, по преданию не раз спасавшая город и считавшаяся чудотворной, пропала в годы второй мировой войны. Существует достаточно много версий относительно судьбы Одигитрии.

Многие исследователи склоняются к тому, что легендарный образ до сих пор существует, а, значит, имеет смысл его искать!

Читайте также:  Как отличить молитву на освящение всяких вещей от других похожих действий

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (5261) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2015/08/09/smolenskaya-ikona-bozhiej-materi/

Иконы пресвятой Богородицы — типы икон и их значения

Пресвятая Дева Мария – Матерь Господа нашего Иисуса Христа – была прекраснее всех земных женщин и телом, и душой. Церковный писатель Никифор Каллист писал о Ней: «Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего.

Волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные.

Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души».

При жизни облик Божией Матери был запечатлен апостолом Лукой – художником, евангелистом и врачом, обращавшимся к этой теме неоднократно и изобразившим Деву Марию более семидесяти раз.

В первые века Новой эры живописцы чаще всего использовали для работы технику энкаустики, распространенную со времен античности: пигменты смешивались с воском и разогревались на жаровне, мастер писал горячими красками, которые позволяли достичь реалистического эффекта в изображении.

Интенсивные и яркие цвета напоминали современную живопись маслом. Древнейшие известные иконы VI-VII вв., созданные в этой технике, отличает хорошая сохранность. Вероятно, первые портреты Богородицы, написанные при Ее земной жизни св.

Лукой, были также исполнены в этой технике, а позднее повторены темперной живописью на досках и в других материалах, расходясь в разных «списках» по всему миру.

Хотя иконография Богоматери отличается большим разнообразием, основных образов всего три: Оранта, Одигитрия и Умиление. Именно эти варианты изображений или, точнее, их «протографы» (ранние подобия) встречаются в памятниках искусства первых веков христианства, в частности, в римских катакомбах – подземных некрополях.

Облик Оранты

«Оранта» в переводе с латинского языка обозначает «молящаяся». Богоматерь изображается в молитвенной позе с воздетыми руками. В катакомбах св. Агнии присутствует подобное изображение IV в. В древности в виде Оранты изображали также аллегорию Церкви, то есть собирательный образ христианской святости.

Позднее, в искусстве Византии особенно почитался образ Оранты-Влахернитиссы. Дворцово-храмовый комплекс во Влахернах, недалеко от Константинополя, обладал величайшей святыней христианского мира – ризой (мафорием) Богородицы, хранящимся в купольной ротонде при храме.

Главной иконой св. ротонды была Богоматерь Оранта. Именно в образе Оранты является Пресвятая Дева в видении Своего Покрова Андрею Юродивому, который, молясь во Влахернском храме, увидел Богоматерь, простирающую над народом святой мафорий в знак заступничества.

Чудо Покрова было явлено в 910 г. во время осады Константинополя арабами. Праздник Покрова Божией Матери был учрежден не в Византии, а на Руси в XII веке. Он отмечается 14 октября по новому стилю.

Совет

Таким образом, иконе Богоматери Оранты присуще значение всесильного покровительства верующим.

В Древней Руси одним из самых знаменитых изображений Оранты можно считать мозаичную икону в апсиде Софии Киевской, именуемую «Нерушимой стеной».

Это название икона получила потому, что на ней Пресвятая Дева символизирует Небесную Церковь и Горний Иерусалим, что подтверждается содержанием надписи, окружающей изображение. Другим чтимым образом, близким по иконографии Оранте, является новгородская икона «Знамение».

Богородица представлена здесь с воздетыми руками и с Младенцем Христом в медальоне. В 1170 году эта чудотворная икона спасла Новгород от нашествия врагов.

 

Образ Пресвятой Богородицы «Казанская»

Чудотворная икона Божьей Матери «Казанская» относится по иконописному типу к Одигитрии-Путеводительнице.

Во все века русской истории перед ней молили Богоматерь о защите родной земли, о помощи в указании верного пути при принятии сложных решений.

На оборотной стороне иконы — молитва Богородице «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего».

Образ Одигитрии

«Одигитрия» в переводе с греческого обозначает «Путеводительница». Пречистая Дева изображается с Младенцем Христом. Благословляющий жест Богомладенца относится ко всем молящимся и к Самой Богородице, персонифицирующей Церковь. Дева Мария указует на Спасителя как на Путь Жизни – в этом смысле Она и является Путеводительницей.

Христос говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). Одигитрия восходит к иконам евангелиста Луки, который по преданию написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский.

Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии с фронтальными изображениями Христа и Богоматери из монастыря Одигон, присланный из Иерусалима Евдокией – супругой императора Феодосия II − его сестре Пульхерии.

Монастырь получил свое название, благодаря чудотворному источнику, исцеляющему слепоту («Одигон» в переводе с греческого означает «поводырь»). Не удивительно поэтому, что главной святыней этого монастыря была икона Богоматери Путеводительницы.

