Что означает сияние или нимб на головой у бога, ангелов и святых

Что такое нимб

Значение слова «Нимб» в Историческом словаре. Что такое нимб? Узнайте, что означает слово nimb — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание. Нимб

1. Нимб – — условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов и святых, ангелов, пророков, а в Древней Греции — и героев. Происхождение Н. связано с астральными культами.

Подробнее: ZnachenieSlova.ru

Нимб, Александра Адорнетто. НИМБ — (лат. nimbus облако). Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной.

НИМБ — Научно исследовательский методический бюллетень образование и наука Словарь: С. Фадеев.

Обратите внимание

Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. Относительно «ауры» и «нимба».

Что такое нимб? Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча».

Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов.

Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Подробнее: pravoslavie.guru

нимб, нимба, муж. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т.п.).

«Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя.» Брюсов. Слово «нимб» – латинское по происхождению, хотя в русский язык оно попало из французского в середине XIX в.

Нимбом называют сияние вокруг головы святого, которое изображается в виде круга.

Подробнее: how-to-all.com

— Мы имеем дело с необыкновенным физическим явлением, — объясняет доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И.

Скрябина Александр Журавлев. У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов.

Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка). Заимств. в XIX в. из нем. яз., где Nimbus < ср.-лат. nimbus «сияние, венчик» < лат. nimbus «облако, туман; нимб», из праиндоевр. *embh-.

Подробнее: ru.wiktionary.org

Нимб (от лат. «nimbus» – «облако», «сияние») – сияние, изображаемое на иконах вокруг главы и символизирующее присутствие Божественной благодати и обожение подвижника. У Богочеловека Иисуса Христа нимб изображает Божественную славу (благодать), изначально присущую Иисусу Христу по Его Божественной природе.

Нимбсияние вокруг голов Христа, Богоматери и святых. Изображается в виде диска. Является символом духовной славы. Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

Подробнее: interpretive.ru

Золотой круг — разновидность солнечной короны — близок символике золота, иероглифу совершенного человека и его психической силы.

Условное изображение сияния вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых. Символ ауры, озаряющей, окружающей сверхчеловеческие личности и в первую очередь голову.

Зона света, представленная обычно в виде круга, квадрата или треугольника. Эманация центральной духовной энергии, души.

Важно

Окружает голову, а иногда всю фигуру божественных или святых персон, указывая на их величие.

Подробнее: www.symbolarium.ru

нимба, м. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т. п.). Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя. Брюсов. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нимб

-а, м. В изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости — сияние в виде светлого кружка вокруг головы.

Подробнее: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. По форме он может быть разным: треугольным, круглым, шестиугольным. Но вот отличительной чертой изображений Иисуса Христа является круглый (крещатый) нимб, в который вписан крест.

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами доски (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Подробнее: molitva-info.ru

Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой бБуква и встречается 1 раз. Слова с 1 буквой иБуква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой мБуква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н Значения слова нимб.

Что такое нимб? Нимб Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.

) и разного цвета.

1. Сияние в виде круга над головой или вокруг головы (святого, бога), изображаемое как символ святости, божественности на иконах или картинах религиозного содержания. 2. Светящийся круг, образующийся вокруг сильно освещенных или быстро вращающихся предметов. А станок все журчал, и деталь вращалась, окруженная светящимся нимбом. Рыбаков, Водители.

И действительно, нимб иконографически, кажется, самый простой формоэлемент иконы. Но по тому содержанию, которое в нем заключено, нимб – из числа самых насыщенных и сложных. Не обошло его вниманием и иконоведение. Однако места в богословских и искусствоведческих трудах ему уделялось мало. Наиболее представительная по объему работа была написана еще в XIX веке и сейчас забыта.[1]

Подробнее: www.pravoslavie.ru

НИМБ — (лат. nimbus облако). Светлый круг, которым древние живописцы окружали головы богов и героев; сияние вокруг головы святого, ореол. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НИМБ [лат. nimbus] сияние,… …   Словарь иностранных слов русского языка

Подробнее: dic.academic.ruЕще по теме: Сия последние новости

Источник: http://www.chsvu.ru/chto-takoe-nimb/

Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых | Духовная жизнь на 4-women.ru

Нимб вокруг головы святого — весьма важная деталь в православной иконографии. О ее значимости говорит  то, что традиционно, при написании иконы, определяют пространство, которое занимает нимб. От этого зависит дальнейшее построение композиции.

Нимб главной фигуры должен находиться в вершине равностороннего треугольника (символ Пресвятой Троицы), стороны которого совпадают, по размеру, со сторонами доски (симметричность иконы — символ правильности, совершенства изображаемого горнего мира).

Нимб на иконе Богородицы

Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.

Совет

Само слово «нимб» идет от латинского «nimbus», означающего «облако». Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.

Богословие нимба

Нимб — это, отнюдь, не просто сияние вокруг головы святого. Как и все детали иконы, он является многозначным сакральным символом. Прежде всего, необходимо объяснить, значение самого света, в богословии иконописи.

Нетварный Свет

По сути, можно сказать, что любая икона — икона Христа. Даже если Он не изображен прямо, Он везде. Все золото на иконе: нимбы, сияющие блики на одеждах и ликах святых, весь золотистый фон — это образ всепроникающей Божественной благодати, в полноте явленной в Небесном Царстве. Все лучи света ведут к источнику света. Да и сам по себе святой человек, это тоже образ Христа.

Нимб на иконе — наиболее светоносная область.

Если изображен святой, то, хотя сияние исходит от него, речь идет об отраженном свете. О том, что Бог освящает и преображает человеческую природу. И только на иконах Спасителя, мы видим Самого Светодавца.