На Руси образ Богородицы Одигитрии был одним из самых распространенных. Он известен в различных иконографических «изводах». Это иконы Богоматери Смоленской и Тихвинской, иконографически связанных с величайшими святынями христианского мира.

Икона Смоленской Божией Матери повторяет древнейший Царьградский образ Одигитрии, список которого был привезен из Греции супругой Владимира Великого – Анной – и позднее поставлен Владимиром Мономахом в Смоленском соборном храме.

Тихвинская Богоматерь и подобные ей иконы Лиддская и Римская отражают иконографию нерукотворного образа Богородицы, запечатлевшегося на колонне храма в Лидде еще при жизни апостолов Спасителя.

Очень почитался на Руси и афонский Иверский образ, список которого был заказан в 1648 г. царем Алексеем Михайловичем, а затем вложен в Новодевичий монастырь.

 

Образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Владимирская» заключен в ажурное обрамление из лепестков. Это один из самых чтимых образов Русской Церкви, известный многочисленными чудотворениями.

Название происходит от города Владимир, где икона находилась с 12 века. По преданию, Евангелист Лука писал этот иконографический образ, называемый «Умиление» — где Лик Богомладенца соприкасается с Ликом Богородицы.

На оборотной стороне — молитва Богородице с возвышающимся над ней процветшим крестом.

Икона Богоматери Умиления Пресвятая Дева

На иконе Богоматери Умиления Пресвятая Дева изображается склонившейся к Младенцу. Лик Христа касается ланиты Богородицы. Этот иконографический извод получил в греческой традиции название «Гликофилуссы», или Богоматери «Сладколобзающей».

Хотя точно такие изображения не известны в раннехристианском искусстве, в первые века существовали изображения по смыслу подобные Умилению. Например, в римских катакомбах св.

Прискиллы сохранилось изображение Девы Марии, склонившейся к Младенцу и кормящей Его грудью (III в.).

Обратите внимание

Икона Богоматери Умиление выражает не только идею Любви, но также идею Страдания. В восточнохристианской богослужебной традиции существует параллель между Рождественскими и Страстными событиями.

Епифаний Кипрский в Слове на Великую Субботу, сопоставляя Рождество Христово с погребением Спасителя, пишет, что Христос рождается и погребается в каменной пещере, возлежит в яслях, как во гробе, помазуется смирной при погребении, принимая ее же в подарок при Рождестве. Иоанн Златоуст называет алтарь, где совершается бескровная Жертва во время Литургии «духовной колыбелью».

Таким образом, то умилительное целование, которое дает Богородица Своему Сыну выражает радость о Рождестве Спасителя и, вместе с тем, пророческую печаль о грядущих Страданиях Господа Иисуса.

Многие христиане интересуются, перед какой иконой лучше молиться в определенных нуждах. Традиция молитвенного обращения в разных случаях, безусловно, существует. Например, перед Казанской молятся об исцелении от болезни очей, перед Тихвинской – о здоровье младенцев, Феодоровской – в трудных родах, Смоленской – в путешествии.

К Владимирской Божией Матери прибегают с просьбой избавить от насилия и междоусобной брани. При этом христианин должен понимать, что через какую бы икону он не обращался к Пречистой Деве с умилением сердца и искренним доверием, он будет услышан. На бесчисленных богородичных иконах изображена Одна и Та же Богородица.

Ее бесконечная милость к грешникам и непостижимая святость всем известны. Она покровительствует законному супружеству, матерям и их чадам, охраняет наших детей во всякое время и, особенно, в трудный период их личностного становления.

Пресвятая Дева поможет монахам и воинам, начальникам, сильным мира сего и тем, которых не принимает окружающее их общество. 

Пасхальное яйцо «Благовещение», с образом Пресвятой Богородицы «Знамение»

Образ Пресвятой Богородицы «Знамение» относится к числу самых первых иконописных образов Богородицы.

Пресвятая Дева представлена в жесте заступнической молитвы с изображением перед ней Божественного младенца. Оборотная сторона изделия посвящена одному из двунадесятых праздников Русской Церкви – Благовещению.

Важно

Событию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.

Источник: https://www.vmikhailov.com/ru/lp/presvayataya-bogorodiza-tipi-ikon

Особенности икон Богородицы

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

.

Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.
Отличительной особенностью иконы «Утоли моя печали» является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.
«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
«Почаевская икона» Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же «стопочка» на камне (но не всегда).

Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.

Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Отличительная особенность иконы «Достойно есть» — крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.
Киккская икона.

Ее главная отличительная особенность – сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова – в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери.

Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.

Нет возможности написать все отличия икон, их очень много.

Все иконы Богородицы  деляться на пять групп . Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) .

Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса. один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены:

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

«Оранта» — это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а  в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и  протягивают  свои руки в млитве за нас. Оранта перводится «Молящаяся».

Самые известные образы, это:

«Знамение»
«Неупиваемая чаша»

Иконы «Панахранта» . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

  • Кипрская;
  • Киево-Печерская;
  • Ярославская (Печерская);
  • Псково-Покровская;
  • «Державная»;
  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса. один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/245269.html

Ссылка на основную публикацию