Отдельно надо объяснить форму нимба. Почти всегда (об исключениях речь пойдет ниже), она выглядит как круг. Это образ вечности. В Царствии Божием времени нет.

Икона Умиление Божьей Матери

Итак, свет — это символ божественной благодати и, в конечном счете, Самого Бога. Если внимательно вглядеться в построение нимба, можно заметить, что он очерчен двумя линиями, темной и белой. Это не случайно. В иконографии вообще нет ничего случайного. Темная граница символизирует непостижимость и неприступность Божественного. Его отделенность от сотворённого мира, запредельность.

Но дальше идет светлая линия, как правило, белая. Белый в иконографии сродни золотому. Это тоже свет, но немного другой. Белый — свет Фавора, преображения. И белая полоса вокруг нимба символизирует явление Божие в сотворённом мире. Свет приходит к тем, кого Он создал, чтобы преобразить их. Правда, увидеть эти две линии можно не на всех иконах. Каноны иконописи часто забывались и нарушались.

Образы Спасителя

В целом, на иконах Христа нимб выглядит также как у святых, но имеет дополнительные детали. Это крест — главный символ христианства. Крестом спасен мир.

Чтобы умереть на кресте, сюда пришел Господь. Через крестные страдания, Он возвращает отпавшую вселенную к Себе. Потому, не случайно, крест на Его нимбе имеет расширяющиеся концы.

Он как бы распространяется в вечность, охватывает весь мир.

Кроме того, в круг нимба всегда вписаны три буквы — «ό ώ ν». Греческое слово όών означает «Сущий». Оно нужно, чтобы подчеркнуть, — Тот, Кто изображен здесь как человек, еще и Предвечный Бог, Причина всего бытия.  Нимбы на некоторых (довольно редких) иконах Спасителя заключают внутри восьмиугольник. Два квадрата символизируют два мира и отличаются цветом.

Икона Иисус Христос

Обратите внимание

Красный, в иконографии, символ земли и мученической крови. В данном случае, той, которую пролил за наш мир Спаситель. Голубой — цвет неба, духовного мира ангелов.

 Восьмиконечная звезда, образованная четырехугольниками, — символ единства двух миров. Как образ власти Христа, Его владычества над видимым и невидимым, изображается эта звезда за Его головой.

Но это только первый смысловой пласт. Та же звезда символизирует свойства Самого Бога.

Синий цвет в иконографии, как и черный («голубой — это как бы тончайшая мгла… Как желтый всегда приводит с собою свет, так же можно сказать, что голубой всегда приводит с собою нечто темное» П. Флоренский), может быть образом непостижимости Бога, Его непознаваемости и недоступности для нас.

Красный — цвет царя, символ всемогущества Христа.

Кроме того, существуют свои отличия в иконографии Бога Отца. Но, поскольку Его изображения были запрещены церковью, и появлялись только из-за богословской неграмотности, о них можно не упоминать.

Нимбы, отличной от круга формы

В Византийской иконописи, можно найти изображение квадратных нимбов. Они имели свое смысловое наполнение. Если круг — вечность, то квадрат — потусторонность, мир земли.

Святой, с четырехугольным нимбом изображен еще в своей земной жизни. И цвет такого нимба не золотой, а белый. То есть, это еще не данная в полноте Божественная благодать, как в мире горнем, а преображающая, постепенно открывающаяся на земле.

Другие традиции можно встретить у католиков. На католических иконах сияние часто образует как бы венец над головой святого. Свет нисходит на него сверху, извне. Тогда, как на православном изображении, благодать Божия освящает человека изнутри, пронизывает собой все созданное.

Православная икона — это святыня. Она нужна, чтобы через образ верующему открывался Первообраз. Ее называют «молитвой в красках», «окном в Горний Мир».

Такие задачи иконописи, как вида искусства, потребовали создания особого художественного языка. Его можно назвать символическим реализмом.

Здесь нет натурализма, ведь речь идет об уже полностью преображенном мире, но нет и абстрактных символов или аллегорий.

Ведь это люди, реальные земные люди, должны преобразиться. Здесь материя сочетается с Духом, видимое с невидимым, человеческое с Божественным.

И вся икона в целом, и каждая ее часть: нимбы, одежда, предметы, цвета, линии, композиция, через символ ведут к Источнику бытия.

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-nimb-i-chto-znachit-eto.html

Что символизируют нимбы над головой у Святых?

Раздел: Новоначальным

Ореол — изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых. Ореолы бывают следующих форм: нимб — светящееся кольцо; гало — светящийся круг (от греч. halos— круг, диск); мандорла — стилизованный миндалевидный ореол. В христианстве общим для всех святых является нимб — светящийся диск, который окружает голову.

Нимб также называют словом «гало», которое происходит от греческого «халос» (деревянный круглый настил, по которому ходит бык, вращая жернова на мельнице).

Это слово было возвращено к жизни в XVI веке, когда астрономы стали использовать его для названия сияния вокруг Солнца, Луны и других планет, вызванного рефракцией света из-за тумана.

Важно

Теологи переняли это слово, чтобы обозначить им «корону славы» над головами ангелов, святых и мучеников.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным.

Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св.

Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория.

Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен.

Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием

Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”.

Читайте также:  Что такое икона божией матери одигитрии: описание и значение

У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”.

Совет

В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

Афонская трибуна

Источник: http://predtecha.kiev.ua/articles/830-nimb-na-ikonah.html

Ответы на вопросы — Просветительский сайт

«Над головой каждого человека находится особая конструкция тонкого плана, именуемая нами импульсным кольцом. Она осуществляет связь человека с его Небесным Учителем и выполняет ряд других функций.

Святые это люди, у которых по особому построены программы существования в земном мире.

Но им всегда для проверки их Веры предоставляются два варианта выбора обычный путь мирского человека и путь отшельника, не имеющего ни семьи, ни детей.

Но так как это обычно сильные личности с устойчивыми качествами, то они предпочитают служение Богу мирским радостям. Поэтому чаще всего они становятся отшельниками и живут вдали от людского общества.

Такие люди посвящают свою жизнь многочасовым молениям, то есть постоянной работе с высоким диапазоном энергий.

Они и до этого имели высокий энергетический потенциал души, а работа с молитвами, а значит, с энергиями духовного плана, способствует наращиванию их энергетической мощи ещё больше.

Но так как преобразование энергий начинается с физического плана при чтении молитв и религиозных текстов, то эти энергии в первую очередь проходят через импульсное кольцо. Также у них сюда же плюсуется энергия мысли, их чувств и реакций на всё окружающее.

Не будем говорить, как эти энергии трансформируются в их тонкие оболочки, а ответим конкретно на поставленный вопрос. При деятельности святых происходит первичная концентрация огромного количества энергии на импульсном кольце.

Обратите внимание

А так как эти энергии приближены к физическим, то они становятся часто видны невооружённым глазом. Но чаще всего их видят ясновидящие, у которых третий глаз работает в более высоком диапазоне частот, чем физические органы зрения.

Однако свечение наблюдается только, когда на импульсном кольце накапливается определённое количество энергии.

Также подобное свечение может быть не только у святых, а и у других людей, работающих с энергиями. Излучать могут руки, ноги, живот и всё прочее в зависимости от того, какими практиками занимается человек и где он концентрирует свою энергию.

Если он занимается религией и все его помыслы связаны только с ней, то свет будет исходить от головы. Это подтверждают и кирлиановские снимки. Концентрированная энергия будет высвечивать импульсное кольцо, и тогда другие видят, что у такого человека появился светящийся нимб над головой.

У такого человека хорошо будут высвечиваться и мыслеобразы, выходящие из головы в процессе мышления. Это тоже подтверждают кирлиановские снимки.

Если же святые или монахи, а также отдельные индивиды займутся китайской борьбой, у них начнут светиться руки и ноги, где больше всего концентрируется эта энергия. У некоторых людей начинают светиться тонкие тела, что другие воспринимают как свечение ауры.

Некоторые фотографии прекрасно отражают ауру разных людей. Например, на них можно хорошо увидеть влияние молитв на тонкое строение человека.

До чтения молитвы аура бывает одной величины, а при чтении, например, «Отче Наш» несколько раз, увеличивается биополе человека и фотография отражает, что аура возрастает и становится ровней. При этом после молитв она светлеет.

Важно

Китайцы даже научились манипулировать энергиями и использовать их для борьбы. Это уже для человека — высшая школа.

Многие такие борцы умеют сбивать противника на расстоянии с ног только своей энергией, не притрагиваясь к нему физически.

Но подобные действия затем требуют восполнения личной энергии, так как отдаётся много её из собственных резервов. Поэтому такой способ борьбы считается непрактичным. Он изжил уже себя, китайские святые им больше не пользуются.

Работа кольца у святого не отличается по принципу работы от работы кольца у обычного человека. Принцип тот же, но из-за того, что потенциал энергии, концентрируемый на кольце, у святого во много раз превышает тот же показатель у мирянина, то у него скорость вращения кольца настолько велика, что импульсное кольцо выглядит, как диск, и светится.»

Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова.

Источник: http://www.lawsuniverse.ru/faq/40-1

НИМБ

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Нимб (лат.

nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых , запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы).

Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) – сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).

Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности.

Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако.

В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру.

В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла ) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица, мученики и другие святые.

Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней.

Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери.

Совет

Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника, позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз.

“крестовым” нимбом – нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего.

Существовала традиция, в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные ( пророки и патриархи ) – с серебрянным.

С развитием учения об обожении нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла , окружающая Христа, понимается как изображение того света, который апостолы Петр, Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении (см. Мк. 9. 3); этот свет, по учению св.

Григория Паламы , был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е.

в причастности Божеству по благодати, Иконографический прием получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом.

Источники

В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов — http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2303799.html

Нимб

нимб над головой, нимбэгний ач тус
Нимб (от лат. nimbus — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери, святых и т. д., символизирующие их святость. Бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета.

Круглый нимб с вписанным в него крестом (крещатый нимб) — важнейший атрибут, который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.

Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма, в христианском искусстве распространяется с IV века.

В исламском искусстве, в частности, миниатюрах, нимб употребляется в изображении многих людей, не обязательно святых. В византийской традиции с нимбом изображали царствующую особу.

Содержание

  • 1 Нимб в католической и православной традициях
  • 2 Нимб в Буддизме
  • 3 Нимб в Индуизме
  • 4 Термин
  • 5 Происхождение нимба
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Нимб в католической и православной традициях

В произведениях западного (католического) и восточного (православного) христианского искусства можно увидеть разное понимание нимба: на Западе нимб даётся в ракурсе, это диск или кольцо над головой (аналог венца или короны), даваемые святому свыше как награда за праведность; на Востоке нимб — круг сияния, знак просветления лика святого.

  • Нимб в западном искусстве. Мадонна с Младенцем. Доменико Венециано.
  • Нимб в восточнохристианском искусстве. Икона Богородицы с Младенцем Перивлепта. Византия. Вторая половина XIV в.

икона: Спас Вседержитель. Россия. Не позднее XVIII в. На крестчатом нимбе надпись: ὤΝСущий

На православных греческих и русских иконах на нимбах или рядом с ними достаточно часто помещают надписи. На нимбе Иисуса Христа три буквы (ὁ), (ὤ), Ν (ν): др.-греч. ὁ ὤν — это имя существительное означает Сущий, образованное от древнегреческого глагола др.

-греч. εἰμί — быть. «Сущий» — всегда существовавший это одно из имён, которое относится исключительно только к Богу-Творцу и не относится ни к одному из всех остальных созданных Богом творений, имеющих начало. Рядом с нимбом Христа надпись: др.-греч.

Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ или Ι ҃C Χ ҃C → Ἰησοῦς Χριστός → Иисус Христос. Поскольку надпись на нимбе Христа, то она означает, что Иисус Христос — Сущий или Иисус Христос это истинный и безначальный Бог. Три литеры помещают обычно на изображении Креста (крестчатый нимб).

Крест символизирует страдание и воскресение Христа; пройдя через распятие и смерть на Кресте, Иисус Христос воскрес и спас всех людей от греха и смерти. Все символы в конечном итоге означают, что Иисус Христос есть Сущий или безначальный и истинный Бог — Спаситель.

Обратите внимание

Из совокупности символов проистекает и название данной иконы Иисуса Христа: изображение Спасителя (Спаса) или «Спас».

Рядом с нимбом Девы Марии помещают надпись: др.-греч. Μ ҃ Ρ Θ ҃ Υ. Это означает Μήτηρ Θεού — «Матерь Бога» или «Божия Матерь».

Нимбы не святых

Прижизненное изображение семьи византийского императора с нимбами в рукописи IX века «Гомилии Григория Богослова»: Евдокия Ингерина, Лев VI, Александр, впоследствии ни один из изображенных не был причислен к лику святых

При изображении на средневековых фресках живых людей или умерших князей также изображались нимбы. В этом случае нимбы не свидетельствовали о почитании святым изображенного, а показывали его статус. Такие изображения можно найти в храмах и рукописях Византии, а также в соборах и зданиях Московского Кремля.

В Католической традиции живые (современные художнику) личности, такие, как папа, император и донаторы также изображались с нимбом, но, как правило, квадратной формы. Аллегорические фигуры могли изображаться с шестиугольными нимбами.

Нимб в Буддизме

Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. Нимб может быть голубым, жёлтым или радужным. В буддизме Красное гало Будды — символ динамичной солярной активности.

  • Будда. Индия
  • Паринирва́на
  • Проповедь в Дир-Парк
  • Шведагон

Нимб в Индуизме

  • Сарасвати — богиня мудрости, знания, супруга Брахмы.
  • Будда

Термин

Слово «нимб» появляется в русском языке не позднее XIX века, вероятно, как заимствование из немецкого. До этого нимбы часто именовались словом «окружок» (от «круг»). Также в XIX веке за нимбом утверждается название «венец» или «венчик» (по наименованию головного убора, что близко к католическому пониманию нимба как награды).

Происхождение нимба

Троица Андрея Рублёва

Относительно происхождения нимба мнения учёных расходятся: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведёт свое начало от мениска (μηνίσκος) — круглого металлического помещенного горизонтально кружка, которым греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от непогоды и от птичьих нечистот; другие ищут происхождение нимба в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа; третьи думают, что нимб первоначально явился как очень уместный атрибут в изображениях божеств, представлявших собой небесные светила, и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взяты или достойны попасть на небо.

Всего вероятнее, что нимб обязан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим облаком, частицей того светозарного эфира, который находится над земной атмосферой и составляет обычное местопребывание богов.

Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческой поэзией, впоследствии было перенесено из неё в образные искусства, главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было затруднительно; то художники стали довольствоваться условным его обозначением, а именно помещением его только вокруг голов. Точно так же может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности, употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла. Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что нимб явился в нём не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешёл к римлянам, в Египет, в Индию, к поклонникам Брамы и Будды и в христианство.

Изображение Святого Духа в виде голубя Всевидящее Око Божие (икона, XIX век)

В христианской иконографии нимб с древнейших времен стал принадлежностью изображений ипостасей Святой Троицы, ангелов, Богоматери и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных, служащих символами четырёх евангелистов (см. тетраморф).

При этом для некоторых икон установились нимбы особого рода. Таким образом, лик Бога-Отца помещался среди нимба, имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками. С треугольным нимбом иногда изображались также Святой Дух (в виде голубя) и Всевидящее Око.

Спасителю христианская иконография присвоила преимущественно «крестовый» нимб, то есть круглый диск с начертанным внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головой. Такой же нимб получили и символические изображения Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Святой Дух.

Читайте также:  Храм бориса и глеба в зюзино: история, архитектура, расписание

Впоследствии украшением подобного нимба сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходящих из середины диска в виде радиусов. Богородицу изображают с кругообразным нимбом, украшенным двенадцатью звёздами, диадемой или лучезарной короной.

Ангелы и святые наделяются простым, круглым нимбом, который старинные живописцы, представляя апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая же пророков и патриархов — серебрили.

  • Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис)
  • бог в христианской иконографии с лучистым нимбом на римской мозаике.
  • Герб Священной Римской империи (период Габсбургов). Как государственная эмблема Священной Римской империи двуглавый орёл изображался чёрным в золотом щите, с золотыми же клювами и когтями; головы орла были окружены нимбами
  • Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с нимбом

См. также

  • Аура — золотистое сияние, наблюдаемое, согласно религиозным и эзотерическим преданиям и легендам, вокруг головы и всего тела человека.
  • Мандорла (от итал. mandorla «миндалина») — в христианском и буддийском искусстве особая форма нимба

Примечания

  1. Нимб // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  2. Нимб в могольской миниатюре
  3. Шарль Диль История Византийской империи
  4. Нимб

Литература

  • Ричард Онианс. Нимб // Онианс Р. На коленях богов. М.: «Прогресс-Традиция», 1999, с. 152—165
  • Сомов А. И. Нимб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сомов А. И. Ореол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

нимб, нимб ангела, нимб ангела пнг тамблер, нимб над головой, нимба видео, нимблер, нимбус, нимбэг, нимбэгийн мод блог, нимбэгний ач тус

Нимб Информацию О

Нимб

Нимб
Нимб Вы просматриваете субъект
Нимб что, Нимб кто, Нимб описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-175883.html

Что такое Нимб

Нимб, Александра Адорнетто. НИМБ — (лат. nimbus облако). Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной.

НИМБ — Научно исследовательский методический бюллетень образование и наука Словарь: С. Фадеев.

Обратите внимание

Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. Относительно «ауры» и «нимба».

Важно

1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности.

Круглый нимб, или гало, означает мертвого человека; квадратный или шестиугольный ореол указывает на живущего святого. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицыФеникс как символ солярной силы и бессмертия.

Нимб может быть голубым, желтым или радужным.

Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога Отца. Гало в виде креста указывает на Христа. У римлян голубой нимб — атрибут Аполлона и Юпитера. Рисованные нимбы, озаряющие головы людей, встречались на протяжении веков в различных культурах — древнегреческой, византийской, мусульманской, христианской.

Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой.

Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов.

В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества.

Смотреть что такое «НИМБ» в других словарях:

У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов. Место с нимбами на иконах и с усопшими всех разновидностей. Очевидно, что этот знак мог в дальнейшем трансформироваться в нимб. Т.к.

смысл обоих символов идентичен. Скажем, нимб & окаменевший ну никак не тянут на даже приблизительную общность.

В большинстве случаев удостоенные нимба особы не разлагались в земле как все, а «усыхали» и мумифицировались, то есть «каменели».

Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества. В христианстве гало не изображалось до IV века. Оно означает святость; святого. В митраизме гало указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.

Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами. У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Святой Троицы, Богоматери, ангелов и святых. К примеру, у лика Бога Отца нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды.

Нимб в христианстве

Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы.

Нимб, или солнечная корона, считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы.

Совет

Эта зона света в виде треугольника, квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой.

Нимб над головой: история происхождения

Крест внутри круга или крестообразный ореол – это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа.

В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. Агнец — это Иисус, баран — это умирающая жертва.

«лампа» — нимб очень похож на свечение лампы и саму лампу.Душа – это «анима» на латинским.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

К тому же в тексте об «окаменевших» ничего не было. Только «застывший», «окоченевший», «взятый».

Вот, например, слова с фонетикой к «НИМБ»: симбиоз,цимбалы,Лимбург,(Абу)-Симбела,Чимботе,Лимбажи,Симбирск… Например, в Лимбурге 2 фонемы «лим» и «бург» — «берег».

Речь идет о фонемах типа комб/нимб/томб/комп определенных 3-мя согласными, вариативными в узких пределах.Вот «компот» соответствует.

Академик Зализняк, как и вся традиционная наука «уперлась» в проблему рационально обосновать полный путь трансформации того или иного слова из обозримого прошлого. Академик Зализняк высмеивает ошибки допущенные неспециалистами в своих попытках найти правильное решение вопроса, почему все языки так похожи.

И что такое буква «а». Совпадение? И почему аура — это именно круг/кольцо, а не квадрат или звезда, например? И себя с наукой не соотносить никаким каком.Я тоже дилетант. Но почему… Почему многие считают, что лингвистика — это вам не теоретическая физика и не какая-нибудь там топология или теория групп…

На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий.

Источник: http://kalavalapi.ru/chto-takoe-nimb/

Символика икон

Скачать в формате Microsoft Word

В православной иконографии жесты, цвета, предметы в символическом значении не носят безусловный характер.
Как и Священное Писание, икона имеет несколько методов толкования:  буквальный, аллегорический, нравственный, духовный.

Пространство Пространство в иконе отображается при помощи обратной (зрительная позиция переносится как бы внутрь происходящего), сферической и прямой перспективы.
Время Для части икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу, чем подчёркивается их общее духовное единство.Часто икона показывает события нескольких дней или даже целой жизни святого, последовательно изображая события на самой иконе или в клеймах.
Композиция Вневременному и внепространственному восприятию иконы способствует и  её композиция, отличающаяся полнейшей завершенностью и отрешенностью от всего внешнего и своеобразной мелодичностью. Замкнутая композиция и ритмичность придают иконе  отрешенный от земной жизни характер, противоположный грубому натурализму.
Фон Золотой фон иконы представляет сияние славы Бога, как погруженность мира в действенную силу Божественных энергий.
Свет Свет – одно из имён Бога. В мире горнем нет теней. Икона являет святых, освященных божественной благодатью, а не чувственным светом. Луч с небесных сфер – символ божественной благодати.Три луча – указывают на то, что в любом божественном действии следует видеть участие всех божественных Лиц.
Символика цвета В каждой иконе символическое решение цвета бывает разным и подчеркивается другими изобразительными средствами. Поэтому для того, чтобы понять, что символизирует тот или иной цвет, надо ориентироваться не только на общую тенденцию, но и на смысловой и композиционный контекст каждой конкретной иконы.
Символы святости Сияние в форме круга вокруг головы —  нимб. Нимб – отображение сияния нетварного Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом. Крест в нимбе Спасителя (крещатый нимб) –  указание на Его Крестную жертву. Иногда на иконах Троицы крещатыми нимбами наделяются все три Ангела, символизирующие Три Лица Пресвятой Троицы. Квадратный нимб – в западной традиции у донаторов (ктиторов).Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.
Символика жестов Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение. Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию. Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности. Две руки, поднятые вверх – усиленная молитва. Руки, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы.Руки, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Символика предметов Дуб – на иконах Троицы символизирует древо жизни, буквально – мамврийский дуб. Дом – символ домостроительства, рукотворного мира, церкви, райские обители. Гора – символ духовно-нравственного восхождения. Золотой венец – символ духовной победы. Красный крест – символ мученичества, царского достоинства. Цветок анемона – знак скорби Богородицы (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»). Юноша с трубой – ветер (на иконах Страшного суда). Копье в руках святого – победа над темными силами. Указующий перст (десница) нисходящая с неба – Божественный промысл. Лестница – духовное возвышение и стремление к Богу. Пещера часто является аллегорией преисподней. Лоза – Христос и Его Церковь. Гроздья винограда – символы церкви и евхаристии. Посох у ангела – символ небесного посланничества. Жезл в руках ангела – это символ власти и достоинства. Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом (часто светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера) или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание или щит. Трубы в руках ангелов – символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы. Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.
Образы из Священного Писания Золотой крест, якорь и сердце – вера, надежда и любовь. Книга – Евангелие, Книга Жизни, дух премудрости. Золотой подсвечник – Святой Дух (семь свечей – семь даров Св. Духа). Рог – символ крепости. Громовые стрелы – дух гнева Божия.Голубица, держащая во рту ветвь – символ мира и милости Божией.
Символы местонахождения Указывая, так же как и пейзаж, на то, что происходящее в иконе действие исторически связано с определенным местом, архитектура всю полноту этого действия никогда в себе не вмещает. Она лишь служит для него фоном, ибо по самому смыслу иконы действие не замыкается, не ограничивается местом, так же, как явленное во времени, оно не ограничивается временем. Поэтому событие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания. Событие перед пещерой – может значить в пещере. Два-три дерева может символизировать лес.Если мы сравним то, как передается в иконе человеческая фигура и как передается здание, то увидим между ними большую разницу: человеческая фигура, за редкими исключениями, всегда правильно построена, в ней все на своем месте; то же и в одежде. Архитектура же, как по своим формам, так и по их распределению подчеркнуто алогична. Двери и окна часто пробиты не на месте, размер их не соответствует их назначению и т. д. Смысл этого явления в том, что архитектура – единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие — вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Правая и левая сторона Может указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда.
Символ приснодевства Богородицы Три звезды на мафории Богородицы – символ Её девства до, во время и после Рождества Христова.
Складки на одежде Не случайны и беспорядочны, а подчиняются общей гармонии образа святого, их ритмичность подчёркивает и движение.Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII–XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV–XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Положение фигур на иконе Святые повернуты к нам прямо или на три четверти.Икона – средство для молитвенного общения, молясь, мы встречаемся со святыми лицом к лицу. Профиль означает отсутствие непосредственного общения и используется лишь в композициях, обычно у несвятых лиц – волхвов, пастухов.
Животные Пеликан – символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия.Символы Евангелистов чаще: Матфей – Ангел, Марк – лев, Лука — телец, Иоанн – орёл.
Символика церковных Таинств Сосуд с водой – Таинство Крещения. Алавастровый сосуд (сосуд с длинным горлышком) – Таинство Миропомазания. Чаша и дискос – Таинство Причащения.Сосуд с елеем – Таинство Елеоосвящения (соборования).
Символика небесных тел Изображения светил подчёркивают, что они являются лишь частью творения; небесные тела участвуют во «вселенском богослужении» и подчиняются воле Творца.В сцене Распятия почти всегда присутствуют два диска. Это знаки солнца и луны.
Движение Физическое движение на иконе подчинено общему смыслу композиции и частному смыслу данного персонажа. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Одеяния Одеяния позволяют подчеркнуть статус того, кто изображен на иконе. Шуба или пурпурная мантия являются атрибутом святых князей, плащ – воинов, а белый гиматий символизирует мученичество.Ангелы на иконах облачены в роскошные одежды византийских придворных (что символизирует их службу Царю Небесному). Бесы, напротив, пишутся голыми, так как «обнажены от всякого блага» (этот символ следует воспринимать в контексте, поскольку обнажёнными изображаются и прародители Адам и Ева в Эдеме, но в этом случае это означает невинность и чистоту помыслов до грехопадения).
Символы, позволяющие персонифицировать центральный образ иконы Преподобного Сергия Радонежского принято писать держащим на ладони основанный им монастырь, праведный Ной держит в руке ковчег, пророк Моисей – скрижали Завета, целитель и великомученик Пантелеймон традиционно изображается с коробочкой лекарств, прп. Андрей Рублев – с иконой Святой Троицы, а прп. Серафим Саровский – со свитком изречений и молитв.
Читайте также:  Заповедь христа "возлюби ближнего своего как самого себя", понятие "ближнего", толкование заповеди

См. также:

Источник: https://azbyka.ru/shemy/simvolika-ikon.shtml

Аура или нимб? Можно ли измерить сияние святых

Есть ли у человека аура? Некоторые считают, что нимбы над святыми — это как раз изображения их «сильной ауры». А если, с точки зрения Православной Церкви, ауры не существует, значит, все, кто утверждают, что ее видят, лжецы? Но ведь есть множество публикаций о том, что тело человека излучает свечение и даже, вроде бы, разработаны методы фотографирования этого свечения…

Из письма читателя

На вопрос читателя отвечают ученый Ара Саакович Базян и священник Аркадий Северюхин.

«Духовные» материалисты

Вообще, к публикациям во всевозможных популярных изданиях ученые относятся скептически. Они доверяют только статьям в журналах, которые проходят жесткую рецензию специалистов. Но даже такие сообщения не берутся на веру, а проверяются и перепроверяются.

Что же касается известного по некоторым публикациям «эффекта Кирлиан», т.е.

фиксирования излучения от кончиков пальцев, а также так называемой ауры (определяемой как невидимое свечение живых тел) — все это совершенно не доказанные наукой и не относящиеся к научным разработкам плоды фантазии.

Что такое «эффект Кирлиан»? Светочувствительную пластинку обрабатывают валиком, на который подается ток высокого напряжения и слабой силы. Между валиком и фотопластинкой помещают какой-нибудь предмет, к примеру, лист растения или палец человека.

Обратите внимание

И там, где ток «пробивает» предмет, пластинка засвечивается. Таким образом, получается изображение, передающее форму предмета. А поскольку электрический пробой вызывает искру, то вокруг предмета появляются «лучики». Чистая физика, ничего мистического или «паранормального».

Может сложиться впечатление, что я просто такой «Фома неверующий», который никогда с этим не встречался и твердит: «Пока своими руками не пощупаю, не поверю». Щупал — врут.

Среди целителей и экстрасенсов вообще очень много обманщиков, я с этим сталкивался несколько раз, когда сотрудники Роспатента просили меня дать отзыв на публикации, которые были представлены для получения патента.

У биологического тела множество различных выделений (СО2, влага, запахи и т.п.) и очень мало излучений. А работу нервной и мышечной систем людей и животных обеспечивает распространение по нервным и мышечным волокнам электрических импульсов с очень маленькими потенциалами (10-60 мВ).

Естественно, это создает электромагнитное поле. Но оно настолько слабое, что не пробивает кожу и, значит, телом не излучается. Для того чтобы зарегистрировать этот нервный импульс, приходится его многократно усиливать с помощью различных приборов.

И уж конечно, ни о каком электромагнитном излучении тела речи тут не идет.

Кроме того, есть еще один нюанс. Столь невысокая разность потенциалов на тонкой мембране нервного волокна обеспечивается очень высокой напряженностью электрического поля (более 1000 В/см). Напряженность естественного электрического поля у поверхности Земли намного меньше (около 1-3 В/см).

Таким образом, система передачи сигналов в мозге, нервах и мышцах имеет высокую степень защиты от внешних электромагнитных воздействий, даже если они, как утверждают «экстрасенсы», очень сильные. Поэтому никакая передача энергии в виде электромагнитного излучения от целителя к пациенту невозможна.

Иначе в потоке непрерывных электромагнитных воздействий мозг просто не смог бы работать.

Самое сильное излучение, которое свойственно человеческому телу — это тепло. Температуру тела, как известно, очень просто измерить термометром. Но есть и специальные приборы, которые регистрируют тепловое излучение человека на расстоянии. Например, тепловизор.

Важно

Этот прибор делает тепловое излучение видимым, воспроизводя его на экране компьютера окрашенным в различные цвета, зависящие от интенсивности тепла. В течение нескольких лет специалисты пытались приспособить тепловизор к диагностике различных заболеваний.

Но успеха не добились — слишком уж обобщающий показатель.

Конечно, есть множество явлений, которые не поддаются описанию и пониманию с позиции точной науки. Например, из школьного учебника физики известно, что свет — это фотон, то есть одновременно и частица (имеет массу), и волна (имеет длину волны). В сетчатке глаза локализованы три типа пигмента, ответственного за цветное зрение.

Один поглощает фотоны с длиной волны 400-500 нанометров (нм), другой — 500-600 нм, третий — 600-700 нм. После этого клетки начинают генерировать электрические импульсы, которые по зрительным нервным волокнам входят в мозг и достигают нервных клеток зрительной коры, которые и позволяют нам видеть цвета.

Но каким образом электрические нервные импульсы трансформируются в цвет, совершенно непонятно. Ни один ученый не опишет, как импульсная активность, дошедшая до специфических нейронных структур мозга, превращается в цвета, звуки, запахи, боль, радость, счастье, любовь, в смысл слов и так далее. Это то, что называют — «субъективное».

Для его изучения люди придумали гуманитарную науку психологию. Но есть еще одна область, которая связана с этим субъективным миром. И эта область называется религиозным сознанием.

Здесь субъективные ощущения связаны с душой. Но душа — субстанция не материальная. И вся терминология, используемая в религиозном сознании, хоть и похожа на физическую (так как окружающий нас мир — физический), но несет в себе духовный метафорический смысл.

Так что, духовная или ментальная энергия — вовсе не аналог энергии физической (под термином «ментальность» я понимаю совокупность идей, взглядов, особенности духовного и религиозного мышления, культуру). И духовная сила — это не физическая сила. И такое духовное понятие как сияние, свет — это не физическое свечение, его не взвесишь, не измеришь.

Это физическую энергию всегда можно вычислить. Духовную — никогда.

Духовное не вытекает из материальных процессов. Но оно взаимодействует с материей. Более того, оно воздействует на организм. Мы знаем, что духовная сила может помочь перебороть недуг, она движет нами, помогает преодолевать препятствия. В конце концов, именно духовная энергия стимулирует нас к творчеству.

Совет

Но мы ощущаем ее субъективно. Ее, так же как и любовь, нельзя передать некими «пассами» или какими-то другими подобными способами, как это пытаются делать некоторые «целители».

Поэтому все попытки объяснить духовный мир через физический терпят неудачу, и тем, кто пытается это делать, приходится лгать и изворачиваться.

Человек, пытающийся описать духовное материальными процессами — законченный материалист. Что ж, это его право, человеку дана свобода воли, и он вправе сам выбирать свой путь в жизни. Но если ты материалист, зачем тебе для описания явлений, которые ты считаешь физическими, какие-то «духовные» термины вроде ауры?

Иногда люди действительно видят, как светятся чьи-то лица (так видел свет, исходивший от лица св. Серафима Саровского, Н.А. Мотовилов). Да и вообще, когда на человека просто смотрят с любовью, ему может показаться, что от смотрящего исходят свет и тепло. У меня, по крайней мере, так было. А когда смотрят с ненавистью, лицо смотрящего темнеет.

Я где-то прочел такую фразу: «Господь любит каждого больше всех». Если это так, то человек, общающийся со святым, вполне может видеть, как светится его лицо — от той концентрации любви, которой любит его Господь. Но это вовсе не значит, что у люксметра (прибора, показывающего интенсивность освещения), направленного на лицо св.

Серафима Саровского, должна отклониться стрелка. И слава Богу!

Ара Саакович БАЗЯН,
доктор биологических наук, заведующий лабораторией нейрохимических механизмов обучения и памяти Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (Москва)

Слава Тебе, Показавшему нам Свет!

Этимологически слово «нимб» восходит к латинскому nimbus (туча, облако). Древние греки, с их любовью к театральным эффектам, описывая явления людям богов-олимпийцев, представляли их в окружении небесного облака — нимба. Есть, правда, и более приземленная версия происхождения нимба.

По ней, греки устанавливали над своими многочисленными статуями круглые металлические диски (так называемые мениски) просто чтобы защитить их от непогоды и «птичьего вандализма».

Как бы там ни было, нимб в изобразительном искусстве впервые появился именно у греков, и лишь потом был позаимствован не только их западными соседями, но и Египтом и Индией.

Обратите внимание

Естественно, весь богатейший опыт науки и искусства дохристианских времен был благоразумно воспринят и обновлен в христианстве. В том числе и нимб. Этот образ был наполнен христианским содержанием и занял достойное место в церковном искусстве.

Но нимб — явление не только визуальное, но и понятийное, он не только символизирует свет и святость, но и отображает суть, раскрывает тайну Божественного присутствия. Икона земными красками передает неземное. И золото на ней, обозначая свет, не испускает его, а лишь отражает.

Как и свет, исходящий от святого — он по природе принадлежит не лично ему, а Богу.

Дело в том, что наши органы чувств могут воспринимать лишь ограниченный объем информации. После грехопадения человек был облачен в «кожаные ризы». Как объясняет св. Игнатий Брянчанинов, этими ризами он огражден от влияния мира духовных существ, чтобы предотвратить общение Адама и его потомков с демонами.

Но разнообразные «магические» обряды показывают, что человек все же научился вторгаться в этот мир. Иногда с помощью так называемых психотропных веществ, а иногда просто благодаря наработанному опыту вхождения в мир падших духов шаман, колдун или оккультист-экстрасенс действительно может видеть и свечение человеческой души, и воспринимать звуки в виде зрительных образов, и многое другое.

Но все это не имеет никакого отношения к тому, что отражает нимб на христианской иконе.

Физическое состояние человеческого тела может меняться вследствие духовных перемен. Апостолы ведь тоже не всегда были такими дерзновенными, но, получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, смогли просветить всю Вселенную. Господь и сегодня дает нам эти дары — в таинствах Церкви.

В них все естество человека — и душа, и тело — преображается, и человек возвращается к своему естественному состоянию — богообщению. А поскольку Бог есть свет, то, как свидетельствуют святые отцы, у тех, кто соединяется с Ним, ум, сливаясь с Источником всякого света, сам становится светом.

И весь человек изменяется, как металл, раскаленный в огне, который приобретает свойства огня. Нисходя на человека, Божественный свет настолько сильно преобразует всю его не только духовную, но и телесную структуру, что его тело начинает излучать видимое сияние.

Важно

Вся церковная история святости — живое свидетельство такого преображения человеческой природы.

Но, просвещая всего человека, этот благодатный опыт в то же время остается тайной для его рассудка и не может быть рассудочно передан другому. Словами можно только указать на него, но не передать.

И духовный отец может лишь помочь идти по пути, ведущему к этому опыту, но поделиться им не может, так как этот опыт — дар Духа Святого.

Так и икона может научить богопознанию, а нимб — указать на святость, но если мы сами не будем стремиться к святости, то золотые нимбы святых останутся для нас лишь элементом изобразительного искусства. 

Священник Аркадий СЕВЕРЮХИН, кандидат богословия, ректор Православного института религиоведения и церковных искусств (С.-Петербург)

Источник: журнал «Фома»

Источник: https://sueverie.net/aura-ili-nimb-mozhno-li-izmerit-siyanie-svyatyx.html

Ссылка на основную публикацию